Битва за родные языки народов Дагестана
0В Махачкале вновь обсуждалась проблема изучения и преподавания языков народов Дагестана. Этому была посвящена отдельная секция представительного совещания по повышению качества общего образования, организованного российским и дагестанским парламентами при участии Минобразования РД 23-24 октября этого года.
На нем вскрылась проблема наличия серьезных бюрократических преград в виде необходимой экспертизе учебников по родному языку и другим предметам для включения их в федеральный перечень учебников (ФПУ). Процедура это дорогостоящая. Но самое сложное и абсурдное в ней заключается в том, что ее проводят в Москве. Стоит ли говорить о том, что найти специалистов, способных провести экспертизу учебников по родным языкам народов России, очень тяжело, а часто – невозможно. Об этом много раз на различных площадках говорила руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артёменко.
Вроде в последнее время ситуация немного улучшилась. В этом списке оказались даже учебники хакасского языка и литературы. Но все просто с «мононациональными» республиками, в которых помимо русского языка государственным объявлен лишь один – язык титульного народа, а как быть с Дагестаном – «горой языков»?
Не зря Зампредседателя комитета Народного Собрания РД по образованию, науке, культуре Гамидулах Магомедов напоминает о том, что решение вопроса включения в ФПУ учебников дагестанских народов является весьма накладным для республиканского бюджета.
В настоящее время государственные языки не перечислены в Конституции РД и до сих пор не принят закон о языках народов РД. А ведь не считая 14-ти языков, неофициально находящихся в статусе государственных, еще можно говорить, по крайней мере, о языках 16-ти народов, включенных в состав более многочисленных народов. Общественность многих малочисленных народов из года в год говорит о том, что их права на изучение родного языка ущемляются. То есть на самом деле речь идет о более чем трех десятках языков! Согласно требованиям Минобразования РФ, для всех них надо утверждать учебники, включив их в ФПУ.
Звучали предложения сделать экспертизы учебников бесплатными и проводить их на региональном уровне, что было бы логично, особенно для федеративной страны. Но они, по крайней мере, в ближайшее время не будут реализованы.
Также Магомедов негативно высказался относительно добровольного изучения родного языка представителями народов Дагестана.
Давно пора различать и такие дефиниции, как государственный язык РФ, государственные языки республики, родные языки, в том числе родные языки народов России, которые упоминаются в Конституции и законодательстве РФ. Языковую политику в образовательной сфере следовало выстроить на этой основе. Многие вопросы были бы в таком случае упорядочены.
Но существуют еще более актуальные вопросы. Самый главный из них – зачем изучать в школе родные языки в Дагестане, какие практические цели имеет это знание? На самом деле следовало начать именно с него, так как образовательная сфера должна быть нацелена на рационализацию знаний, получаемых школьниками.
Однако сфера функционирования языков народов Дагестана крайне сужена. Отсюда и проблема отсутствия должной мотивации к изучению родного языка, в первую очередь в городах. То есть наряду с проблемой изучения и преподавания языков народов Дагестана должна рассматриваться проблема повышения их престижа, а, следовательно, и функциональной значимости. Но, к сожалению, в такой плоскости языковая проблема в Дагестане властями не ставится.
Амиль Саркаров
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: