В колхозной Кале Дербента

0

На известном ресурсе Islam.ru дан обширный обзор варварского отношения к истории и культуре России. В частности, рассказывается и о крепости “Нарын-Кала” в Дербенте.

Предлагаем читателям выдержки из данной статьи.

Провокационное начало подготовки к юбилею

В сентябре 2013 года из музея-заповедника «Нарын-Кала» в Дербенте был уволен с нарушениями закона и без внятных объяснений директор музея – искусствовед Кулам Исаков, учившийся в Петербурге. Его кресло с тех пор занимает бывший зоотехник Али Ибрагимов – выходец из криминальной среды Дербента, разграбивший и обанкротивший некогда богатый виноградарский совхоз имени Жданова. Своё отношение к историческому прошлому Дербента господин Ибрагимов продемонстрировал в декабре 2014 года. По его указанию местный хулиган Расул Халилрахманов повалил на дербентском кладбище надгробие с могилы местночтимого шиитского святого Сеида Мир Гафара. Это было сделано в рамках провокации по разжиганию в Дербенте межнациональной розни. Провокация была приурочена к выборам.

Спустя некоторое время после «воцарения» Ибрагимова был отстранён от археологических работ в Нарын-Кале профессор Александр Кудрявцев – выдающийся российский археолог, ещё в 1970 годах открывший миру многие дагестанские древности. Самое известное открытие Кудрявцева – найденные в цитадели развалины христианского храма IV–V вв. н. э., относящегося к периоду государства Кавказская Албания. Этот храм, как считают многие коллеги Кудрявцева, и стал причиной опалы выдающегося археолога. Дело в том, что археологические раскопки на месте храма были возобновлены в рамках федеральной целевой программы по подготовке Дербента к 2000-летнему юбилею. Есть чёткое мнение, подкреплённое выводами многих экспертов, что наличие в Нарын-Кале христианского храма мешало очень многим людям, не только в России, но и за её пределами. История в XXI веке – не только научная дисциплина, но и важный аспект того, что на Западе называют real politics. Любая мелкая деталь может перекроить всю сотканную ранее историческую канву до неузнаваемости, а это отразится на текущем политическом положении региона. Особенно это касается таких регионов, как Северный и Южный Кавказ.

Поясним на примере. В топонимах «Шуша» и «Шуши», «Цхинвали» и «Цхинвал» – разница только в одной букве. Но эта буква имеет геополитическое значение, поскольку меняет и карту региона, и соотношения движущих сил в Кавказском регионе.

Храм превращается в резервуар

Так случилось с храмом в Нарын-Кале. В документах по предъюбилейным реставрационным работам он превратился в «вырубленный в скале резервуар для воды», возведённый то ли в VII веке, то ли в XVI-м. Финансирование раскопок на месте храма официально не прекратилось, но сами изыскания превратились в фикцию. На научных конференциях по истории древнего Дербента тема храма в Нарын-Кале табуируется. Почему так произошло, хотя о существовании в древней Нарын-Кале христианского храма знают в Дагестане все более-менее культурные люди? Причина – корыстные интересы людей, которые отвечали с дагестанской стороны за организацию и проведение юбилея Дербента.

Превращение христианской святыни в колодец вымарало память о христианском прошлом Нарын-Калы, превращая крепость и сам город в объекты «персидско-азербайджанского» исторического значения. На Иран такая приманка, к счастью, не подействовала. Но зато десакрализацией дербентского храма прельстились обеспеченные финансированием пантюркистские круги из Баку и Анкары.

Стоит обратить внимание: с конца 2014 – начала 2015 года Дербент стал эпицентром провокаций, куда втягивают проживающих в городе азербайджанцев. Самая первая началась с того, что некие неизвестные повалили на дербентском кладбище надгробие с могилы местночтимого шиитского святого Сеида Мир Гафара, а потом подожгли полотно, накрывавшее памятник великому поэту Низами Гянджеви. Эти акты вандализма были выданы пантюркистским «генштабом» за действия «лезгинских и армянских бандитов», которыми якобы «руководил» тогдашний мэр Дербента Имам Яралиев – лезгин по национальности. Выпады против Имама Яралиева были прямым нападением на российскую власть: в пантюркистских кругах Азербайджана считают Дербент своей «оккупированной территорией». Позже выяснилось, что надругательство над могилой шиитского святого и над памятником Гянджеви было совершено по указанию директора музея «Нарын-Кала» Али Ибрагимова. Исполнение акций осуществил его давний знакомый, местный уголовник по имени Расул Халилрахманов.

Али Ибрагимов – азербайджанец по национальности – стоял и за другими пантюркистскими акциями в Нарын-Кале. В конце марта 2015 года в офисе директора музея состоялось собрание кафедры ЮНЕСКО. По факту это собрание вылилось в пиршество пантюркистской идеологии. Выступавшие на собрании делегаты из Баку договорились до того, что древние христианские храмы Южного Дагестана и Нагорного Карабаха – «памятники древних христиан-тюрков», позже «украденные у них армянами». На этом «научном» собрании «причислили» к тюркам Джума-мечеть Дербента. Самая древняя в России мечеть, основанная, по легенде, азхабами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во время арабских походов в Дагестан, по мановению пантюркистской руки превратилась в «древнетюркскую».

Реставрация и сам юбилей, к сожалению, не оправдали миллиардных затрат. Выделенные Москвой на реставрацию Нарын-Калы 600 млн рублей были потрачены на то, что крепостную стену заделали «заплатками» из кирпича, сляпанного на близлежащем кирпичном заводе, а затем залили сверху смесью отвратительного жёлтого оттенка.

Профессиональные реставраторы, видя это, хватались за сердце. Зато оставили в неприкосновенности рынки-барахолки, которые вылупились возле Северной крепостной стены в начале нулевых годов и до сих пор вредят городу и музею плодами своей «жизнедеятельности». Не тронули и проезд между этими рынками, вырубленный прямо в Северной стене в нулевых годах. Одним словом, реставрация Дербента была не работой, а её имитацией, а сами работы – мафиозной «панамой». Однако чиновники из Министерства культуры РФ приняли эту «работу», поставив ей высший балл. Имена этих людей известны благодаря расследованиям ФСБ в Минкультуры РФ: замминистра культуры РФ Григорий Пирумов, директор Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры РФ Борис Мазо и директор подведомственного министерству ФГУП «Центрреставрация» Олег Иванов.

Сам юбилей Дербента будет долго ещё вспоминаться дагестанцам как торжество коррупции, кумовства и позора. Вспоминая это действо, дагестанцы понимают, почему в Дербент не приехали Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Сергей Иванов, Рамзан Кадыров и другие люди, которые изначально планировали посетить праздник древнейшего города России.

Али Гасанов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *