Новый “Шелковый путь” из Китая через Каспий в Европу пройдет южнее Дагестана
0На фото: Начинается строительство железной дороги мимо России, который откроет Китаю выход к Каспийскому морю, далее через Азербайджан, Грузию и Турцию – в Европу.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров объявил, что в пятницу, 27 декабря, будет дан старт строительству железнодорожного полотна Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которое является частью нового торгового маршрута, соединяющего Азию с Европой. Жапаров отметил, что многие не верили в реализацию проекта железной дороги, «на протяжении 25 лет пылившегося на полках».
По данным интернет-сайта Gazeta.uz, 20 декабря в Бишкеке было подписано инвестиционное соглашение между правительством Кыргызстана и железнодорожной компанией «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» по проектированию, строительству, финансированию, эксплуатации и техническому обслуживанию данного проекта.
Ожидается, что в проекте железной дороги протяженностью 486 км, общая стоимость которого составляет $4,7 млрд, Пекин получит 51, а Бишкек и Ташкент – по 24,5%. В будущем дорога позволит выйти через перспективный трансафганский коридор на емкие рынки государств Южной Азии и Ближнего Востока.
Ожидается, что годовой объем грузоперевозок по международной железной дороге «Кашгар – Торугарт – Макмал – Джалал-Абад – Андижан» достигнет 15 млн тонн, а срок доставки товара конечному потребителю в Европе сократится на 7 дней, сообщает издание haqqin.az
Хотя обсуждения строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан продолжались десятилетиями, проект стал особенно актуален после начала СВО на Украине. В связи с санкциями, введенными коллективным Западом против Москвы, ведущие в мире логистические компании начали выбирать маршруты для доставки грузов из Азии в Европу в обход России.
В результате за последние 2 года объемы грузоперевозок по Срединному коридору, проходящему через территорию Азербайджана, выросли в несколько раз. А железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая соединится через Туркменистан со Срединным коридором, ощутимо увеличит значение этого маршрута (железнодорожное сообщение между Узбекистаном и Туркменистаном уже функционирует).
Первоначально соглашение о строительстве железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» было заключено 14 сентября 2022 года в рамках состоявшегося в Самарканде саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На саммите «Центральная Азия – Китай», проходившем в Сиане 18 и 19 мая, Китай, Узбекистан и Кыргызстан подписали трехсторонний документ, определяющий дальнейшие шаги по строительству железной дороги в обход Российской Федерации.
Напомним, что, помимо китайского руководства, в саммите «Центральная Азия — КНР» приняли участие президенты Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Это была первая за 31 год полноформатная встреча лидеров Китайской Народной Республики и государств Центральной Азии.
После продолжительной полемики при обсуждении маршрута через Кыргызстан было выбрано «северное» направление – от китайского города Кашгар (конечная точка китайской железной дороги в южном Синьцзяне), через КПП Торугарт, долину Арпа (Ферганский хребет) и далее в Узбекистан через села Кош-Дебе, Макмал и город Джалал-Абад. Кыргызский участок трассы составляет 286,4 километра, китайский— 165 километров.
В перспективе рассматривается идея соединить железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан с Ираном через Туркменистан, а затем и с Турцией. Однако строительство участка маршрута, проходящего через территорию Ирана, может потребовать сотни миллиардов долларов. Поэтому создание железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан в значительной степени ориентировано на более короткий маршрут через Каспийское море в Азербайджан и оттуда в Европу через Грузию и Турцию. Ну а в дальнейшем этот маршрут может быть напрямую соединен с Турцией через «Зангезурский коридор».
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: