Великое достояние и нереализованный Музей дагестанского ковра

9

Недавно в интернете появилась информация о том, что в Дербенте собираются открыть музей азербайджанского ковра. По этому поводу прозвучали разные мнения и вопросы, в основном, недоумевающие. Потому что – «открыть в Дагестане музей старинного азербайджанского ковра» – прозвучало, все равно, как: «открыть в Туле музей азербайджанского самовара». Забавно!

Нет, конечно, азербайджанские ковры в природе существуют. Вон, в Баку прекрасный Музей ковра, где проводятся экскурсии, приезжают этнографы и искусствоведы, проводят этнографические и искусствоведческие конференции. Это все замечательно. Но, если говорить о ковроделии и, древних традициях этого вида народного творчества, его видах, формах, орнаментике, материалах во всем его космическом многообразии, то форумы и конференции надо проводить здесь, в Дагестане. Приведу фрагменты текстов из книг, изданных еще в 80-х годах прошлого века:

«Во второй половине XIX века расширяется производство ковров, В дореволюционные годы число женщин – горянок, изготовлявших ковры только на продажу, достигало около 40 тысяч. В качестве же домашнего промысла, ковроткачество не имело себе равных по занятости населения»

(Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. Кустарная промышленность России. СПб, 1913.Т.II Пиралов А.С.)

Старинный лезгинский сумах, Кюринское ханство, 1859-60.

«В XIX – в начале XX веков производилась самая разнообразная ковровая продукция. Однако в ней особое место принадлежит высокохудожественным и многообразным по типам ворсовым коврам: помимо общепризнанных по своим достоинствам ковров типа «Дербент», «Микрах», «Ахты», « Рутуль», «Табасаран», «Касумкент», «Ах- Гюль», «Хив», «Гасан – Кала», «Кабир» на юге Дагестана (а именно, на ковровых базарах Дербента) популярность приобретали ковры «Тлярата» ( Тлярата, Кутлаб, Гиндиб, Хадиял), «Дженгутай» (верхний Дженгутай, Апши, Урма, Кулецма) «Казанище» (верхнее и нижнее Казанище, Кумторкала, Капчугай, Андрей- аул)… Ковры из Аварского, Кази- Кумухского и Андийского округов»

( Очерки искусства Советского Дагестана 1917-1941. Москва. «Наука», 1987г. Стр. 44 – 45).

« На Парижской международной выставке художественных изделий в 1938 году дагестанским коврам была присуждена золотая медаль и диплом первой степени. В 1939 году на Нью-Йоркской выставке были представлены ворсовые ковры Ш. Рамазановой из Микрахской ковровой артели. В 1958 году на Брюссельской международной выставке в Лейпциге в 1967 Году золотую медаль получил ковер «Дары Дагестана» Хивской ковровой фабрики, автором рисунка была Б. Пирмурадова.»

 А. Магомедова, « Дагестанские ковры» Махачкала, издательский дом «Дагестан» 2017 г.

Вот, пожалуйста, какие славные страницы истории нашего народного искусства! Почему бы не рассказывать своим детям и внукам об этом и не показывать в просторных и красивых залах нашего Музея Ковра. А какой интерес эта экспозиция вызвала бы у приезжающих туристов! И представить страшно, сколько мы своего исконного и уникального, доставшегося от предков, уже потеряли. Сколько секретов древнего мастерства ушло вместе с мастерицами-ковровщицами, сколько потеряно, утрачено, распродано, украдено и вывезено наших ковров и ковровых изделий по всем концам мира под иными названиями в смутные времена. А то, что осталось, мы храним в фондах и хранилищах музеев, тщательно присыпав нафталином.

Для большей убедительности приведем мнения специалистов по поводу того, что в Дербенте собираются строить музей Азербайджанского ковра:

Айшат Магомедова, заместитель директора Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, заслуженный работник культуры РД, автор книги «Дагестанские ковры»:

– Создание музеев вообще благородное дело, и чем больше музеев, тем выше культура населения этого региона. Но этот вопрос очень спорный в том плане, что, если в Дагестане, в регионе со своим богатейшим ковроделием нет музея ковра, то ставить вопрос о музее ковра отдельной национальности, которая частично проживает на территории Дагестана, это мне кажется не совсем разумно.

Начинать надо с большого масштабного проекта музея ковра, где будут представлены по секциям виды ковров и ковровых изделий всех народов, которые занимались издревле этим видом искусства на территории Дагестана. Это было бы достаточно интересно, и этот музей гремел бы не хуже, чем Музей ковра в Баку. И в таком музее можно было бы организовывать симпозиумы, наподобие тех, что проходят в Музее ковра в Баку, раз в несколько лет, рассказывать о Дагестанских коврах, которых у нас великое разнообразие.

Древность нашей ковровой культуры очень плохо освещается в иностранной литературе, именно по той причине, что у нас нет презентационной площадки. Есть книги и альбомы о дагестанских коврах. Публикуются статьи в книгах и журналах, но этого не достаточно. Если посмотреть те сайты, на которых реализуются наши дагестанские ковры, то они там идут под названиями «Кавказские», или пишут: «Ширван», нет правильной атрибуции, нет полных обширных знаний о дагестанском ковроделии, потому что нет музея Дагестанского ковра.

 А что касается Дербента – это город тысячелетиями находился на великом Шелковом пути. Шелковый путь охватывал огромную территорию и связывал страны и континенты. Дербент всегда был перекрестком цивилизаций. Этот город испытывал на себе влияние разнообразных культур. Дербент очень космополитный город, его надо развивать именно в этом ключе, как многонациональный и многоконфессиональный город. И если создавать музей ковра, то не делать мини-копию бакинского музея, а создавать ценную, достоверную, широко представленную экспозицию ковров народов Дагестана, где будет секция азербайджанского ковра.

Изаят Меджидова, художник-реставратор, потомственная ковровщица, автор уникальных ковров, выполненных по старинным технологиям плетения и окрашивания. Член союза художников РФ:

– В самом деле, имея в нашей республике столько народностей и столько образцов традиционного народного творчества, открывать в России, в Дербенте музей азербайджанского ковра, я считаю, это крайне неразумно. У нас есть уникальные образцы лезгинских, табасаранских ворсовых ковров, «сумахов», «килимов», аварские и кумыкские «давагины» и «думы», чиркейские «супрадумы», аварские и ногайские войлочные «арбабаши», даргинские паласы, циновки «чибта» из льняного и конопляного волокна, ковры «цаха», которые ткали рутульцы и даргинцы и т.д., можно далее продолжать. Сложнейшие по композиции, уникальные по орнаментике и цветовой гамме произведения древнего искусства народов Дагестана.

Кроме того, у нас настолько богатое видовое разнообразие малых ковровых форм и изделий: это намазлыки, хурджины и тапраки, тканые водоносные ленты, пояса, бархалы – ноговицы. А сколько вариантов вязаной и тканой обуви и шерстяных носок!.. У нас даже мешки для зерна ткались – я помню, еще маленькой девочкой у нас в горах Хивского района видела. И все это настолько древнее искусство ткачества, которое уже уходит в небытие и забывается. И кому как не нам, дагестанцам, открывать музей ковра?

Помню, еще экс глава нашей республики – Магомедсалам Магомедалиевич после моего обращения через комитет народных промыслов РД еще в 2010 году собирался открыть Музей Дагестанского ковра. Не просто Музей, а еще выставочный салон, экспериментальный цех и лабораторию по возрождению натуральных красителей, а так же школу по возрождению ковроткачества. В Махачкале было выделено помещение для этого, в здании издательства на Редукторном поселке, на четвертом этаже, в бывшей парткомовской типографии. Но эти планы так и остались нереализованными.

 

Гулера Камилова

 


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


       

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение

 

  1. Сакинат:

    Ничего себе.Давайте лучше откроем музей для каждого народа.Азербаджан пусть своим музеем довольствуется,а Дагестанцы уж как нибудь и без их инициативы  разберутся где и что строить и открывать.

    1+
  2. Рамазан:

    Дербентский пассаж мог бы быть замечательным местом для Музея Ковра. В нем можно выделить отдельные этнические салоны, в том числе и азербайджанский. Вокруг организовать продажу ковров и изделий народных промыслов. С учетом наплыва туристов это станет одной из точек притяжения Дербента. В переулке Казем-Бека уже выкладывают брусчатку и это место очень скоро приобретет весьма респектабельный вид исторического центра.  

    0
  3. Ахмед:

    Азербайджан проявил инициативу. Это ведь не преступление против дагестанского искусства, не оскорбление дагестанцев. Пусть будет музей. Вы опоздали с такой идеей. Ничего страшного. Откройте музей дагестанского ковра. Вам ведь никто не мешает это сделать.

    0
    • табас:

      Зачем в Дербенте нужен азербайджанский музей, если там азербайджанцев нет?Эти, которые называются азербайджанцами вообще не являются азербайджанцами, они иранцы и арабы,  перешедшие на тюркский язык.

      3+
  4. табас:

    Азербайджанцам понравилось, что арабов и персов проживающих в Дербентском регионе, по указу Сталина, с 1936 года  стали  называть азербайджанцами. Вот они решили развивать  этот успех  и поэтому, изо всех сил стараются  азербайджанизировать  Дербент. 

    4+
  5. Алишер:

    В статье историческая сторона вопроса изложена объективно, тут все понятно. Непонятно только одно: почему руководство Дагестана и города позволяют вести южному соседу вести себя подобно кукушке? У кукушки хоть яйцо свое, а они свое что предлагают?

    3+
  6. Эсед:

    Это все последствия поездок Лялятипова, Шихсаидова и других в Азерию. Нормальных братьев-лезгин в эти делегации не включают.. Хотя именно лезгины должны постоянно ездить и дербанить азеров, чтобы они снисходительно относились к лезгинам в Азерии…

    8+
  7. Максим Смирнов:

    Музей ковра, который хочет  построить у нас  в Дербенте южный сосед – (АР ) мне напоминает  действия кукушки,  каторая   откладывает свои яйца  в чужие гнезда. Для  достижения своих целей  ушлые бакинские товарищи  используют  любые методы, в том числе и присвоение достижений дагестанцев  в этой области- в ковроткачестве .Было бы правильно, если  в этом музее показать наши общие достижения. 

    8+