Путин пошел на компромисс по госязыкам республик
2Полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич 14 ноября этого года заявил о том, что «предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики».
Примечательно, что примерно такой подход к решению языковой проблемы, возникшей после выступления Президента РФ Владимира Путина, продемонстрировала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Она обозначила свой компромиссный вариант неделей раньше, 7 ноября, а буквально на следующий день ее слова как будто опроверг пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, отметивший, что «президент Владимир Путин всегда говорил о добровольном изучении национальных языков».
Госязык и родной язык – не одно и то же!
Тем не менее, все же возобладал компромиссный вариант. Таким образом, можно сказать, что федеральная власть отказалась от жестких требований добровольности изучения госязыков республик. Будем надеяться, что очередное опровержение больше не последует.
По словам Бабича, решение было принято после внимательного рассмотрения вопроса изучения госязыков республик РФ, так как он не был до конца урегулирован. Также он отметил, что госязык республик и родной язык – это совсем не одно и то же.
В принципе, озвученное решение выглядит вполне рациональным. Уже давно следовало выделить в качестве отдельных дисциплин «государственный язык РФ» (т.е. русский), «государственный язык республики» (с указанием конкретной республики и языка) и «родной язык» – на РИА «Дербент» этот аспект уже озвучивался. Причем родной язык чаще всего будет совпадать с первой или второй дисциплиной, тем самым увеличивая количество часов на их изучение.
Русский язык как родной
Кстати говоря, в Татарстане и некоторых других республиках митинги в поддержку русского языка в немалой степени проходили под лозунгами придания русскому статуса родного языка. Не имея его, значительная часть населения республики была лишена возможности изучать русский язык более углубленно, в соответствии со своими потребностями.
Но ситуация с госязыками республик гораздо сложнее. В ней следует выделить два нюанса. Во-первых, в республиках, установивших несколько госязыков (Мордовия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Крым), встает формальный вопрос их равноценной представленности (не только друг с другом, но и с русским языком) в школьной программе. Особняком стоит Дагестан с его 14-тью неофициальными госязыками (вместе с русским языком), требующий особого подхода.
Второй нюанс связан с реализацией права республик на установление обязательного изучения своего госязыка (или госязыков) в рамках школьной образовательной программы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В большинстве республик госязыки изучаются в добровольном порядке или обязательны лишь для «титульных» народов.
Не соответствует действующему законодательству
Однако существующее положение дел противоречит статье 68 Конституции РФ и не может обеспечить использование госязыков республик наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик, или данное положение может быть реализовано без участия подавляющей части русского и остального нетитульного населения республики, не владеющей госязыком республики. Тут также наиболее остро встает проблема с пятью вышеперечисленными республиками, имеющими два и более своих госязыков.
Однако даже решение, озвученное Бабичем, пока противоречит действующему законодательству, в том числе Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 г. N 16-П. Согласно ему «нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах» (выделено нами. – РИА “Дербент”), признается не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Для претворения в жизнь компромиссного варианта необходимо внести соответствующие изменения в законодательство Татарстана (и, возможно, некоторых других республик), которое отменило бы существующее положение о равных объемах изучения русского и татарского языков в обозначенных образовательных учреждениях. В таком случае проблема учета мнения жителей Татарстана, желающих изучать русский язык как родной, из-за чего в немалой степени и возникло существующее противостояние, будет снята с повестки.
Амиль Саркаров
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Наверно наверху поняли, что своими действиями они создают серьёзную проблему внутри страны и вовремя остановились
Каждый день до 11кл. и гос экзамен на родном языке