Специалисты и горожане критикуют ремонтные работы в Дербенте
0“Кавказский узел” сообщал, что 15 сентября Дербент будет отмечать 2000-летие, и в городе идет подготовка к празднованию юбилея. Горожане ранее жаловались на проблемы с освещением улиц и постоянные отключения газа, воды и электричества из-за действий ремонтников, а также ставили под сомнение качество самих работ.
Полпред президента в СКФО Сергей Меликов заявлял, что местные властине готовы рационально тратить деньги, а 9апреля выразил недовольство состоянием реконструированных объектов.
Горожане недовольны качеством реконструкции Нарын-Калы
Конкурс на право заключения госконтракта на разработку проекта реставрации был объявлен в конце 2013 года и проведен в крайне сжатые сроки – один месяц, сообщил корреспонденту “Кавказского узла” член-корреспондент Академии архитектурного наследия Валентин Гаврилов. По его мнению, Минкульт устроил конкурс “под свою фирму”.
“В Минкульте нет нормального научно-методического совета, не было объективного рассмотрения заявок. Я много лет занимался Дербентом, но наша заявка проиграла. Они сделали конкурс под свою мастерскую – ФГУП “Центральные научно-реставрационные проектные мастерские”, практически отдали контракт своим работникам. Мы подали на министерство в суд, но проиграли”, – рассказал Гаврилов.
Реставрация проведена без учета реальных потребностей Дербента, считает архитектор.
“Люди мне пишут из Дербента, присылают фотографии. Вместо того, чтобы восстанавливать магалы ( кварталы в старой части города. – Прим. “Кавказского узла”), отремонтировать мечеть, развивать музейный комплекс в цитадели, как это было запланировано много лет назад, они делают заплатки на стенах”, – говорит Валентин Гаврилов.
Крепостные стены цитадели Нарын-Кала нужно было консервировать, а не обновлять, считает бывший директор музея “Нарын-Кала” Кулам Исаков.
“Это новодел. Трудно понять, почему министерство культуры пошло по этому пути. Ведь задачи скорейшего осваивания этих средств, наверно, не было. Лучше бы медленно, тщательно, по кирпичику воссоздавать то, что было, чем обновлять древние стены. Я слышал, что на стенах активно работают пескоструем, который очищает верхний слой. То есть они пошли по обратному пути – не приближать новое, воссозданное, к старине, а старину приближать к современному. Это не совсем правильный подход”, – пояснил Кулам Исаков корреспонденту “Кавказского узла”.
По его словам, дербентцы писали жалобы в разные инстанции по поводу работ в цитадели.
“Народ волновался, писал активно в Москву. Но приехала комиссия из министерства, сказала, что все идет в рамках утвержденного проекта, что сейчас делается лучше, чем когда-либо. Все полномочия у министерства культуры: наблюдать, контролировать, пресекать нарушения. Но они считают, что все идет нормально. Хотя мы видим не реставрацию, а строительные работы на объекте культурного наследия всемирного значения”, – заявил Исаков.
Расположенная между горами крепость Нарын-Кала представляет собой центр фортификационной системы. Примерная площадь Нарын-Калы – 4,5 га. Стены укреплены башнями. С одной стороны стены крепости доходят до берега моря, с другой – уходят в горы. Общая протяженность стен Нарын-Калы достигает 700 метров, а толщина их составляет 2 метра. Основное предназначение крепости, заселенной стражниками из разных областей Ирана, состояло в том, чтобы закрыть узкий дербентский проход от вторжений воинственных кочевников с севера, говорится в статье о цитаделиНарын-Кала, опубликованной в разделе “Справочник” на “Кавказском узле”.
Реставраторы Нарын-Калы не учитывают особенности архитектуры крепости
Реставрация нанесла вред и нарушила первоначальный облик памятника, согласен бывший заведующий архитектурным отделом Дербентского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Саид Мусаев.
“Прежде чем осуществляться, проект должен пройти научную экспертизу. В данном случае у нас архитектурный памятник всемирного значения. К таким объектам нужно подходить очень осторожно. Любое действие, которое делается на таком объекте, должно быть обоснованно. Но то, что сделано в Дербенте, ни в какие рамки не лезет. Я вижу, как были построены стены 1500 лет назад, и что сейчас сделали”, – заявил он в интервью корреспонденту “Кавказского узла”.
По его словам, при реставрации использована другая технология кладки. Структура древней стены – трехслойная: два наружных панцирных слоя и один внутренний.
“В панцирные слои камни укладывают без раствора, один боком, другой торцом. Таким образом, торцовый камень уходит вглубь стены. Внутренний слой – это рваный бутовый камень, залитый высококачественным известковым раствором. То есть внутренний слой держал два наружных. Все камни плотно подогнаны, повторяют изгибы слой за слоем, ни один камень не шатается, нигде нет напряжения или трещин. Реставраторы же используют обычную кладку, да еще и кладут камни кое-как, вкривь и вкось”, – пояснил Мусаев.
Кроме того, при работах используется цемент, и все швы снаружи замазаны каким-то раствором.
“Для чего – непонятно. Возможно, решили украсить стены таким образом. Но они в украшениях не нуждаются. Они такие, какие есть”, – подчеркнул эксперт.
Помимо этого, при реставрации использованы камни других размеров, продолжил Саид Мусаев.
“Новый камень, естественно, будет отличаться от старого, но если бы он подходил по габаритам и был уложен по древней технологии, разновременные камни не так бросались бы в глаза. Реставрацией это никак нельзя назвать. Очень сильно нарушен первоначальный облик памятника, лучше бы его вообще не трогали”, – считает он.
По мнению Мусаева, реставрацию можно было использовать для привлечения туристов.
“Все это нужно было делать медленно, годами, и показывать туристам, как строилась стена. Мастера могли бы работать по древней технологии, с использованием старых инструментов, это было бы интересно и познавательно”, – отметил он.
Использование пескоструйных машин Саид Мусаев также считает необоснованным.
“Пескоструйная машина очищает загрязнения на поверхности стен в результате подачи кварцевого песка под давлением через сопла. Песок бьет о поверхность и очищает ее. Но мне кажется, это неправильно, ведь нарушается структура камня. По всей стене у нас множество старинных надписей и арабского, и персидского периодов. Они и так полустерты, едва просматриваются, а что будет после такого очищения, никто не знает”, – пояснил он.
Официальный срок окончания реконструкции городских улиц – 20 августа, сообщил в июле “Кавказскому узлу” начальник ГКУ “Дербент 2000″Али Нурмагомедов. Он также выразил уверенность, что сроки работ сорваны не будут.
Рабочие не успевают закончить ремонт улиц
В преддверии юбилея в Дербенте почти непрерывно проводятся субботники, для участия в них приезжают коллективы министерств и ведомств из Махачкалы, молодежные и общественные организации, рассказали корреспонденту “Кавказского узла” местные жители. По их словам, благодаря этим акциям внешний вид центральной части города стал намного лучше.
“На некоторых улицах до сих пор ведутся ремонтные работы, и вид у них, конечно же, не совсем презентабельный, но те улицы, где эти работы завершены, тоже выглядели не самым лучшим образом, так как там везде валялся строительный мусор и остатки стройматериалов. Сейчас уже эти улицы потихоньку приводятся в порядок”, – рассказала, в частности, жительница улицы Ленина Айна Самедова.
По ее словам, значительно чище стало на нижней части улицы Ленина, на верхней части работы еще не завершены. Лучше стали выглядеть улицы 3-го Интернационала, Родниковая и Курбанова. Местные жители тоже стараются помогать убирать улицы, приводить в порядок тротуары и придомовые территории.
“Мы видим, что сотрудники управления городского хозяйства и подрядные организации не справляются с уборкой, они ремонтные работы еле-еле заканчивают, делают все в спешке, поэтому все такое некачественное. Видя это, все мы стараемся хотя бы небольшие участки на нашей улице убирать, чистить. Хотя это тоже проблемно, так как вывозить строительный мусор у нас не всегда бывает возможность, но я считаю, что каждый горожанин все же должен принять участие в облагораживании нашего города”, – заявила Самедова.
Работы на улице Гагарина еще не завершены, однако большая часть тротуаров уже отремонтирована, сообщил корреспонденту “Кавказского узла” местный житель Мамед Ахмедов.
“На Гагарина почти все тротуары уже выложили плиткой, асфальт в основной части улицы был уложен еще несколько месяцев назад, сейчас дорожники активно делают часть улицы при въезде в город, ее немного расширили, но там тоже все делается в спешке. Асфальт кладут в любую погоду. Конечно же, такой асфальт долго держаться не будет, но сейчас им прежде всего нужно отчитаться перед руководством республики и России, поэтому их больше, чем качество работы, заботит ее объем и завершение к юбилею”, – отметил он.
В нескольких местах на Гагарина установлены новые остановки для общественного транспорта, часть кабелей и линий электропередачи, которые неделю назад валялись на проезжей части и на тротуарах, рабочие убрали, но на некоторых частях улицы они все еще встречаются.
Асфальтирование улицы 3-го Интернационала уже завершено, в некоторых местах все еще стоит спецтехника и не убран мусор. По словам горожан, работы по чистке фасадов на этой улице тоже уже завершены.
“За последние дни ситуация с уличным освещением стала намного лучше, фонари начали нормально гореть. Прокладку каких-то коммуникаций в нижней части улицы еще не завершили, из-за этого часть тротуара перерыта. Мы возмущены тем, что сначала отремонтировали тротуар, обложили его плиткой, новые бордюры поставили, все завершили, а потом испортили это все, начали там что-то рыть и копать, менять коммуникации. Я не понимаю, неужели эти работы нельзя было сделать до того, как начнут ремонтировать тротуар”, – заявила корреспонденту “Кавказского узла” проживающая на улице 3-го Интернационала Фируса Аликберова.
Женщина выразила сомнение в том, что перерытый тротуар заново отремонтируют.
По плану, утвержденному в сентябре 2013 года правительством, на проведение мероприятий в Дербенте выделено около 1,5 млрд рублей, из них 1,2 млрд – из федерального бюджета.
На улице Мамедбекова в прогулочной части до сих пор не наведен порядок, сообщил корреспонденту “Кавказского узла” местный житель Керим Алиев. В конце улицы стоит спецтехника, не убраны остатки стройматериалов и строительный мусор.
“Посередине этой прогулочной зоны идут археологические раскопки, чтобы пройти с одной части на другую, надо перелезать через забор, выходить на проезжую часть. Городские власти говорили, что это место покроют стеклянным куполом, но до сих пор не сделали это. Вопрос с водоснабжением на нашей улице тоже не решен до сих пор, у нас по-прежнему по несколько дней нет воды”, – заявил горожанин.
На улице Орта-Капы, ведущей к крепости Нарын-Кала, строительные работы продолжаются. В нижней части улицы отремонтирован только тротуар, он был выложен плиткой, но из-за некачественно выполненной работы плитка эта уж ломается, тротуар портится, рассказали горожане.
Качеством выполненных ремонтных работ недовольны также жители улицы Крупской. Улицу асфальтировали во время проливного дождя, рассказал корреспонденту “Кавказского узла” местный житель Назим.
“Когда мы сказали рабочим, что так нельзя асфальтировать, что нам не нужен асфальт, который не прослужит и полгода, нам нагрубили и сказали, что им надо заканчивать работу в срочном порядке. Также в верхней части нашей улицы собирались менять водопроводные трубы, перерыли все, ничего не поменяли и засыпали обратно”, – заявил он.
Кроме того, в конце улицы крупная яма осталась не засыпанной, продолжил горожанин.
“Теперь она наполняется водой и отходами, вонь стоит на всю округу. Тут же дети бегают, они могут провалиться”, – отметил он.
Ремонтные работы практически не коснулись старой части города и были выполнены очень некачественно, заявил корреспонденту “Кавказского узла” местный житель Аслан Мамедов.
“Мы считаем, что ремонтные работы в связи с юбилеем в городе должны были начаться именно с магала, это же исторический центр и сердце города. Мало того, что про нас и наши проблемы практически забыли – у нас вечная проблема с водой, с канализацией с дорогами с уличным освещением, – так и начатые сейчас ремонтные работы здесь ведутся ужасно”, – подчеркнул он.
По его словам, в районе Джума-мечети, несмотря на обещания, рабочие не поменяли столбы и линии электропередачи.
“Наши старые столбы, которые и так шатались, сейчас еще больше расшатались и в любой момент могут свалиться. Эта ситуация длится уже несколько недель, работы здесь не ведутся. Ходить по этому участку улицы очень трудно, здесь грязь, земля и камни под ногами. Почему работы не продолжаются, мы не смогли выяснить”, – рассказал он.
На улице Курбанова завершается ремонт тротуаров, строительный мусор и остатки стройматериалов убраны. В нижней части улицы Пушкина начата замена подземных коммуникаций, продолжается ремонт тротуаров, к асфальтированию улицы еще не приступили, сообщили горожане. Улица Сальмана, по их словам, полностью асфальтирована, строительство ливневки здесь завершено, также завершен и ремонт тротуаров, продолжаются работы по чистке фасадов зданий.
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: