Троянский конь за собственные деньги, или Кому нужен филиал музея ковра Азербайджана в Дербенте?

25

В Дербенте планируют открыть музей ковра, посвященный местным традициям ковроткачества. При этом его собираются построить за деньги российских инвесторов, но по проекту, подготовленному в Азербайджанской Республике (АР). Об этом стало известно 20 сентября во время встречи Видади Мурадова, возглавляющего объединение по производству ковров «Азерхалча», с Главой Дербента Хизри Абакаровым.

Руководитель компании по изготовлению ковров, считающийся в АР экспертом в этой области, представил проект по созданию в Дербенте этнографического музея, в котором будут выставлены редкие ковры ручной работы.

Следует отметить, что в Дербенте уже существует Музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства». Он размещен в здании Армянского храма (Церковь Святого Всеспасителя) – месторасположение, скажем так, не совсем удачное. Глава города сообщил, что будет построено новое здание, чертежи которого созданы опытным архитектором Фахруддином Мирабаевым – опять-таки из Баку.

Но почему для популяризации искусства необходимо создавать новый музей, а не переместить в новое красивое помещение уже существующий? Наверное, музей нуждается в новой концепции, но у него имеются фонды. И если будет создан новый музей, то было бы лучше объединить фонды обоих музеев. Возможно, этот вопрос также предусмотрен руководством города. Однако об этом пока не сообщалось.

Как бы то ни было, важно знать какой замысел и содержание будут заложены при создании нового (или обновленного музея). Дело в том, что искусствоведы, этнографы, историки и другие специалисты имеют разные взгляды на ковроделие Восточного Кавказа, в частности, на его типологию. Зарубежные специалисты выделают в отдельную категорию кавказские ковры, в частности, изготавливаемые на территории Республики Дагестан и АР, отличая их от персидских ковров, создаваемых в Иране.

Ковровый базар в Дербенте (источник: соцсети)

В АР используют термин азербайджанские ковры, который представляет собой совокупность ковровых изделий, которые создавались на территории АР и современного расселения азербайджанцев в разных странах, включая Дербент и его окрестности. Причем на территории АР азербайджанскими коврами называются также ковры, изготавливаемые лезгинами, татами, крызами, армянами и другими народами, или создаваемые на основе их орнаментальных мотивов.

В то же время существует классификация дагестанских ковров, которые в свою очередь делятся на ковры Южного Дагестана и ковры Северного и Центрального Дагестана. Одной из разновидностей южнодагестанских ковров, схожих между собою, являются ковры, выделываемые в Дербенте и его окрестностях, который наряду с Ахтами, Микрахом, Курушем, Касумкентом, Кабиром, Хучни, Межгюлем, Рушулем и некоторыми другими поселениями, являлся центром ковроделия Юждага.

Ковры Юждага, изготавливаемые лезгинами, табасаранами, рутульцами, татами, азербайджанцами и другими народами, обладали большой художественной ценностью. Их выделяли в своих работах многие ученые, такие, как Евгений Шиллинг (автор статьи «Ковроткачество Дагестана) и Эльза Кильчевская (соавтор первой сводной работы о народных художественных ремеслах Дагестана – «Художественные промыслы Дагестана») и современные исследователи.

Однако Видади Мурадов придерживается концепции, что дербентская школа ковроткачества является составной частью азербайджанского, а не дагестанского ковроделия, что должно было бы в первую очередь насторожить руководство Дербента, доверившегося ему. В связи с этим важно выяснить, будут ли в планируемом музее представлены все виды ковров Юждага, а лучше всего Дагестана? Или же в музее будут собраны лишь ковры Дербента и его окрестностей (Дербентского и, возможно, Табасаранского районов)? С учетом того, что Дербент является центром Юждага, этот вопрос приобретает особую значимость.

Однако очень сложно рассчитывать на то, что в концепции Мурадова будет достойно отражено наследие Дагестана и населяющих его народов. В своих работах, посвященных азербайджанским коврам, он пишет только о тюркских орнаментальных композициях и техниках изготовления, об иранском, лезгинском и других компонентах он просто умалчивает.

«Часто встречаемые, в основном, на полосах каймы губинских ковров «Гымыл», «Гонагкенд», «Сырт Чичи» геометрические элементы скрещивающейся формы «Х» выражают звук [ди] в древнетюркском алфавите. Совершенствуясь, эти узоры на протяжении веков превратились в символ национального самовыражения», – дает Мурадов свою характеристику кубинским коврам в статье, опубликованной в 2014 году в научном журнале «Кавказ и мир» (издается в Грузии). В ней он упоминает тип ковра, носящий название лезгинского села Кымыль (или Кимиль) Кубинского района АР. Однако исследователь не объясняет, откуда там могли взяться орнаментальные элементы, восходящие к рунам древнетюркского письма. Этот невероятный пассаж ничем не подкреплен, и даже подается автором не в качестве версии, а как установленный факт.

Лезгинский сумах (из книги «Художественные промыслы Дагестана», Москва, 1959)

«Гёли в форме ромба, со всех сторон украшенные крючками, на губинских безворсовых коврах «сумах» и сотканных по той же технике ковровых изделиях, могут считаться онгонами, принадлежащие тюркским народностям, в частности, огузским племенам. Элементы крючка, в народе названные «ноготь» или «коготь», напоминают символический образ охотничьих птиц», – сообщает нам Видади Мурадов. Это – еще один вывод, явно притянутый за уши, особенно учитывая время появления огузских племен в Закавказье во втором тысячелетии нашей эры, когда уже долгое время на этой территории успешно развивалось ковроткачество. Те или иные мотивы, конечно, могут быть заимствованы, но такого  рода предположения нуждаются в серьезных обоснованиях, в то время как их местное происхождение (кавказское или иранское) автором даже не рассматривается.

Примечательно, что центрами изготовления безворсовых ковров «сумахов» были лезгинские предгорные селения РД и АР, затем уже эта техника распространились в сопредельных табасаранских, татских и азербайджанских селениях, о чем пишут этнографы и искусствоведы (но, конечно, не ученые АР). Другие выдержки научных работ профессора Мурадова можно и не рассматривать, они все написаны в определенном пропагандистском стиле, далеком от науки.

В самом Дагестане довольно развиты гуманитарные науки и не составляет труда найти серьезных специалистов в области искусствоведения, этнографии, истории, в том числе тех, чья область научных интересов охватывает ковроткачество. Почему данный проект разрабатывается без их участия – непонятно.

Безусловно, следует сказать о том, что подходы к данному вопросу следует кардинальным образом пересмотреть, иначе мы получим на наши деньги музей, который будет дагестанское наследие представлять в крайне искаженном свете, как с научной точки зрения, так и с точки зрения интересов и потребностей Дагестана, Дербента и Юждага в частности. Неужели руководству Дербента хочется получить дербентский филиал азербайджанского национального музея искусств?

Амиль Саркаров



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Хучнинец:

    Родина ковров несомненно Великий Табасаран.Лезгины, спустившись с гор научились ткать ковры у табасаран. Так что свои фантазии оставьте у себя.

     

    • ЗАКИР:

      Хучнинец ты слепой и тупой я еще раз пишу для таких как твои Табаски ковры начал ткать при советской гос-во выложи снимок хот одно старинную ковра.Степной орел общипанный

    • ЗАКИР:

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      Открыта явно нагло безмозгливый человек дождетесь.ковры из Индии через Персии как твои Табасы из Персии

       

       

       

       

      открытый и явно нагло

    • Стрелочник:

      Табасик ты кизяком обкуренный точняком. Все народы нынешнего  Дагестана взяли это ремесло у ПЕРСОВ (азеротюрки, вы к ним не относитесь и не пытайтесь примазаться). Самые последные научившиеся  ковроткачеству были маарулавщики. Неучи хоть иногда читайте исторические книги, но только не ваших соплеменников -сказочников. 

    • ЗАКИР:

      Кубинским районе моим соседним селе Кьимил с древних времен ткал ковры и сумахи не которые их них Лондоне в музее А Табасы в это были стране Мазандаране или Табаристане или великий Персии

  2. Donogo:

    Очередной сказачник из "Кавказской Албании лезгистан". Как вообще сочетаются ковроткачество и лезгины? Ковроткачество в юждаге это чисто табасаранское и тюркских народов! И почему Табасаранцев называешь табасаранами? Лезгины, Табасаранцы, Азербайджанцы, Рутульцы, Агульцы, Цахурцы это все жители юждага и каждый народ своеобразен и самостоятелен,  со своей культурой и историей. Их объединяет одно – большое количество тюркских слов в их языках! 

    И ещё! Была Албания, Албанцы исповедовали христианство,  строили свои храмы. Была Армения тоже исповедовала своё христианство и тоже строили свои храмы!? И с какого перепуга албанский храм стал армянский? Илья Чавчавадзе объясняет этот феномен по отношению к грузинским храмам, но у нас оказало сь ещё проще! После распада Албании на территории Дагестана почти все народы приняли Ислам, албанские святыни остались безхозными вот и наши соседи быстренько прихватизировали их.

    • ЗАКИР:

      Дондо! Пишешь даже не краснеешь моем соседним селе называется Кьимиль (Азерб) сумах ткал когда твои скитальцы кочевники Тюрки еще были и жил у реки Турань.

      А Тавоспоры каменщики(и сегодня каменщики пригнал с семями для строительство крепости) из Табаристана-Мезандарана родина ковров эта Индия цар Бабур Могулов развозил по миру.  

  3. Султан Ибрагим:

    Тимур саркаян, прежде чем писать изучай историю, какое отношение ты имеешь к Дербенту! Так до советской власти ваших даже во внутри Дербенте не пускали. На счёт ковров в Дагестане настоящим ковроткачеством занимались только табасаранцы, а твои даже рядом не стояли. 

    • ЗАКИР:

      Дондо! Пишешь даже не краснеешь моем соседним селе называется Кьимиль (Азерб) сумах ткал когда твои скитальцы кочевники Тюрки еще были и жил у реки Турань.

      А Тавоспоры каменщики(и сегодня каменщики пригнал с семями для строительство крепости) из Табаристана-Мезандарана родина ковров эта Индия цар Бабур Могулов развозил по миру.  

    • Закир:

      Дондо! Пишешь даже не краснеешь моем соседним селе называется Кьимиль (Азерб) сумах ткал когда твои скитальцы кочевники Тюрки еще были и жил у реки Турань.

      А Тавоспоры каменщики(и сегодня каменщики пригнал с семями для строительство крепости) из Табаристана-Мезандарана родина ковров эта Индия цар Бабур Могулов развозил по миру. 

      и ты чего Зултанян и ты чего история ковров знаешь? откуда такое бездарный уверенность у вас  а ты знай ковры перехватили у Лезгин а Лезгин у Персов а Персы из Индии УСЁГ  Тавос каменщик из Мазендарана-Иран вас там знает как Лезгинов так что сиди не рыпайся перед Лезгинами     

  4. Легбар:

    Ковроткачество нужно возродить .ковры востребованы условия для возрождения существуют .необходим законы защиты предприятия занимающие возрождением национальных культур вплоть до полного отказа налогообложения. У нас есть народы ,история культуры ,но нет национального самосознания единства культур и сохранения . У Баку нет народа но есть музей ковра .когда кажется ,нужно креститься

  5. Легбар:

    Ковроткачество нужно возродить .ковры востребованы условия для возрождения существуют .необходим законы защиты предприятия занимающие возрождением национальных культур вплоть до полного отказа налогообложения. У нас есть народы ,история культуры ,но нет национального самосознания единства культур и сохранения . У Баку нет народа но есть музей ковра 

  6. Легбар:

    Ворсовый ковер. Туркмены называют халы .но почему халы ответа не получишь. Курушвияр на равнине забыли как ткуть ковры, у каждого рода ,дома были свои узоры отличные от других. дочерей выдают замуж без ковра из родительского дома. Думаю все понимают что это означает .выходя замуж невеста брала с собой ковер. Проходили годы своих родных узнавали по узору ковра .только Курушвийри говорят халы брата матери .отсуда хала ,хал и эти слова ничего общего ни с Ираном ни с турками не имеют если не считать что они перененяты ими у Курушвийривай.

     

  7. Zakir:

    Мы уважаемой Лезгины с 1920 года потеряли(нас принудили и заставили отрекаться от своего обряд традиции разными методами и том числе религии) все кроме чести и языка.Мы из тех нации который чужой среде быстро адаптируется медленно теряет свою идентичность.

    Мы так же можем восстановится и развиваться.С этим надо заниматься, орг-вать составит проекты и фонды под контролем и с помощью ФЛНКА 

  8. Тимур:

    Саркаров написал очень впечатляющую статью. К сожалению, многие "ковроведы"  предыдущих десятилетий озадачены   были не научными размышлениями, а  продажей ковров богатым москвичам, а еще лучше иностранцам. Почему-то они, говоря о происхождении ковроделия, в аспекте культуры этнических дагестанцев, не отмечают, что в дагестанских языках существует богатая местная терминология. Например, в дагест. языках есть  свое  слово для передачи понятия "ворсовый ковер"  ( в аварском т1амса, в в языках лезгинской групы т1амыс ), которое зафиксировано, причем, в документе ХУ11 века,  а в азербайджанском языке – персидское слово халича. Есть в горских языках и свои слова для передачи понятия "безворсовый ковер" ( авар. давагьин – в тексте ХУ11 века, а также салмаг  – в тексте ХУ11 века. при лезгинском сумах). Аварские дворяне ханских времен считали законодателя моды на ковровые рисунки, как и лучшими мастерицами-ковровщицами, ахтынских лезгинок а не азербайджанских тюрчанок. Так что с ковроведом из Баку нужно быть настороже.

  9. Минкульт:

    Нельзя же сразу соглашаться на предложения.Надо все обдумать ,с товарищами посоветоваться и т.д.А обещать сразу же построить новое здание и отдать его под проект музея ковра соседнего государства по меньшей мере недальновидно.Помогите им достроить азербайджанский театр и пусть там проводят передвижные выставки . 

  10. Абдурашид:

    уважаемый Хизри остановись. А то ты катишься ещё южнее через Р. Самур. Лучше что нибудь хоть делай в городе кроме рисовок !

  11. Аъбдалтипов:

    Алишер: в смысле, кроме яралиева? Вообще-то при ярике одна из улиц не смотря на протесты была переименована именем гейдар алиева. Да и многое другое. Здесь пока речь идёт о возможных "гепотетических" рисках того, что некий "мамед из Баку" присосавшись к проекту может придать ему псевдонациональный статус. Вполне вероятно, что эта затея как и многие другие не пройдёт

  12. Аух:

    Кстати, в прошлом году деньги Сулеймана в Дербенте не смогли освоить: не было программы. 

    В этом году также картина. 

    Денег нет – плохо, деньги есть – тоже плохо. Сулейман хоть в курсе, что оставляемые им в Дагестане деньги второй год как уходят в Москву из-за их неосвоения, а?

  13. Аух:

    Гордые даги так и строятся перед южанами. Надо ж одуматься: на деньги Сулеймана построить музей по чужому проекту, причем для того, чтобы навредить Дагестану, его культуре, истории и искусству! Шедеврально! 

  14. 111:

    Ах деньги, деньги!!! – ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЧУДЕСА! ВЫ МОЖЕТЕ БЕЛОЕ НАЗВАТЬ ЧЕРНЫМ, а ЧЕРНОЕ – БЕЛЫМ!)))))

  15. Zakir:

    Абудулатипову они нафталан не легально пригласили он тоже без разрешение кремля купался в лечебные грязи и результат. А так же Хизри Абакаровым тоже так о них так принято результат…….. 

  16. Zakir:

    Амил Саркаров!!! Баракалла! Спасибо за истину.

  17. Zakir:

    Пуст эта деньги направить Лезги старинный село Гьимил чтобы изучал и развивал Лезги язык,СЛАБО!

  18. Алишер:

    Видимо, Хизри Абакарова, как и всех предыдущих (кроме И. Яралиева) руководителей г. Дербента, бакинские власти взяли в оборот. Методы известны. В его решениях чувствуется явный крен в сторону интересов Баку в ущерб Дагестанским, особенно Южнодагестанским. Иногда складывается впечатление, что те диктуют ему. Случай с музеем ковроткачества подкрепляют вышеуказанные предположения. Хизри Магомедович, учтите, Абдалатипов также поступал!