Испанский стыд, или Ковровые фантазии Азербайджана

39

Ковры “Lezghi star”. Конец 19 века, Куба. Ткались практически на всей территории Северного Азербайджана и Южного Дагестана. Самый популярный сегодня медальон в ковровых композициях всего мира.

Недавно мне знакомые переслали ссылку о встрече дербентского главы Хизри Абакарова с представителем Азербайджана, предложившим строительство музея ковра в городе.

Дело в том, что я давно питаю слабость к старинным кавказским коврам, особенно к дагестанской группе и коврам, ткавшимся в Ширване. И вначале мне эта инициатива показалась положительной: в Дагестане смогут, наконец, ознакомиться с историей ковроткачества своих предков, трагически разделенных по реке Самур на две части, и оказавшихся в разных государствах.

Но я решил хоть немного изучить труды данного азербайджанского профессора Видади Мурадова. Сразу же смутило, что в одних изданиях он представлен как доктор философии истории, в других – как профессор по декоративно-прикладному искусству. Впервые слышу о таких званиях, но не буду подозревать доктора в невежестве, спишем все на трущобную неграмотность редакторов изданий, в которых он публикуется.

Ознакомившись с его исследованиями, я понял, что они не имеют отношения к науке. Это – мягко говоря. На самом деле, я просто испытываю испанский стыд за него. Уверен, такое же чувство должен испытывать и любой азербайджанский интеллектуал. Однако то, что он пишет, это, конечно же, весьма печально, но не удивляет. К сожалению, для Азербайджана такие профессора являются нормой, а не исключением. Благодаря им, таким историкам-искусствоведам, сегодня историческая наука Азербайджана во всем мире вполне заслуженно признана  «антинаучной», наносящей лишь вред всем академическим дисциплинам. История не уличная девка, которой можно переписать бэкграунд, перевезя ее в новый квартал.

А это началось ведь не сегодня. С середины 50-х годов прошлого столетия на государственном уровне идет намеренная, массовая ассимиляция автохтонных народов, и, соответственно, вся их культура и история присваивается в пользу доминирующего сегодня этноса, имевшего иное культурно-историческое ядро. Я не могу понять одного, у тюрков есть своя великая история, зачем политическая и научная элита нынешнего Азербайджана отнимает у целых народов их историческое наследие? Что за комплексы заставляют этих людей хотеть чужое?

Об этом прямо не говорится, но, как я понимаю, в музее будут выставлены древние азербайджанские ковры? Ведь Мурадов в своих работах пишет только о них. Хотелось бы узнать, что подразумевается под этим термином? Азербайджан – молодой термин для нынешней Азербайджанской Республики, старинные ковры же подразумевают под собой более чем 100-летнюю историю. Может, имеются в виду тебризские ковры, которые изготавливаются в историческом (на территории современного Ирана!) Азербайджане? Если так, то тогда причем тут наши соседи, это прерогатива Ирана?

Сумах “Зейхур” Куба, конец 19 века. Частная коллекция. Композиция в мире получила название в честь деревни Зейхур (лезг. ЦIийи хуьр – новое село),ныне в Кусарском районе АР. В Дагестане данная композиция имеет ряд других названий.

Но, может они хотят представить старинные ковры, которые изготавливались разными этническими группами на территории современного Азербайджана? Ну что же, это было бы великолепно. Дагестанцы наконец-то могли бы ознакомится с признанными во всем мире композициями, которые ткались в Ширване, в частности в Кубе, этническими дагестанцами, по воле судеб оказавшимися разделенными в двух странах. В таком случае они также смогли бы познакомиться с великолепными татскими, талышскими, армянскими и курдскими ковровыми композициями, каждая из которых заслуживает отдельного разговора. Действительно, это было бы великолепно.

Но ведь нет, представляться будут мифические азербайджанские (то есть тюркские) ковры. Но называть старинные этнические ковры азербайджанскими, мягко говоря, некорректно, поэтому нигде в мире приставку азербайджанский и не применяют.

Raymond Bernardout, Ralph Kaffel, Kurt Erdmann, Ian Bennett, Daniele, Georg O Bannon, Doris Eder, David Black, Fhilip Bamborouch, Nicolas Fokker – все это известные эксперты в области истории ковров, в частности кавказских (Caucasian rugs). Так вот никто никогда из них не применял к старинным коврам, ткавшимся на данной территории термин «азербайджанский». «Азербайджанской» группой называются ковры, ткавшиеся на северной территории Ирана, кстати, туда входят также талышские ковры и тебризские, о которых я упоминал. На территории современного Азербайджана существуют лишь четыре всем известных региона – Ширван (дагестанская группа), Казах, Гянджа и Карабах. Ни одна из них в полной мере даже этнически не подходит под этот термин.

Возьмем, например, самую признанную, ширванскую группу ковров, в частности, ее лучшую часть – кубинские ковры. Помимо коренного населения, говорящего на дагестанских языках: лезгин, будухов, хиналугов, крызов, джекцев, ковры там ткали и ираноязычные таты. Азербайджанцы же ткали мало и качество их ковровых изделий сильно уступало им. Практически все лучшие композиции созданы народами нахско-дагестанской языковой группы и татами. Это известно во всем мире. Так при чем тут азербайджанские тюрки?

Азербайджанская (тюркская) школа ковроткачества, если ее все же отдельно выделять, –  самая молодая, сформировавшаяся под влиянием этих старых школ, и по большому счету так и не приобретшая своего характерного лица. Скорее это такая композиционная эклектика, микс, впитавший в себя разные школы народов, проживавших на этой территории и издревле занимавшихся ковроделием, задолго до появления на этих землях тюрков-огузов.

Композиция “Кехне Куба” (Старая Куба), 1920-е годы. Частная коллекция. Ковры ткались в основном в лезгиноязычных селах Кубинского уезда. Ковер имеет и другое название – “Дагестан”.

Касательно ширванских ковров скажу больше. Значительная их часть на самом деле соткана в Самурском округе и лишь в связи с тем, что композиции были идентичны и продавались они в основном через татских перекупщиков в Кубе, то, соответственно, они тоже стали называться кубинскими. Что и логично, ведь создатели большинства данных композиций, ткавшихся на обоих берегах реки Самур, обладали единой этнической идентичностью. Даже сегодня эксперты зачастую не могут точно определить разницу между южнодагестанскими и кубинскими коврами. В западных исследованиях ширванская группа по классификации всегда относилась к дагестанской группе ковров.

Этому есть и историческое объяснение. Ширван, располагаясь на части территории древней Кавказской Албании, является родиной нахско-дагестанских народов. Соответственно все упоминания античных и средневековых историков о ковроткачестве в данном регионе относятся лишь к автохтонным народам, но никак не к тюркам – более поздним поселенцам. Участие в этногенезе современных азербайджанцев потомков тех народов в любом случае говорит о местных, а не о тюркских корнях историко-культурного наследия региона, неассимилированные наследники которых и поныне проживают там.

Но, как я выше сказал, вся эта фальсификация началась с прошлого века и велась на государственном уровне. Был такой «мастодонт» в области истории ковроткачества, как Лятиф Керимов. Надо отдать ему должное, в описании технической стороны он был безупречен, но вот в области этнографии этот человек нанес огромный вред, стирая идентичность народов издревле занимающихся ковроткачеством в данном регионе. А это уже просто преступление.

На западе труды Керимова приняли со многими оговорками, да и как не принять, если кроме них других полноценных исследований на советской территории не было. Я ознакомился с его работами лет тридцать назад, но после этого к ним не возвращался никогда, считаю их очень вредными, фальсифицирующими историю ковроткачества в данном регионе в пользу собственного народа, тюрков.

Например, он даже о лезгинском языке писал как о диалекте. Вопроса этнического происхождения ковров он всячески избегал, совсем не упоминал о закатальских коврах, цахурских, крызских, хиналугских и джекских композициях. Таты упоминаются лишь вскользь, хотя они наряду с лезгиноязычными народами создавали почти все лучшие ширванские композиции. Большинство из них получило у него тюркское происхождение. Я всегда презирал подобный шовинизм у людей, но с другой стороны, я ему благодарен, он навсегда отучил меня использовать местные исследования и перейти только на западные источники.

Так, в 1910 году на международной выставке все десять золотых медалей получили именно ковры ширванской группы. Они были сотканы представителями лезгиноязычных народов и часть ираноязычными татами. Азербайджанских (тюркских) композиций там нет. Ко всем этим знаменитым композициям (Seichour, Perebedil, Kuba, Konangulkent, Chihi, Soumakh Dragon, Alpan и т.д.) они имеют лишь опосредованное отношение.

Есть одна самая известная композиция, бренд Ширвана, которая во всем мире, на всех аукционах (оффлайн и онлайн), музеях, во всех каталогах, монографиях, носит название Lezghi Star rug, Lezgi Shirvan, Dagestan Shirvan или же Lezgi Kuba (“лезгинская звезда”). Это не сложно проверить, прогуглив Интернет.

Ковер “Алпан”, конец 19 века. Куба. Частная коллекция. Ткался в нескольких селах в окрестностях Кубы,в том числе и в деревне Алпан.

Данная композиция издревле ткалась южными народами Дагестана с обеих сторон реки Самур. Ее ткали также и соседние народы, но при этом все они называли эту композицию именно лезгинской звездой. Но вот в Азербайджане, благодаря Лятифу Керимову и другим подобным деятелям, композиция получила имя “Зейва”. Зейва – это татское село, жители которого постепенно ассимилируясь перешли на тюркский язык. Интересно то, что композиция «Зейва» в западных источниках совсем иная, эти же типы медальонов сами таты также называли лезгинскими. Но видимо в новой официальной истории Азербайджана приказано забыть все названия, которые не вписываются в тюркское происхождение. Погуглив, вы сами можете удостовериться, что в основном только на азербайджанском и русском секторах интернета этот ковер выходит с названием Зейва, на всех западных сайтах – с именем Lezghi rug или Lezgi Star rug, но не Зейва. Например, большинство композиций, носящих название «Дагестан» и ткавшихся этническими дагестанцами были изменены.

Скажу больше, многие старинные ковры ширванской группы на западе пишутся с добавкой Lezghi (Lezgi), я с этим часто сталкивался в Европе и Америке, даже в Иране. В Турции же, Пакистане, Бельгии и в Германии выпускают ручные и машинные реплики с композицией «Lezgi Star». А вот в «братском» Азербайджане добавка Lezgi для определенной группы людей, пишущих для страны новую «историю», это табу. Видимо поэтому и в древнейшей суннитской мечети, в Баку, была выкорчевана табличка «Lezgi Misqi».

Я пытался выяснить, почему же на старых коврах ширванской группы во всем мире делают иногда акцент на этническом Lezgi и при этом практически никогда не добавляют добавку «тюркский» или же «азербайджанский».

В Лондоне я получил ответ от одного старого британца, который, по его словам, в шестом поколении занимается торговлей антикварными коврами, очень любит именно кубинские ковры и знает их историю. Так, вот, что он ответил. Англичане, как и другие европейцы, приезжавшие за покупкой ковров в Баку и Кубу в 19-м веке, по его словам, сразу отличали кубинские ковры от всех других, они были выдержанно благородны, как по качеству, цвету, так и по композиции, и изображали много магических знаков. Также он отметил, что ткали их люди отличавшиеся цветом кожи и одеждой от кавказских татар, татов, армян или талышей. Они были более светлые и говорили на более трудновыговариваемом языке, себя же называли lezgi (лезгины). Некоторые из lezgi добавляли Daghustan, т.е. они были не из самой Кубы, а приезжали с другого берега реки для торговли, но ковры у них были идентичны и по качеству, и по композиции с кубинскими. Лучшие привозили из Микраха (Докузпаринский район Дагестана).

Это лишь лишний раз доказывает, что кубинская группа всегда входила сугубо только в ареал дагестанского ковроткачества. Город Куба был лишь общим брендом, так как являлся центральным рынком, в котором концентрировались ковры народов южного Дагестана и северного Азербайджана. Но почему именно композиция с медальонами-звездами носит этническое название Lezgi? Ответ был банально прост, это была самая востребованная композиция в то время на западе, да и сами продавцы называли их «лезгинскими звездами». Надо добавить, что данные медальоны были очень популярны во всем Дагестане, не только в южном, но и в северном. Кстати, ковры с подобными звездами можно встретить даже на картинах эпохи Возрождения.

Если рассматривать ковры, производимые дербентскими азербайджанцами, то они сформировалось на базе южнодагестанской школы и никак не наоборот, так как азербайджанской не существовало в принципе. Они входят также в дагестанскую группу ковров, при этом считаются коврами среднего качества, сильно уступая, например, коврам Самурского округа. Дербент был лишь центровым узлом, как и Куба, куда свозились ковры со всех ближайших территорий. И об этом написано везде, кроме как в азербайджанской новой истории. Да и не азербайджанцы они совсем, а с 16 века дагестанские тюрки. При чем тут Азербайджан?

Остается одно, в музее будут представлены старые ковры различных народов, проживавших на территории современного Азербайджана, но представлены они будут как тюркское наследие, так?

Вы можете себе представить, чтобы например Греция на своей территории, за свои деньги, строила бы Музей турецкой истории, в котором демонстрировались греческие артефакты, найденные на территории современной Турции и представленные как тюркское наследие? Я – нет, думаю, и турки – тоже нет, это зрелая нация. Это абсурд, достойный пера великого Кафки или Хармса.

А в Дербенте хотят сделать видимо это – представить как тюркское наследие старые ковры различных народов, проживавших на территории современного Азербайджана и Южного Дагестана. И представлены они будут в «древнем азербайджанском городе Дербент», как любит утверждать Мурадов?

В этой связи расскажу один случай. В конце восьмидесятых – начале девяностых я с товарищами открыл в Махачкале первый на Северном Кавказе антикварный магазин. Находился он с тыльной стороны здания Русского Драмтеатра. В те дикие, лихие годы, с открытием границ, у нас в республике начался торговый бум на старые ковры. Южные соседи с Азербайджана скупали за бесценок или же меняли на дешевый синтетический бельгийский ширпотреб все, что имело хоть какую-либо ценность. Наивные дагестанские женщины легко соглашались на обмен своего родового «старья» на блестящую дешевку. Мое недовольство этим так и осталось при мне, государственные организации, имеющие к этому какое-либо отношение, сами тоже хорошо «грели» на этом руки. Других рычагов остановить этот процесс не было.

Это был выгодный и интересный бизнес, но было в этом что-то болезненно неприятное, постыдное, близкое к предательству, что вынуждало меня искать иные пути реализации истории. К счастью, у нас уже появились свои финансово состоявшиеся люди, которые после поездок на запад начали осознавать ценность старинных дагестанских ковров. Но их было катастрофически мало. Тогда же я стал изучать ковры более глубоко. С тех пор и по сей день питаю к старинным коврам особое отношение.

Так вот, лет десять назад, в Нью-Йорке, заглянув по привычке в антикварную лавку, я увидел до боли знакомый ковер. Его нельзя было ни с чем спутать, там были инициалы мастера и год изготовления, даже сзади сохранилась кожаная (почему-то) заплатка. Этот ковер, в свое время, как я не уговаривал хозяйку, ушел в обмен на два синтетических ковра перекупщикам из соседней республики. Ковер был из Микраха, хозяйка –  жительница Махачкалы. На Манхетене его цена была радикально иной. Но даже не это главное. Теперь он назывался SHIRVAN – Azerbaijan. Вот такая вот история.

Но если даже откроется такой музей, то и тогда нужно оставаться оптимистом. Вполне возможно, кто-то из дагестанцев найдет родовую реликвию, ковер своих предков, пусть и под чужим названием. И это радует.

По большому счету, меня не сильно возмущает поведение азербайджанских специалистов. Это свойственно для цивилизаций с развивающейся культурой, забирать наследие соседей и автохтонов. К своему стыду, должен признаться, что мы стоим еще на планку ниже, так как не умеем хранить даже СВОЕ. Мне стыдно за наших этнографов, историков, искусствоведов, импотенция которых и порождает такие явления, стыдно и за себя.

Народы, которые не могут сохранить свою историю, теряют свою идентичность.

Дагестанцам давно пора прекратить все эти инфантильные, родо-племенные разборки и понять, что мы все генетически братья, и пока мы разрознены, мы слабы. И сегодня пора начать собирать камни, а не разбрасываться ими. И Дербент может стать таким местом силы, памяти и единения.

 

Герман Кабирски, художник-ювелир

 


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


       

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение

 

  1. Ярали:

    Аноним пишет: «потому что эти "тюрки" — такие же кавказцы, как и лезгины, таты, армяне и прочие». Такую белиберду пишет только азербайджанские турки. Турки не были кавказцами, а стали им, позаимствовав их язык и культуру в широком смысле этого слова. Вот что говорит И.Дьяконов, ссылаясь на известного ученого-антрополога, занимавшегося проблемами миграции тюркских народов Л.В. Ошанина. Известно, что древнейшие тюрки по антропологическому типу монголоиды; это значит, что они имели доминантный ген так называемой «монгольской складки» (эпикантуса). Среди настоящих монголоидов складка эта есть в 80-90% случаев. Следовательно, если бы тюрки действительно двигались единой массой от границ Китая, где они впервые появились, и до Турции, то так и несли бы свою «монгольскую складку». В действительности, процент людей с этой складкой уменьшается с востока на запад: например, у киргизов она есть примерно в 50 % случаев у мужчин, у казахов 22 %, у узбеков – 13 %, у туркмен – 6 %, среди азербайджанцев – лишь 2 %, у турок его практически нет. Это значит, что двигался язык «по эстафете», а население перемещалось. Когда на территорию, уже занятую одним народом, приходил другой народ, который нес новый язык, происходила ассимиляция за счет смешанных браков. Если пришлых было немного, биологически население изменялось мало. Азербайджанцы появились на Кавказе в средние века, но при этом население биологически не изменилось. Обширные исследования на территории Азербайджана  не выявили ни в одной из территориальных групп сколько-нибудь заметной монголоидной примеси /Касимова Р.М. Антропологическое исследование современного населения Куринской долины // «Вопросы антропологии», 1960, № 5/. В XII-XIII вв. постепенно происходит смена аборигенным населением Азербайджана коренных языков на тюркский разговорный язык в результате неоднократных вторжений тюркоязычных кочевников. Таким образом, переход на тюркскую речь не сопровождался сменой физического типа и заменой местного населения новыми пришельцами. Что же касается их признания в историко-этнографической литературе, то они сейчас не вызывают сомнений /Народы Кавказа // Народы мира. Этнографические очерки. М., 1962/.

    У кочевого народа когда было возможность заниматься ковроткачеством? Ковроткачество – занятие оседлого народа.

    8+
    • Аноним:

      С одной стороны пишете, что "азербайджанцы – это тУрки", с другой стороны цитируете Дьяконова, который пишет, что только 2% азербайджанцев имеет характерные для тюрок антропологические черты (всё остальное, надо полагать, – от автохтонов). Так кто из нас пишет белиберду?

      У кочевого народа возможность заниматься ковроткачеством – оттуда, откуда же и возможность шить шатры, юрты и сёдла. Причем шить и ткать их из шерсти разводимого ими скота (а не из урожая осёдлых земледельцев). Ковёр для кочевника – это не просто украшение, это и пол, и потолок, и стена в его жилище.

      1+
    • Аноним:

      Аноним, если кочевник может шить шатёр, не значит, что он может и ковёр плести. Плести ковёр кочевнику не нужно – у него просто есть шкуры. Плести ковёр кочевник не может – это долгий, сложный процесс, требующий время, навыков, инструменты и пр.., которых у кочевника просто нет.

      Согласитесь с тем, что белый это белый, а чёрный это чёрный.

      3+
    • Аноним:

      Скажите это тюркоязычным кочевникам-кашкайцам, чьи ворсовые ковры считаются одними из лучших среди персидских ковров. И ткацкий станок (для тех кто не знает) очень оперативно собирается и разбирается в условиях кочевий. И есть в наличии и время (которого как раз-таки меньше у осёдлых земледельцев, занятых пахотными работами), и навыки, и инструменты. А почему их, собственно, не должно быть у кочевника? Кочевье – не признак ни к чему не годности, это всего лишь альтернативная форма сельского хозяйства, которую демонизировали в советское время, потому что она являлась преградой для массовой коллективизации. И ковроделие всегда было его неотъемлемой частью. Зачем выдумывать какие-то "аксиомы", особенно когда явно не владеете темой?

      1+
    • Герман:

      Я вам отвечу на этот вопрос.

      Не хотел больше писать,но кто-то должен заниматься ликбезом.

      Кашкайские ковры никогда не считались лучшими в Персии, это опять ложь. Лучшими персидскими коврами считаются школы Кешан, Кум, Наин,Керман, Исфаган и т.д. Никогда кашкайские ковры не ставились вровень с кавказскими и тем более ,с коренными,персидскими.

      Кайкайцы приобрели навыки ковроткачества лишь будучи, как захватчики на севере Ирана,когда они в плавильном котле ассимилировали в себе курдов,лорийцев,частично талышей и татов и приняли часть их наследия. Позже, когда их перебазировали в Шахристан(Фарс),где под влиянием уже местных школ,они  совершенствовались. Кашкайцы,это туркменские огузы, которые попали в Иран,с ордами о Чингизхана. Изначально это были обычные дикие кочевники, которые априори не могли владеть никаким подобным искусством. Орнаментально, эти ковры были  ближе Южному Кавказу, но после,как их переселили  ближе к Загросу, много заимствований у композиций Шираза, территории ,которая известна своим ковроткачеством  еще до нашей эры.

      Кашкайские ковры,это смесь двух культур,кавказской и персидской, при чем тут тюрки? Орнаментально, чисто тюркскими, являются  лишь композиции на войлочных коврах,которые по сей день ткутся в средней Азии и даже выше,ближе к Алтаю. Разве кто-то претендуют на ваше наследство? И перестаньте уже,пожалуйста, "прихватывать" чужое наследие. Я понимаю,это древняя традиция тюркских народов,ассимилируя в себе другие народы,присваивать себе их культуру и развиваться на ее основе. Но сегодня не 16 век,поймите.

      5+
    • Аноним:

      Благодарю, мне не нужен ликбез от особы, опускающейся до выражений "дикие кочевники" и "древняя традиция присваивать". С таким брезгливым отношением к целым народам, презрительными комментариями в адрес их истории, быта и культуры, абсолютно необоснованным (при чем ни с личностной, ни с цивилизационной точки зрения) чувством превосходства над ними, при полном незнании истории (включая предмет своих (псевдо-)научных публикаций, которые можно разоблачить за пять минут), даже когда ставят перед фактами, вам (и я, в отличие от вас, использую это слово в адрес вас конкретно, а не мещански выкаю, подразумевая целый народ) самому до цивилизации идти и идти. С таким "ликбезом" даже азербайджанская глянцевая брошюрка о коврах будет казаться убедительнее.

      0
    • Герман:

      Дорогой, мой аноним, у вас большие комплексы незрелого человека. Если не согласны, аргументируйте. Я не встречал еще немца, например, который обижался бы тому, что его древних предков называют дикими варварами, ведь это их история. Я тоже никогда не обижаюсь, когда называют моих предков местными аборигенами. Такие обиды свойственны людям ,под тонким слоем  интеллигенции скрывающих махровый национализм, например пантюркизм. Это болезнь разрушит вашу страну, поверьте

      Скажу вам по секрету, у меня много друзей в Баку, но они так же, как и я, презирают шовинизм в любой форме и вам, думаю, они руку не подадут. «Совдепия», как вы выражаетесь, создала эту страну, передав ей территории коренных народов, а вы о ней(о Советской России) так презрительно… нехорошо, черная же какая-то неблагодарность.

      Под «вы», я конкретно подразумеваю вас и вам подобных. А дешевые манипуляции про народ, оставьте при себе, любой народ всегда заложник собственной власти и таких манипуляторов, как вы. Азербайджанцы ничем не лучше и не хуже остальных.

      Про историю. Земля  Ширвана полностью пропитана кровью моих соплеменников, которых тюрки уничтожали несколько веков, начиная от гуннов, хазаров и монголов, заканчивая Темирланом и Надиршахом. В течении этих веков было разорвано всякое наше культурное развитие .Но никто это уже не вспоминает,  сейчас уже это просто история, такое было время. Сегодня же, в 21 веке, уже остатки моего народа просто хотят сохраниться, сохранить свою землю, культуру, свой язык и наследие, не раствориться в  тюркском угаре. На своей земле. Но нет, даже наследие тоже уже забирают и вешают бирку «тюркский» Вот, где настоящее презрение и шовинизм к малым народам.

      Я не историк и не искусствовед, я простой художник, никаких у меня публикаций нигде нет, разве что в вашем больном воображении. Нет, вру, публикации (фото) моих работ есть в каталогах современного искусства в Европе, США и во многих  других странах. Но они не имеют никакого отношения к моей любви к старинным коврам и их истории.

       

      И давайте прекратим, вы мне понятны и уже совсем не интересны.

      4+
    • Аноним:

      Комплексы именно у вас, уважаемый, и сейчас я вам объясню почему. Вы конечно можете сколько угодно мне мещански выкать, считать меня агентом бакинских спецслужб, шовинистом, пантюркистом, хоть самим воплощанием жуткого Тамерлана, но комплексы этим не прикрыть. Незакомплексованность не подразумевает оскорбление чужих народов ради восхваления своего, чем вы грешите. Обратите внимание, что в отличие от вас, я ни разу не высказался в уничижительных тонах в адрес культуры, которую вы тут пытаетесь представить. И ни разу не заявил, что азербайджанская или любая другая культура превосходит соседние. При чем здесь шовинизм? А при том, что вам нравится разбрасываться словами вроде "шовинист", потому что ничем другим вы свои аргументы подкрепить не можете, а лучшая защита, как известно, – нападение. Достаточно того, как вы уже четыре раза откланивались под предлогом того, что я вам неинтересен, но постоянно поддаётесь соблазну оставить последнее слово за собой. Ибо комплексы. Пример с немцами неудачен. Вы дикарями называете людей не потому, что они занимались, например, каннибализмом или приносили человеческие жертвы. Вы называете их дикарями исключительно потому, что они кочевали; то есть предполагаете, что кочевой хозяйственный уклад народа является преградой для его цивилизованности. Если вы где-нибудь в Европе скажете такое, то нерукопажатым станете именно вы. Ещё один замечательный пример: больше всего о нетюркской составляющей в этногенезе азербайджанцев в этих комментариях тут писал я. И несмотря на это вы умудряетесь обвинять меня в пантюркизме (!). Назвать человека, призывающего не преувеличивать роль тюрков в этногенезе азербайджанцев, пантюркистом – это самое яркое, веское, наглядное свидетельство вашей неспособности (под эмоциональным влиянием комплексов, вне всякого сомнения) воспринимать информацию, что и объясняет сумбурное, а то и ложное содержание ваших аргументов в статье. Перешлите эту статью вашим нешовинистичным друзьям в Баку или даже в Лондоне. Уверяю вас, что реакция на неё будет одинаково неприятной для вас и там, и там, ибо претензия на чувство собственного превосходства вкупе с ложной аргументацией не является уважаемой в среде интеллигентных людей чертой. И было бы хорошо, если бы вы не навязывали свои комплексы целому народу. Пропаганда культуры – это замечательно. Знание истории – тоже. Но не надо выдумывать для своего народа новой идентичности, основанной на истории "крови, лишений и коллективной ненависти к врагу". Ни к чему, кроме вражды, это не приведёт. И то нынешнее состояние Азербайджана, которое вы критикуете, вызвано именно тем, что они с недавних пор пошли по этому ошибочному пути. Не повторяйте их ошибок.

      П.С. Свои знания об истории региона вы наверняка черпаете там же, где и знания о коврах. Эту страну (то бишь Азербайджан) создала не Совпедия, а её народ ещё в 1918 году. А Совдепия её оккупировала в 1920 году, как и Грузию, Украину, а позже Прибалтику.

      1+
  2. Аноним:

    Просыпаясь не забывайте что надо идти максимально вперёд в своих делах и укреплять позиции на каждом уровне. Садвал авай чкада шадвал жеда!

    6+
  3. Справедливость:

    Да здравствуют лезгинские ковры!

    Нет азерских ковров, так как сами "азеры" появились на свет менее 100 лет назад.

    "азеры" и "азерстан" – это искусственная низкокачественная синтетика, которая быстро приходит в негодность, портится и пропадает…

    10+
  4. Назир:

    Спасибо автору ! Всё разложил на свои места и разбил в пух и прах псевдоисториков-воров!

    12+
  5. Spasi_Samurskiy_Les:

    Ананим, не хотите представиться сначала? На ваш пункт 2. "За кубинских татов заступаться не надо. Таты Азербайджана как правило имеют очень сильное азербайджанское самосознание, хоть и говорят на иранском языке, и их абсолютно не возмущает, что их творения считаются азербайджанскими."    Почему тогда таты открыли отдельно Татскую Национально-Культурную автономию в РФ, а не влились в ту же Азербайджанскую НКА? Такое ли у них "азербайджанское" сознание, как вам хочется? 

    Крайне сомнительные тезисы. Соглашусь только с тем, что регион современных Южного Дагестана и Северного Азербайджана это одна этническая зона лезгин. И должна быть как отдельная историко- культурная область. 

    13+
    • Аноним:

      В РФ нет организации под названием "Татская национально-культурная автономия", а если и есть, то это реалии жизни в России, где ещё не изжили себя традиции советской "пятой графы". На деле даже в Дагестане большинство татов-мусульман не отделяет себя от азербайджанцев.

      1+
  6. Аноним:

           Редко влезаю в подобные бесполезные дискуссии, но вам отвечу. По пунктам. Читайте и  внимайте.

    1. Действительно в этногенезе азербайджанцев принимали участие и автохтонные народы. Но это, ни в коей мере, не дает вам право на культурное наследие этих народов, по крайней мере, пока они живы. А они живы и дай бог будут долго жить. Главным маркером

    нации является язык. Вы можете себя считать хоть кавказцами, хоть римлянами, хоть прямыми потомками Ноя,  это ваше право, но писать ложь на государственном уровне постыдно, вы тем самым осознанно унижаете и уничтожаете идентичность автохтонных народов. Мой вам маленький совет, если вы действительно хотите знать правду, читайте независимые европейские источники и избегайте опусов ваших местных историков. И еще, коренные кавказские народы, никогда, подчеркиваю, никогда, не завоевывали чужие территории, они всегда жили только на своей территории, на своей родине.

     

    1. За татов я не вступаюсь, это их право, они тоже не автохтонный  народ, в отличии от дагестанских народов. В кубинских коврах большинство композиций не татские, а лезгинские и шахдагской группы народов. У татов и азербайджанцев больше развит торговый талант, который не свойственен коренным народам.В любом случае, татские(иранские) композиции никак не могут называться тюркскими,это моветон. Но вас и это совсем не смущает, что впрочем, меня уже не удивляет.

    Азербайджан, к сожалению, занимает сегодня первое место среди стран ассимилянтов на территории СНГ.

     

    1. Если бы вы действительно хорошо знали историю вашей страны, то не говорили бы такие глупости. Я вам без «британца» отвечу.  В Гяндже, Казахе и Борчалы сто лет назад основную часть населения составляли не тюрки, а армяне и другие народы, а двести лет назад и подавно, про триста уже молчу. Поэтому все вопросы по ковровому наследию  решайте с ними, я думаю, они вам подробно на них ответят.

    По поводу древнего кочевого ковроткачества… Не слышал никогда про тувинские, якутские, башкирские, алтайские, хакасские  и т.д. ковры, хотя именно они более всех остальных тюрков  сохранили свою идентичность. Вам это не кажется странным? Тюркские ковры присутствуют сегодня лишь на территориях, на которых издревле, далеко до их прихода, существовало ковроткачество, это Персия, Кавказ, Туркмения, Византия. Дальше делайте выводы сами.

     Пазырыкский же ковер однозначно принадлежит иранской культуре (Персии, Мидии или Парфии) и скорее всего соткан в южной Турмении, где в то время существовала Маргианская цивилизация, которая тоже является проиранской и с античных времен известна своим ковроткачеством. Это известно всему миру, кроме вас.  И забудьте вы своих горе-историков  со стоянками кочевников. Вы меня заставляете говорить с вами, как с учеником-двоечником.

     

    1. По поводу Кубы. Куба, как в прошлом и весь Ширван, это историческая территория народов нахо-дагестанской группы. Исторически, культурно, генетически, религиозно, географически это была территория народов этой группы, поэтому никак Куба и ее культура ковроткачества не может быть причастна к более молодой, тюркской культуре, это культура дагестанских(албанских) народов. Кубинские ковры имеют идентичные солярные знаки лишь  с коврами северного Дагестана, но никак не с тюркскими. Это вам скажет любой эксперт, кроме азербайджанских.

     

    И еще от себя. Я по большому счету космополит, но то, что делает ваше государство, присваивая чужую историю и культуру, это омерзительно. Уверен, что любой здравый азербайджанец согласится со мной. Я уважаю тюркскую культуру, и уверен, ей не нужна чужая. Но в Азербайджане видимо своей недостаточно, и это печально.

    От себя я вам желаю лишь добра и побольше здравости и эмпатии к коренным народам, многие из которых, благодаря такой политике, вымерли ,ассимилированы или на грани.

     

    9+
    • Аноним:

      Во-первых, не торопитесь писать мне об азербайджанцах во втором лице ("вы, вы, ваша страна, ваши историки"). Я вроде нигде не писал, что я азербайджанец, и совсем не надо быть азербайджанцем, чтобы указывать кому-то на его ошибки (видите, в отличие от вас не опускаюсь до слова "глупости", хотя вполне мог бы); достаточно разбираться в истории и культуре региона. Во-вторых, всё ещё проще, чем вам кажется. Просто перестаньте под словом "азербайджанский" читать слово "тюркский", вот и всё. Вам говорят про азербайджанские ковры, а вы повторяете "тюркские, тюркские, тюркские". Тюрки – всего лишь один элемент в пёстром этногенезе азербайджанцев. Остальную часть составляют другие народы, в том числе нахско-дагестанские. Поэтому потуги противопоставить азербайджанцев их кавказскому наследию тщетны. Это как пытаться лишить англичан права считать доанглосаксонский Стоунхендж своим историческим памятником. А про то, что "главным маркером нации является язык" – это вы придумали. Сегодня за пределами Дагестана живут тысячи лезгин, которые говорят только по-русски: и что теперь, они должны своим наследием считать борщ и калинку-малинку?

      Таты не считают себя азербайджанцами из-за того, что "Азербайджан – страна-ассимилянт", а потому что пятую графу как социальное явление в Азербайджане ввела советская система. Исторически в быту традиционно мусульманских народов Южного Кавказа, Ирана, Средней Азии, Анатолии понятия "нация" в советском и нынешнем российском понимании этого слова не существовало. И нет никаких исторических свидетельств, что сами таты когда-либо видели принципиальную разницу между собой и своим окружением только из-за того, что они говорили не на тюркском языке. В 1830-х годах Азербайджана не было, но уже тогда фон Эйхвальд писал, что таты активно переходят на тюркский язык. Так что нельзя ассимилировать то, чего не было; то, что по историческим причинам так и не получило развития. А таты так же автохтонны, как все соседние с ними народы, так как сформировались там, где живут и ныне. А почему бы нет? У вас очень странные критерии автохтонности. Тогда автохтонов вообще нигде нет, потому что все люди мигрировали на континенты из Восточной Африки.

      Ковроткачество появилось тогда, когда люди научились выделывать пряжу, которую в своих очередь добывали из шерсти животных, которые в свою очередь разводили скотоводы (а не земледельцы), которые изначально были кочевниками, а не осёдлыми. Это ремесло гораздо древнее этих ваших Маргианских культур. Приберегите ваш сарказм для критического обзора ваших собственных статей перед публикацией.

      Насчёт культурной принадлежности Кубы не убедили. Кубинские ковры сродни южнодагестанским (в том числе лезгинским) в той же степени, что и ширванским, которые в свою очередь сродни ардебильским, а те в свою очередь – карадагским и т. д., и все эти ареалы на протяжении истории были частью тюрко-иранского "сефевидского" (или, если угодно, "азербайджанского") культурного ареала, а никак не северокавказского.

      Я тоже космополит, я тоже против присвоения культур, я тоже против насильственной ассимиляции. Но когда под соусом восстановления справедливости вас кренит в противоположный экстрим, это тоже перебор. Когда на азербайджанцев, вопреки всем очевидным чертам их культуры и быта, лепиться ярлык каких-то полудиких татаро-монгол с целью искусственного отчуждения их от кавказского культурного ареала, это полбеды. Мало ли кто там с кем мешался. Но когда делаются утверждения, что мол ковроткачество – чуждое азербайджанцам ремесло, тут даже беспристрастный "ковровед-британец" перестанет воспринимать вас серьёзно, потому что эмпирические данные налицо. Нет ни одного населённого азербайджанцами региона, что на Кавказе, что в Иране, в том числе сравнительно моноэтнические тюркоязычные зоны, где не было бы развитой культуры ковроткачества. Это вам не спекуляции на исторические темы, это хорошо задокументированные реалии последних нескольких столетий.

      1+
    • Аноним:

      Да, забыл, откомментировать пассаж про армян, "научивших" азербайджанцев ткать ковры. Вот про регион Шамшадиль (южная окраина Борчалы):

      "женщины, как армянские, так и татарские, делают шалы, килимы, попоны, хурджины, чувалы, чулы и проч., сверх того, татарки делают хорошие ковры, а армянки – бязи". (Обозрение российских владений за Кавказом, в статистическом, этногафическом, топографическом и финансовом отношениях, 1836 г., с. 263).

      Ещё:

      "Лучшие ковры выделываются в уезде Бакинском, потом следуют шушинские, выделываемые преимущественно кочевыми племенами". (Журнал министерства государственных имуществ, 1850 г., с. 88).

      "Различны и предметы их работы: в то время как татарка работает ковры, джеджимы и др. изделия, имеющие широкий сбыт, армянка сидит главным образом над изделиями для домашнего обихода – над изготовлением чулок, ноговиц, сукон и проч." (Русское богатство: литературный, научный и политический журнал, 1894 г., с. 120).

      "Сознавая важность этого промысла для благосостояния семьи, татарка с малолетства уже приучает дочерей своих ковротканию. С малолетства уже каждая девочка проходит целую школу обработки шерсти – постепенно она приучается к мойке шерсти, расческе, окраске и различным операциям ткацкого дела. Совсем другое замечается в семьях армянских". (Отчеты и исслдеования по кустарной промышленности в Россіи, 1894 г., том 2, с. 268)

      Оттуда же: "Кубинские ковры редко бывают больших размеров. Шемахинские ковры, занимающие второе место в Закавказьи, очень похожи на ковры кубинские, отличаясь от них более коротким ворсом и сравнительно меньшей тщательностью выделки. Шемахинские ковры, также как и кубинские, бывают обыкновенно небольших размеров. Третье место занимают ковры шушинские". (как видите, никакого противопоставления кубинских ковров всем остальным коврам Южного Кавказа нет, а источник – конца XIX века).

      Ну, и так далее. Источников очень много, было бы желание с ними ознакомиться. У вас такого желания явно не было. Потому что за научной ширмой вашей статьи стояла конкретная ненаучная цель. И в итоге вы занялись тем же, в чём обвиняете присваивателей культуры.

      1+
    • Аноним:

      И последнее: я не отрицаю, что многие (а возможно и большинство) кубинских ковров были лезгинскими. Скорее всего, так оно и есть. Но противопоставление этих ковров остальным ковроткаческим школам Южного Кавказа и искусственное группирование их с неким "общедагестанским наследием", особенно на фоне полного отрицания ковроделия как составной части быта азербайджанцев, очень и очень сильно бьёт по качеству вашего исследования.

      1+
    • Герман:

       

      Забавно, общаться с человеком, который боится даже представиться.

      На все ваши вопросы я ответил в статье, прочтите просто внимательно, еще раз. Тюркскими не я их называю, а азербайджанские «специалисты»,это звучит буквально из каждого их утюга, все свои возмущения адресуйте им, пожалуйста. Я никогда не утверждал, что азербайджанцы не ткут ковры, вы опять лжете. Я лишь сказал, что это самая молодая школа, сформированная на базе старых школ коренных народов. И это, увы, правда. Так, например, Тебризкие ковры азербайджанцами ткались на базе иранских композиций, на захваченной территории, где ковры ткались испокон веков, в Ардебиле же, на базе талышских и т.д. Т.е. в зависимости от того, какая школа находилась  до них на этой территории, те композиции становились  зачастую базой для молодого азербайджанского ковра. Наиболее отличительное свое «лицо» приобрели тюркские кочевые племена кашкаев и шахсевенов.

      Вот если вы мне представите Тувинскую, или же скажем Якутскую школу, я вам поверю и даже извинюсь. Кочевники, разумеется, занимались ковроткачеством, но изготавливали лишь паласы, возможно килимы и войлочные ковры. Скажу больше, этим издревле занимались не только тюрки, но и индейцы Северной и Латинской Америки, даже  многие африканские народы. Но вот с ворсовыми коврами иная ситуация, ими занимались оседлые народы, с более высокой культурой, так как это наиболее совершенный и сложный тип ткачества. Да, например, Маргианская культура. Например, я уверен, что и дагестанское ковроделие формировалось на базе персидской культуры, просто гораздо раньше азербайджанской. Азербайджанцы(тюрки) тоже со временем ее освоили, но это произошло намного позже, поэтому писать всякие глупости, что это древнее тюркское наследие, это подростковая инфантильность.

      По поводу татов. Если они действительно поменяли свою иранскую идентичность на азербайджанскую, то это говорит, лишь об одном, значит, этот народ перестает этнически существовать. Это их право, но древние ковры, в отличии от людей, не меняют свою этничность.

      По поводу автохтонных народов, гугл вам в помощь.

      По поводу, чьи же, все-таки, композиции «Борчалы», «Гянжа» и т.д., это вы не по адресу, я не исследователь, могу лишь сказать, что по отношению к этим коврам обычно применяют лишь географическое место изготовления, но никогда, по отношению к ним, не читал, что это тюркские(азербайджанские) композиции. Шемаха же входит в ширванскую группу и у всех западных экспертов относится к дагестанской группе, вы это должны знать. А ваши отсылки на дореволюционные статьи, увы,  не присутствуют в интернете, видимо слишком ценный и конфиденциальный материал вы нашли, но я вам верю. Эту дискуссию вам лучше проводить с западными специалистами, я не увлекаюсь этими коврами. Мне ближе свои ковры, персидские и племенные, афганские.

      Но, самое смешное, в данном диспуте, другое. Азербайджан тратит огромные деньги на продвижение своих ковровой «истории», строит потрясающие музеи ковра, за бешеные деньги, выпускает кучу различных глянцевых пропагандистских монографий про древнее азербайджанское(тюркское) наследие, устраивает на данную тему различные семинары, выставки на Западе…   И? И ничего, мир не готов принять эти фантазии за правду.

      Я наверно первый, который выступил в защиту собственного наследия, я просто написал правду, мир же ее давно знает. С правдой не нужны никакие деньги, Запад не Баку, там купить «правду» сложно. В «наследии» Азербайджана, кубинские ковры(в.ч. Кусарские)  являются лучшими, как по композиции, так и по качеству, не только на территории современного Азербайджана, но и всего Кавказа, но при этом  азербайджанские «специалисты» всегда умалчивают, что это наследие другого народа. Сейчас в кубинском районе проживает всего лишь 10 % лезгин, хотя это с древнейших времен именно  их историческая земля. Многие же села, с древними лезгинскими названиями, сегодня  заселены 100% азербайджанцами. Что же произошло, как вы думаете? Может земля оледенела, и лезгины перестали размножаться там? Про джекцев, хиналугов,крызов и т.д. ,я молчу, они просто исчезли. Почему только в западных монографиях упоминают этничность этих ковров, но не в Азербайджане? Разве это не этноцид? В той же Америке никогда не назовут ковры, например, индейцев Навахо своим, американским наследием, хотя тратят бешеные деньги на поддержание этого промысла у индейцев. В Азербайджане же ровно все наоборот, агрессивно присваивают любое чужое наследие, осознанно уничтожая культуры коренных народов, пишут себе новую, «древнюю историю» И азербайджанский народ здесь совсем не причем, это государственная политика.

      В Дагестанских музеях, например, ковры представлены как лезгинские,табасаранские,азербайджанские,агульские,аварские,даргинские,лакские,кумыкские,ногайские и тд. А в Баку же решили писать лишь место изготовления, так как этническое их происхождение сильно бьет по мифологии азербайджанского(тюркского) наследия.

      Строить музей азербайджанского ковра в Дербенте, тем более, на собственные деньги, где творения разных народов этой территории будут представлены как азербайджанское( тюркское) наследие, это разве не пощечина, при чем, с усмешкой, всем южно дагестанским и другим народам, проживавшим на данной территории?

      Вам, как человеку-анониму, стесняющемуся своего имени и этнического происхождения, видимо действительно сложно говорить и принимать правду с открытым «забралом».

      Эту статью я писал, скорее как комментарий, и лишь по просьбе знакомого, так как сам давно уже привык к подобным абсурдным парадоксам. Но я благодарен, что это произошло, возможно, со временем, это подвигнет меня или кого-то еще, заняться этим серьезно,  привлечь западных экспертов для издания  хоть одной правдивой, исследовательской  монографии по истории ковров народов Южного Дагестана, включая  Ширван, так до сих пор у лучших ковров Кавказа нет ни одной правдивой отдельной монографии.

       

      На этом давайте прекратим дискуссию, у меня много своих других дел.

      1+
    • Аноним:

      Моё имя и этническое происхождение абсолютно никакого отношения к теме не имеют. Если я не делюсь с вами этой информацией, то только потому, что имею вполне обоснованные (судя по вашим ответам) причины считать, что дискуссия превратится от этого в обсуждение моей личности/национальности и того, как и сколько мне "заплатили" в Баку, чтобы я комментировал ваши ошибочные тезисы, в основе которых лежит именно зацикленность автора на этнической тематике. А у меня нет ни малейшего желания выслушивать подобные инсинуации и спекуляции. И тот факт, что отсутствие информации о моем происхождении мешает вам адекватно парировать мне, лишь убеждает меня в моей правоте.

      Ваша предвзятость видна даже по тому, как вы безо всяких на то оснований утверждаете, что азербайджанцы "научились" ткать ковры сравнительно недавно. При чем полностью отметается не только распространённость ковроткачества у кочевых тюркских племён (вроде кашкайцев), но и давно известный науке факт, что значительная часть азербайджанцев и есть те самые перешедшие в средневековье на тюркский язык автохтоны, которые возможно попросту продолжали заниматься своим традиционным ремеслом. Это ваше заблуждение, в свою очередь, уходит корнями в вашу упрямую уверенность, что у азербайджанцев, вопреки их внешности, культуре и быту, не может быть иных корней кроме тюркских. Ваша боязнь (иначе не могу объяснить систематическое сопровождение слова "азербайджанский" со словом "тюркский" в скобках, чтобы читатель грешным делом не подумал о другом) признать факт наличия автохтонных корней у азербайджанцев связана с тем, что при таком раскладе придётся "делиться" с ними автохтонным наследием, а это – последний гвоздь в гроб вашей аргументации. Вообще, считаю, что специалист по гуманитарным областям науки в XXI веке не должен позволять себе опускаться до выражений колониальной эпохи вроде "более высокая культура" или "менее высокая культура", ибо на сегодняшний день нет научных критериев определения уровня развития культур. С таким же успехом персидскую культуру можно назвать менее развитой, потому что тюрки умели шить юрты лучше, чем персы. Почему ковёр – это критерий, а юрта – нет? Потому что так хочется учёному-евроцентристу, впитавшему в себя совпедовские идеи о "культурном развитии"?

      Представленные источники – абсолютно не конфиденциальный материал, и ваше удивление в очередной раз доказывает, что либо ваша специализация чересчур узка, либо вы просто не проконсультировались с источниками перед тем, как взяться за статью, которую вас "попросили написать". Все эти источники есть на Google Books (забейте поиск "ковры", "татарка", "армянка" и найдёте – мне это заняло меньше минуты). Возможно вы искали по тексту, но не нашли, потому что в оригинальном источнике текст написан дореволюционной графикой.

      Таты не "меняют" идентичность. Вы продолжаете мыслить совдеповскими понятиями о "национальности". Таты никогда, ни в царское время, ни в советское время, ни сегодня, не противопоставляли себя окружающему их осёдлому тюркоязычному населению. Отдельной национальностью они стали впервые в обзорах русских статистов, поймавших себя на мысли, что у татов другой язык, а значит по европейским лекалам они должны являться "отдельной национальностью", хотя на самом деле являются лишь азербайджанцами с родным языком иранским. Азербайджанская идентичность татов – ещё один пример того, что корни азербайджанцев не являются исключительно тюркскими, и ещё один пример того, что за пределами Европы роль языка не является решающей в вопросах идентичности. Смею предположить, что то же самое произошло в своё время и с кавказоязычным населением этого же региона, но ещё раньше, ибо на сегодняшний день в Азербайджане нет ни одного села, в котором бы 100 лет назад жили лезгины, а сегодня вместо них – азербайджанцы.

      Со всем остальным в вашем ответе, как ни странно, согласен. Я тоже считаю, что наследие малочисленных народов Азербайджана, не только в ковроткачестве, но и в других сферах, нуждается в более эффективном признании и пропаганде. Но опять-таки, не за счёт антинаучного дискурса, принижающего (или, вернее унижающего) значимость культуры более многочисленного народа. Этими методами вы только усугубляете положение. "Азербайджанский ковёр" (вопреки вашим впечатлениям) – понятие, давно принятое на Западе, ещё до того, как Азербайджан принялся выпускать глянцевые журналы и строить музеи. Заслуженно или незаслуженно – но это так, и вряд ли уже изменится. Так давайте делать так, чтобы понятие "лезгинский ковёр" тоже было принято на Западе как научное, а не ассоциировалось бы с антинаучной националистической риторикой.

      1+
  7. Аноним:

    Уважаемый Герман, ответы на ваш вопросы просты:

    1. Азербайджанцы – несомненно носители тюркского наследия, но не исключительно тюркского. Внешность, культура, обычаи и повседневный уклад этого народ не может скрыть их отчасти автохтонное происхождение. Ваше недоумение вызвано тем, что вы пытаетесь приравнять азербайджанцев к хакасам и уйгурам, а потом удивлённо вопрошаете, что мол почему у "тюрок" кавказские ковры? Всё просто: потому что эти "тюрки" – такие же кавказцы, как и лезгины, таты, армяне и прочие. Нравится это вам или не нравится. А то что вы ожидали – что народ, сформировавшийся на Кавказе (пусть и отчасти на базе пришлого элемента), будет вести образ жизни тувинских скотоводов?

    2. За кубинских татов заступаться не надо. Таты Азербайджана как правило имеют очень сильное азербайджанское самосознание, хоть и говорят на иранском языке, и их абсолютно не возмущает, что их творения считаются азербайджанскими.

    3. Про "азербайджанцев, ткущих мало" – рассмешили. Реально рассмешили. Больше нигде этого не повторяйте, пожалуйста. В Гяндже, Казахе и Борчалы никаких лезгин не было и при этом ещё 100 лет назад там трудно было найти крестьянский дом, где не стоял бы ковроткацкий станок. Спросите у вашего "знакомого британца" про ковры этой зоны, он не даст соврать. У азербайджанцев до конца 19-го века была развита кочевая культура, а ковроткачество – неотъемлемая часть быта кочевников, проводящих лето в юртах. Самые древние образцы ковров были обнаружены археологами именно на стоянках кочевников.

    4. Соглашусь с вами, что большинство кубинских ковров являлось творением лезгинских и татских мастеров. Но не потому, что Куба принадлежала к дагестанскому культурному ареалу, а скорее потому, территория Южного Дагестана и современного Азербайджана составляла единый культурный ареал.

    3+
    • Spasi_Samurskiy_Les:

      Ананиму на "В Гяндже, Казахе и Борчалы никаких лезгин не было…" 

      Ознакомим вас с несколькими историческими документами: 

      "Лезгинское  население современных Кабалинкого, Исмаиллинского, Огузского районов, в пределах которых существовало Шекинского ханство, называли «шекинскими лезгинами» (известно, что турецкие лезгины из с.Дагестания, Меджедия (тур.)русск., считают себя шекинцами" (Гусейнова Б. М. Расселение дагестаноязычных и других народов в восточном Закавказье в XVIII — середине XIX вв.. — Махачкала, 2004.)

      «…Ибраим хан ни о чем давно уже к нам не пишет, все, что известить нужнаго находим, узнали мы от некоторых от него убежавших людей, которые как к нам, так и другим окрестным владетелям убегая от него, ищут пристанища и покрова. Они объявляют, что Ибраим хан собрал до 700 лезгинов и содержит их в самой крепости Шушинской, набрал их для того, что поссорясь с братом своим и свойственниками, боится, чтоб оне его не умертвили» – пишет 1783 году царь Ираклий II Потемкину. [Армяно-русские отношения в ХVIII веке.1760-1800 гг. Том IV . Ереван, 1990, док. № 158].

      «…24-го сентября многие Лезгинские старшины отправились в Ганджу для переговора к царевичу Александру, а сего числа прибыл посланный мною в Белаканы Армянин Погос, который мне донес, что те старшины из Ганджи непременно дней чрез семь или восемь возвратятся, с коими и он будет, и поедут по всем Лезгинским деревням приглашать для выхождения к нападению на город Сигнах», докладывает подполковник Солениус ген.-м. Лазареву в раппорте от 5-го октября 1802 года [АКАК.

      «Лезгинам досталась громадная добыча: свыше восемьсот пленных—мужчин, женщин, детей, восемь тысяч овец, две тысячи голов крупного рогатого скота, шестьсот кобыл, двенадцать тысяч туманов золотом и серебром, много домашнего скарба и т. п.» [Иоаннисян А. Р. Иосиф Эмин. — Ер., 1945 (второе переработанное издание, 1989)].. I].

      И погуглите фото: "Елизаветполь (Гянджа). Лезгины вытачивают лезвие сабли, 1890-е годы" 

      Это фото уже доказательство того, кто жил в Гянджа

      4+
    • Герман:

      Я вам выше ответил,но забыл указать имя.

      3+
    • Аноним:

      Spasi_Samurskiy_Les, Шеки – это не Карабах, не Гянджа и не Борчалы. Военные походы лезгин в эти зоны, как и визиты их старейшин к местным ханам, как вы понимаете, не означают, что в этих регионах было постоянное лезгинское население. Даже если они оставались там жить (что маловероятно), не солдаты же занимались ковроткачеством. 

      1+
  8. Мага:

    Твой ответ какое отношение имеет к теме?  Вы не можете подискутировать по теме всегда уходите от тем, потому как просто нет у вас ответы, тупо начинаете уводит от тем. Визжать не визжать. Вчерашним гастарбайтерам захотели древние ковры. 

     

    8+
    • табас:

      Они не гастарбайтеры. Гастарбайтеры, с огнём и мечом не приходят на чужую землю…

      0
  9. Тимур:

    Герман. Шикарная статья. Кстати, старинные лезгинские-ахтынские ковры сохраняются у хунзахцев, ибо до-революции среди них было много офицеров и чиновников . Наверное так же обстоит дело и с чохцами

    12+
  10. табас:

    Не коренные народы Дербента – лезгины и азербайджанцы,  любыми способами пытаются метит территории в табасаранском городе. Просто смешно… 

    0
    • ЗАКИР:

      Табасы или Гьум-Гъумчики или каменщики из табаристана-Мазендаран( север-восточный Иран) Твоя родина в Иране вас пригнали с семьями для строительство достроит крепость К1евар,Цур.

      Язык у вас каша из перс-араб-турк-лезги-урус поэтому он такой и попал прямо в книгу рекордов ГИННЕССА

      Роз брод или ассорти  ваш нация Как может 14тыс(1887 год) народ город что тебя аварцы и даргинцы жужукал что ли?

      Ваша места в Иране ориентируся туда     

      0
    • табас:

      табасы и есть лезгины, 

      а табасский "язык" – диалект лезгинского

      4+
    • Аноним:

      И ещё смешнее читать это от "таббаса".Если ты настоящий таббас,то тебе должно быть стыдно за то,что написал !

      0
  11. Али:

    Я недавно побывал в музее ковров в Баку и там нигде не было написано, азербайджанские ковры, а был  указан населенный пункт, где он был соткан. И я подумал, почему бы не открыть такой же музей в Дербенте. А лезгинам и автору следовало бы умерить свою антиазербайджанскую националистическую политику. Я спрашивал у жителей кусаны-лезгин, как им живётся. Все отвечали- отлично, никто не высказывал желание присоединиться к Дагестану, России. В кусары азербайджанское руководство вкладывает больше, чем в другие регионы страны. Хватит вам визжать и оставьте в покое лезгин и других этнических дагестанцев проживающих в Азербайджане, они не нуждаются в вашей поддержке и им там живётся комфортно, чем лезгины в Дагестане.

    2+
  12. Аноним:

    Автор забыл сказать в конце Зиг хай…

    1+
  13. Аноним:

    Ну если их " историков " почитать, то и Дербент некогда азер городом был, смешно….

    9+
  14. Тимур:

    Всё правильно. Узор Зейхур, придуманный именно в Лезгинском селении на территории Азербайджана, почему то под названием Тапанча выдают за табасаранский узор. Зейхур- это дословно Зи Хуьр-мое село. Узор Кабир (КьепIир чешне) впервые вытканный в селение КьепIир Курахского района тоже пытаются присвоить. У лезгин есть наименование каждой детали этих узоров, чего не скажешь о других.

    16+
  15. З:

    Автор в теме. Все расставил по местам. 

     

    Думаю, кто раскатал губу, за катает обратно. " Деятели культуры", понимаетели

    12+
  16. Максим Смирнов:

    Дааааааа!  Давно не читал такую статью, которая берёт за душу. Автор по полочкам разложил  тот  этноцид  в отношении культурного  наследия дагестанцев со стороны власти в АР. Неужели они  думают, что смогут стереть из памяти дагестанских народов её  прошлое наследие? 

    19+
  17. ЗАКИР:

    Боже мой эта сенсация в новым виде ЭЙХ ЛЕЗГИНЫ ЛЕЗГИНЫ!

    6+
    • Spasi_Samurskiy_Les:

      в отличии от ваших фейковых "сенсаций", это хоть настоящая 

      5+