Ждать у моря погоды. Как в Дагестане реализуют госнацполитику

5

В этом году в Дагестане начала осуществляться краткосрочная госпрограмма «Реализация государственной национальной политики в Республики Дагестан на 2018-2020 годы». Среди ее участников – почти все республиканские министерства, муниципальные органы власти и иные ведомства и учреждения, а ответственным исполнителем является Миннац РД.

Высокие идеи без финансового обеспечения

Цели госпрограммы грандиозные: сохранение этнокультурной самобытности народов, населяющих Республику Дагестан; создание условий развития гражданского общества в Республике Дагестан; создание условий для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в дагестанское общество. А помимо этого еще и создание правовых, социально-экономических, политических, культурных и организационных условий и гарантий, направленных на укрепление единства и целостности Российской Федерации.

Задачи же госпрограммы расписаны на полтора листа и чего там только нет. И на все эти задачи выделяется менее 43 млн рублей, из них на 2018 год – 13,9 млн. Такое «щедрое» финансирование превращает госпрограмму, одобренную ФАДН и ее руководителем Игорем Бариновым, в профанацию.

Впрочем, дело не только в финансовом обеспечении, но и в содержании госпрограммы. В заповеднике языков и культур, как нередко называют Дагестан, упор должен в первую очередь делаться на сохранение и развитие уникального этнокультурного богатства. В особенности это касается наследия уязвимых малочисленных народов, которые требуют особых мер защиты и поддержки. Однако кроме самых общих фраз в госпрограмме об этом не говорится.

Дагестан – казачье приграничье?

Правда, в перечне задач одной общности – казачеству уделяется особое внимание, все-таки в республике существует Кизлярское особое приграничное окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества.

Так, планируется создание условий для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы в РД в соответствии с федеральным законодательством и законодательством РД. Также госпрограммой предусмотрено содействие возрождению и развитию самобытной культуры, духовных ценностей, образа жизни, традиций казаков в РД, а также обеспечение участия казачества в возрождении принципов патриотизма, служения Отечеству и военно-спортивного воспитания казачьей молодежи.

Меры поддержки казачества выделены в отдельную подпрограмму, которая отличается детализацией планируемых мероприятий и отдельным бюджетом. Безусловно, содействие казачеству обязательно должно было найти свое место в данной госпрограмме, но создается впечатление, что особых мер поддержки кроме казаков в Дагестане никто не достоин. Более того, в госпрограмме даже не перечислены народы Дагестана, помимо казаков в разных контекстах упоминаются еще русские. В итоге получается, что единственной задачей дагестанских властей является сохранение казачества и русского населения (что во многом одно и тоже).

Поддержим русский язык и культуру

Каким образом все же будет поддерживаться культура и самобытность народов Дагестана согласно данному документу? Социально-экономический эффект от реализации госпрограммы должен выражаться (как указано в ней), в частности, в улучшении этнокультурного и социального самочувствия народов, проживающих в Республике Дагестан. Но никаких механизмов для улучшения самочувствия народов в госпрограмме не прописано. Имеется только поддержка деятельности Центра русского языка и культуры в размере 600 тысяч рублей. Снова возникает вопрос: почему не была предусмотрена поддержка центров культуры и языка других народов, точнее их создание, и не прописаны иные меры содействия развитию культуры данных народов?

Можно, правда, вспомнить о национальных театрах, которые во многом играют роль таких центров, но в их числе есть и русский театр тоже. Все театры нуждаются в серьезной поддержке государства, некоторые не имеют своих помещений. Но госпрограмма обошла стороной и этот вопрос. То есть централизованной, внятной и ощутимой поддержки культуры народов Дагестана от реализации госпрограммы не ожидается.

Языки Дагестана: поддержка на словах

Если вопрос поддержки русской культуры в рамках работы центра вполне закономерен, то русский язык – государственный язык РФ в этом точно не нуждается. Да и какую реальную пользу такой центр может принести и так доминирующему во всех сферах русскому языку?

Да, в госпрограмме упоминаются языки народов Дагестана. Но в каком ключе? Предусматривается «создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Дагестана при главенствующей роли русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения». Такая формулировка, не должна была быть включена в текст документа, так как она крайне однобока.

В ней не говорится о том, что у Дагестана, как субъекта федерации, есть еще и собственная Конституция, в которой упоминаются государственные языки (правда, до сих пор не перечисленные). А эти самые языки в республике, согласно 68-й статье Конституции РФ, являются равными по своему статусу русскому языку. И, если в госпрограмме предусматривается главенство русского языка, который и так абсолютно доминирует в республике, то каким образом стимулировать развитие местных языков, численность носителей которых стремительно сокращается, о чем сообщала и глава Миннаца Татьяна Гамалей?

Соцопрос вместо закона о языках

Почему в госпрограмме не говорится о необходимости принятия закона о языках народов Дагестана, о конкретизации статуса, сфер обязательного функционирования языков и о нормативно-правовых механизмах, которые следует принять для претворения в жизнь данных мер? Это ведь логическое продолжение языковых положений российской конституции, которые никак не удается довести до ума не только в Дагестане, но и в остальных республиках.

Зато результаты реализации госпрограммы должны быть проанализированы с помощью целевых индикаторов и показателей. Предусмотрено проведение соцопросов, которые выяснят степень удовлетворенности реализацией прав на обучение на языках народов Дагестана и на их изучение, а также на получение информации на языках народов Дагестана. Только какие положительные изменения можно ожидать, если в госпрограмме отсутствуют конкретные мероприятия в области поддержки языков народов Дагестана?

Можно констатировать, что в самой республике профильным министерством даже с помощью госпрограмм фактически ничего не делается для того, чтобы культуры и языки народов Дагестана получали устойчивое развитие, повышали свою привлекательность и функциональность. Чтобы к ним, наконец, на деле, а не на словах относились как к своему наследию и самой большой ценности, определяющей сам облик Дагестана.

Иностранные НКА, или То-Чаво-Не-Может-Быть

Программой предусмотрено в течение трех лет проведение семинара-совещания на тему «Государственная поддержка деятельности национально-культурных автономий иностранных граждан» и издание практических рекомендаций по его итогам. Видимо, составители этого проекта толком не взаимодействовали с национально-культурными автономиями (НКА), не читали федеральный закон «О национально-культурной автономии» или даже не знают о его существовании, раз решили организовать семинар со столь нелепым названием.

Закон начинается с понятия НКА, которая является «формой национально-культурного самоопределения, представляющей собой объединение граждан Российской Федерации». И далее везде в тексте говорится только о гражданах РФ. Какие тут могут быть иностранные граждане? Интереснее даже другое, каким образом Миннац РД собирается оказывать поддержку организациям, которых просто не существует и которые не могут быть созданы из-за особенностей российского законодательства?

И развитие национальных культур не самоцель, и напряженность не снижается

О том, что культурно-языковое богатство Страны Гор у Миннаца РД и ранее не стояло на первом месте свидетельствует раздел госпрограммы «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа».

В разделе поясняется, что на самом деле стоит в приоритете: сохраняющие «актуальность угрозы в этнополитической сфере жизнедеятельности общества, связанные с проявлениями межэтнической нетерпимости, религиозного экстремизма и терроризма». Можно принять и такую позицию, но за исключением религиозного экстремизма и терроризма, как явления иного содержания. Однако можно ли надеяться на эффективность работы госпрограммы в этом направлении?

В разделе утверждается, что реализация предыдущей программы позволила сформировать в республике систему управления межнациональными отношениями. Правда, эта система себя не проявила во время последних обострений в Ногайском, Казбековском, Левашинском районах и других подобных событиях. В документе поясняется, что «определены потенциально проблемные и конфликтные зоны, на которые были направлены средства». Но подробности при этом не раскрываются, и это вызывает удивление. Ведь это не долгосрочная программа, которая обрисовывает самые общие цели и задачи, а краткосрочная, и она должна быть нацелена на решение конкретных проблем, четко сформулированных и обозначенных на карте, раз уж они были ранее определены.

Сложно припомнить, чтобы в последние годы Миннац РД в рамках каких-то программ или согласно своим прямым обязанностям всерьез брался за разрешение тех или иных проблем с этнической составляющей, расписывал «дорожные карты» с участниками противоборствующих сторон.

Отрадно, что в госпрограмме отмечается ухудшение ситуации в Дагестане: «несмотря на принятые меры, в республике отмечается рост социальной, межнациональной напряженности». Но с имеющимся подходом (может это не столько вина Миннаца РД, а большая часть ответственности лежит на первых лицах республики) к реализации национальной политики и ее финансированием – улучшений в межнациональной сфере ожидать не приходиться.

Амиль Саркаров



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Садурдин:

    Уважаемый,под ником,Горец!Аварцы говорят:"Чьанду,не гони!".Мой сын закончил с отличием юридический факультет, отслужил срочную службу с отличными характеристиками с армии,но во времена правления АРГ он попытался устроиться на работу в Прокуратуру,так ему сказали,что тут только аварцы и даргинцы могут работать,а ногайцам,извините,входа нет.И лишь сейчас, благодаря новому Главе РД Васильеву В.А. и новому прокурору появилась у молодых талантливых людей со знаниями,а не просто с дипломами,через электронную очередь встать на очередь за работой  в Прокуратуру РД.У моего сына огромное желание проявить свои знания,умения и навыки и, сейчас,у него как и у многих других талантливых,но без больших денег и клана,возможность проявить себя служа закону,служа родной республике.

  2. Горец:

    Брат,  хоть поставят министром толка нет.  У чиновников нет нации,  нет религии и совести.  Разве выиграли те народы откуда есть  министры?  Простой дагестанский народ страдает как и страдал  раньше 

  3. горец:

    Уничтожена история малых народов и продолжает уничтожаться!Для России Дагестан нужен как территория а не дагестанцы со своим языками ,историей и т.д.

  4. Степняк зорький:

    Совершенно верно. 

    Как земли беспощадно эксплуатировать и даже присваивать, так на 80-90% этнически Ногайские, а как кресла в Правительстве РД и НС РД, так уже клановые горские, хотя уровень природного интеллектуала, грамотности и образованности у представителя древней степной цивилизации вразы выше чем у горного аборигена…

    Вместе с сионизмом и клановым бандитизмом, ещё и нацизм развели в течение десятилетий

  5. Садурдин:

    На сегодня в РД ни в одном Министерстве нет ни одного министра из числа 53000 Ногайского Народа,нет ни одного декана, ректора вуза.Это конечно,нонсенс.Ногайцы надеются,что ВРИО Главы РД Васильев В.А.обратит внимание на эту проблему.