Азербайджанский театр и другие сцены Дагестана
12Нерешенный вопрос с азербайджанским театром в городе Дербент вновь поднимается в СМИ. На этот раз руководитель местной азербайджанской национально-культурной автономии (НКА) Тельман Гаджалиев (Таирли) с просьбой о помощи обратился к главе Азербайджанской Республики Ильхаму Алиеву. Данный факт не остался незамеченным для СМИ соседнего государства, которые отреагировали на данное событие, осветив его в привычном для себя ракурсе.
В самом письме утверждается, что театр решено построить на территории парка Низами Гянджеви. На самом деле, это не так. Точнее такой вариант рассматривался полтора года назад администрацией города Дербент, но встретил сильное противодействие со стороны горожан. Оно и так понятно, на территории парка возводить капитальные сооружения запрещено. Правда, один из объектов – жилой комплекс «Derbent-Plaza» все-таки незаконно стоит в недостроенном виде, его судьбой должны заняться нынешние власти города, объявившие войну самострою и незаконному строительству.
Более того, в настоящее время, по информации РИА «Дербент», полученной в администрации Дербента, ни театр, ни другое здание на территории парка строиться не будут. Год назад точку в этом вопросе поставило агентство по охране культурного наследия РД, завершив работу по установлению границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединённой зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента. А кадастровый паспорт, на который ссылается автор письма, уже устарел. Поэтому такого рода заявления руководителя НКА являются необдуманными или даже спекулятивными.
Само обращение главе другого государства Гаджалиев трактует как вынужденную меру. В интервью азербайджанскому изданию он подчеркивает, что его инициатива вызвана проблемами азербайджанцев в Дербенте, которые годами остаются нерешенными, а пользы от обращений, отправляемых им в российские инстанции, не было. Но для начала следовало бы разобраться, куда все же делись 5 млн манатов, выделенных Президентом АР в 2015 году на реконструкцию театра (здание на месте бывшего кинотеатра «Родина»)?
Кстати, новое руководство Дербента на самом деле пытается решить проблему. Каркас уже возведенного театра для ее решения не подходит, так как здание аварийное и его будут сносить. Поэтому для строительства театра подыскивают другое более подходящее место, но, конечно, не на территории парков, как того хотят некоторые активисты. Кадровая чехарда и коррупционные скандалы эпохи Рамазана Абдулатипова стали реальной причиной, отодвинувшей решение этой и не только этой проблемы в Дагестане. Нежелание учитывать этот аспект представляет вопрос с азербайджанским театром в искаженном свете.
О том, что проблема освещается однобоко, свидетельствуют и финансовые махинации руководства самого азербайджанского театра, выявленные правоохранительными органами. Длительную тяжбу с его директором Фирдоуси Аскеровым ведет бывший сотрудник театра Марина Дудченко. Об этой стороне жизни азербайджанского театра в письме не говорится. Возникает также вопрос, почему обращение к Ильхаму Алиеву было отправлено не самим директором театра, а руководителем не связанной с ним общественной организации?
Одной из проблем, перечисленных Гаджиалиевым, является то, что «многие должности в Дербенте занимают неазербайджанцы, хотя считаются коренным населением Дагестана». Непонятно, под «коренным населением Дагестана» имелись в виду «неазербайджанцы» или азербайджанцы? И что значит коренное население применительно к Дербенту? Если речь идет о тюркоязычных и ираноязычных жителях Дербента шиитского вероисповедания, то время их появления в городе относится к началу 16 века. Но в любом случае, взгляд, согласно которому занятие должностей в Дербенте неазербайджанцами является проблемой, показывает ярко выраженные двойные стандарты и попытку перенести ограничение прав по национальному признаку из АР уже на территорию Дагестана.
По вопросу этнической диспропорции Дербент можно сравнить с Кусарским районом Азербайджанской Республики, в котором этнические лезгины, составляя даже по официальным данным 91%, кроме должности главы района не занимают иной сколь-нибудь значимой позиции. Такая ситуация прослеживается во всех районах АР, в которых компактно проживают лезгины, аварцы, цахуры и другие этнические дагестанцы. В то же время в самом Дербенте азербайджанцы не составляют и трети населения города, уступая по численности лезгинам. В самом Дербенте провокаторы дважды поднимали вопрос о кадровом ущемлении азербайджанского населения города. Как выяснялось позже, представительство азербайджанцев в органах власти и учреждениях города оказывалось выше их удельного веса в его населении. Кстати, в самой статье указано, что в Дагестане проживает 150 тысяч азербайджанцев, хотя по данным последней переписи их на 20 тысяч меньше, если не считать выявленных фальсификаций в переписи, уменьшающих эту цифру еще на 5 тысяч.
Проблема учебников и книг на азербайджанском языке имеет место, но она в такой же степени затрагивает все другие народы Дагестана, да и в других республиках схожая ситуация. В случае с азербайджанским языком важное значение имеет взаимодействие между РФ и АР в сфере образования и культуры. Однако еще более актуальна эта проблема для этнических дагестанцев в АР, в которой ситуация с национальными языками гораздо хуже. То есть и в этом вопросе все познается в сравнении.
С приходом Владимира Васильева вопрос этнической представленности в республиканских госорганах перестал быть определяющим. К слову самая сильная этническая диспропорция во власти была в период Рамазана Абдулатипова. Понятное недовольство отсутствием министров азербайджанской национальности (несколько месяцев назад Ханлар Пашабеков уволился с поста министра юстиции РД) не затрагивает, например, большую этническую сбалансированность в Народном Собрании РД.
Но, опять же, лезгинам, аварцам, цахурам и другим народам в АР очень далеко до уровня той представленности, которую имеют азербайджанцы в Дагестане. В постсоветское время известно два министра, которых относили к лезгинам. Бывшего министра Сафара Абиева, безосновательно относят к лезгинам (он этнический тат). А нахождение на посту министра образования лезгинки Лидии Расуловой в 1993-97 гг. прошлого века не принесло лезгинам и другим дагестаноязычным народам ощутимых изменений в вопросе преподавания родного языка в школе, не говоря уже о том, что так и не были созданы школы с преподаванием на родном языке.
Примечательно, что реконструкция парка Низами Гянджеви также относится к нерешенным проблемам азербайджанцев. Сам великий персидский поэт по традиции, сложившейся в 1938 году в Советском Союзе и продолженной в постсоветской Азербайджанской Республике, стал великим азербайджанским поэтом. Во всем остальном мире Низами Гянджеви остается или вновь считается персидским поэтом. В России азербайджанским его называет только часть азербайджанцев, особенно в Южном Дагестане.
В принципе уже давно следует поставить точку на ни на чём не основанным спекуляциям о культурной принадлежности поэта, которого своим считают (а некоторые также имеют и собственное мифотворчество относительно его происхождения) и другие народы Кавказа. Что касается вандализма в отношении самого памятника, то они возмущают всех, а не только азербайджанскую общину. Вообще это очень мутная история, также, скорее всего, носящая провокационный характер, которую связывают с известным дербентским персонажем по прозвищу «Колхозник».
Напоследок важная деталь. Во всех этих нюансах азербайджанского вопроса в Дагестане также не стоит забывать о том, как Таирли и другие активисты относятся к неофашистскому движению «Серые волки».
Мурад Селимов
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
А вы думали зря европейские правозащитные организации ( Совет Европы, ОБСЕ и др. неоднократно заявляли о грубых нарушениях прав и свобод граждан в ‘самом “толерантном заповеднике демократии” каковым считает себя власть в АР. Запрет изучения своих языков дагестанцами АР не способствует добрососедству и взаимопониманию , каковы должны быть и строится между нами на благо общих интересов .Дорога должна быть двусторонней. Азери живущие в Дагестане ( да и в РФ) имеют и обеспечены всеми правами и гарантиями согласно Конституции, в отличии от дагестанцев АР.
В советские годы АзССР был единственной территорией, где аварский язык был под ЗАПРЕТОМ. В ГрССР он в начальных классах изучался, а в АзССР был под запретом – даже 1 час в неделю. В эпоху развала СССР удалось открыть преподавание аварского языка в ряде школ Закатальского и Белоканского районов АР, но в ряде сел, с населением в 4 -7 тыс. человек, администрация аварский язык запретила. В последнее время административные структуры названных районов задались целью полностью УНИЧТОЖИТЬ преподавание в аварского языка – вызывают директоров школ и под угрозой увольнения требуют, чтобы они убрали аварский язык из учебного цикла. А это всего 1 чс в неделю
Все остальное тоже вранье, особенно про Храх-Убу. Поищи на этом сайте, тут подробно все написано об этом селе
С каких пор Садыков стал лезгином? В Баку всех из Дагестана называли лезгинами, даже тюрок. Садыков из Дербента, его родственники тут живут и при должностях. Все знают, что они азербайджанцы, так что сказки не рассказывайте.
Это мягко говоря совсем не так. Газ южные районы не получают от Азербайджана, да и многие пользуются сжижженым. И именно в азербажане, а не России заставляют менять фамилии, без "оглы" или "заде" нельзя, переименованы населённые пункты. Тот же храхуба переименован в какой-то "паладлы" и заселён нахичеванцами после изгнания прежнего населения. Ну и про войну конечно и смех и грех. Никто ведь в азербажан не стремился, так как военные действия были за НКР, и были внутренние беженцы, а ещё много азербажанцев уехало и осело в России, особенно Москве. В самом азербажане, точнее в Баку осела некоторая часть беженцев с Чечни. Но почти все они давно разъехались
Ну в Азербайджане фамилии не заставляют менять в отличие от той же России. Принуждать принять гражданство при том, что человек живёт и работает в Азербайджане постоянно – так это любая страна так поступает. Храх-уба и Урьян-уба были возвращены в состав Азербайджана по жогоовод о границе с РФ. Оттуда никого не заставляли уходить. Кто предпочел оставить российское гражданство, те и уехали. Насчёт того, что все бросили и ушли. Так это забота правительства РФ, а не АР. Что значит не дают должности выше чем глава района ?)) А что ещё выше должно быть? Наджмеддин Садыхов – начальник Генерального Штаба Азербайджана лезгин в 8 поколении, боевой офицер , ветеран Первой Карабахской войны. Абид Шарифов – министр экономики – тоже наполовину лезгин, а бабушка его цахурка. Не надо тут лапшу читателям вешать о том, какие азербайджанцы плохие. Вам глаза молозит даже Низами Гянджеви. А в свое время когда война на Кавказе шла , все кто бежал от нее, все между прочим бежали в Азербайджан. Что вы об этом не пишете? Или не пишете о том, что газ и электричество южные районы Дагестана получают именно из Азербайджана.
Все три театра могут работать под одной крышей ,назвав его домом театра.Дружба народов и толерантность в действии.
Наличие трех театров дает минкульту возможность торговать три директорских кресла.
а где гарантия сбой при раздаче Садака С. Керимовым не была провокацией . Туркмены знают свою родословную не только семь поколений даже более 25 . Туркмены не азеры, это понятие азеры вошли в обиход после того как кануло в лета слово янычары ,для османов что азеры что янычары нет никакой разницы ,задачи одни разница в том у янычар память отбивали с детства а у этих всю жизнь.Низами Генжеви ,почему боимся своей истории.строят пусть строят культура наша станет еще богаче
Что вы ополчились на азербайджанцев? Они будут в России газовать ровно, столько, сколько им позволяют Москва и Махачкала. Почему и за что, дагестанцы у них не спрашивают. А азербайджанское руководство не позволяет даже русским качать свои в Азербайджане.
Говорил же, Азейрбаджан вцепился за Дербент и через Путина решают вопросы, а какой то хмырь тут мне писал что это не так, теперь смотрите как это решается
Да вот хрен им… Стоит идти на малейшую уступку, сядут на голову… Хватит нам 90-е годы, когда МГБ Азербайджана беспрепятственно арестовывал и вывозил людей из Дербента. И мы никогда не забудем Храх -уба и другие села, откуда азеры выжили лезгин и аварцев, которым пришлось буквально бросить все нажитое и уехать, и долгие годы скитаться без жилья.
Низами Гянджеви всемирный поэт, он заслуживает уважения и почтения, но должности для азеров в Дербенте не должны предоставляться. В Азербайджане даже фамилии лезгинам заставляют переделать на свой лад, не говоря о других притеснениях. Как привет, такой и ответ!