Мэр Дербента рассказал куда планируется потратить 330 млрд рублей

1

Сообщение о том, что реализация плана комплексного развития Дербента оценивается примерно в 330 млрд рублей, на несколько недель стало главной дагестанской новостью. В СМИ и соцсетях развернулись бурные дискуссии, накал которых зачастую зашкаливал. Некоторые радовались за древний город, который благодаря Сулейману Керимову получил шанс сделать рывок в социально-экономическом развитии и стать туристической столицей республики, другие негодовали по поводу «обделенной» Махачкалы и других дагестанских городов, третьи выражали сомнения в том, что отдельно взятый город сможет «переварить» такие большие деньги.

О том, как Дербент готовится к золотому дождю, который вскоре прольется на стены древней крепости, корреспондент «НД» поговорил с главой городского округа Рустамбеком Пирмагомедовым.

— Абсолютное большинство участников дискуссий вопреки логике и здравому смыслу считали и считают до сих пор, что речь идет исключительно о финансовых потоках из Москвы. Проясните ситуацию, уточните, насколько активно будет участвовать в этой программе федеральный центр?

— При самом оптимистичном варианте речь идет о 53 млрд рублей. Еще 3–5 млрд рублей —предполагаемый вклад республики. Остальные траты лягут на плечи инвесторов.

С 2018 года, когда в город пошли дополнительные налоговые поступления, командой Керимова был разработан мастер-план Дербента до 2040. Он предусматривает модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, городских пространств, улучшение рекреационной зоны, восстановление объектов культурного наследия и многое другое. При этом в качестве основного источника финансирования мы рассматриваем деньги инвесторов. Естественно, при поддержке федерального центра.

— Очевидно, что федеральные деньги будут потрачены на реализацию инфраструктурных проектов. Вода, канализация, сети, дороги. Я не ошибаюсь?

— Все верно. Плюс туристическая инфраструктура и социалка. Сразу уточню, что программа комплексного развития Дербента, будет реализовываться не один год. Основные объекты, ту же набережную, планируем завершить к 2025 году, а некоторые, например, новую многопрофильную городскую больницу, — к 2030.

— Готовясь к разговору с вами, я побеседовал со многими людьми. Когда я спрашивал у горожан, чего больше всего не хватает Дербенту, они говорили про воду. Туристы считают, что главная проблема города — в грязном море и поэтому начинать надо со строительства очистных сооружений. Были среди моих собеседников и коммунальщики, считающие, что начинать надо с реконструкции сетей. А что главным считаете вы?

— Что было вначале: яйцо или курица? Для меня все эти проблемы наиважнейшие. И решать их будем в комплексе, иначе не получится. А если говорить предметно, начинать надо с сетей, как бы парадоксально это не звучало. Если сегодня в Дербент придет необходимое количество воды, завтра город «всплывет» — начнут массово выходить из строя практически сгнившие сети, которыми никто последние 20–30 лет не занимался вообще. Недаром Сергей Алимович пошутил, что, судя по нашим сетям, городу по меньшей мере семь тысяч лет.

Благотворительный фонд «Я люблю Дербент» за свой счет привлек санкт-петербургский институт «Ленинжпроект», специалисты которого предметно изучили все наши коммунальные проблемы и разработали рекомендации для их решения. В ходе работ они не раз и не два испытали настоящий шок. Обнаружилось множество улиц, где вообще нет канализационных сетей, а все отходы жизнедеятельности сливаются в ливневки. В других же районах ливневок нет вообще, все сливается в канализацию. В общем, проблем выше крыши.

И на этом фоне нашлись люди, которые хотели прибрать городские сети к рукам. Схема известная — готовилось банкротство МУП ВКХ (водно-канализационное хозяйство) с тем, чтобы передать его имущество частным лицам. Хизри Магомедович Абакаров, который тогда был мэром Дербента, своевременно пресек все это. Был создан новый МУП, который сегодня предметно занимается сетями. С 2021 года реновация системы водоснабжения с поэтапной заменой сетей на новые включена в госпрограмму. Поставлена задача — уйти от практики вечных «чопиков» и полностью заменить все городские сети.

— За счет федеральных средств?

— Источники финансирования разные. Есть и федеральные деньги. Накануне празднования 2000-летия Дербента Владимир Путин дал поручение отремонтировать 22 улицы в городе. На 11 уже идет работа, к остальным приступим в ближайшее время. Так вот на этих улицах прокладываются новые сети. При строительстве двух новых микрорайонов (об этом я расскажу позже) сети тоже будут прокладываться за счет федеральных средств. В проблемных районах начали менять сети за счет средств муниципалитета, а также финансирования в рамках государственной программы комплексного развития Дербента. Кроме того мы стараемся попасть во все федеральные программы по развитию коммунальной инфраструктуры, и у нас неплохо получается.

Утверждена проектно-сметная документация на комплексное благоустройство магальной части города, предусматривающее полную замену сетей, которые не ремонтировались более 50 лет. А также их прокладку в кварталах, где сетей не было никогда. Работы здесь уже начались, их общая стоимость оценивается в 800 млн рублей. Уверен, что к приходу «большой воды» мы будем готовы.

— Сколько времени у вас в запасе? Когда город планирует окончательно решить «водяную проблему»?

— Сегодня в город вода поступает из трех источников. Теоретически это примерно 50 тысяч кубометров в сутки. На практике же получается вдвое меньше. Только жители Дагестанских Огней, Чинара и Геджуха забирают примерно 15 тысяч кубов в сутки. Такая же ситуация и по двум другим водоводам. Так что в реальности наш сегодняшний потолок — 25 тысяч кубометров в сутки. Это примерно треть наших потребностей. И именно поэтому вода в городе подается по часам.

Для решения этой проблемы планируется проложить два новых водовода — Кайтаг — Дербент, производительностью 25 тысяч кубометров в сутки и Шурдере — Дербент (35 тыс. куб. м/сут.). Для защиты от несанкционированных врезок трубы будут прокладываться на глубине более двух метров, точки подключения будут предусмотрены только для социально значимых объектов.

Проектно-сметная документация по водоводу Кайтаг — Дербент уже разработана, находится на экспертизе. Думаем, что все необходимые процедуры завершатся в ближайшее время и положительное заключение будет получено. По предварительной договоренности финансирование этого объекта за счет средств федерального бюджета будет включено в план 2022 года. Если ничего не поменяется, планируем в этом году провести все конкурсные процедуры, чтобы в начале нового года уже приступить к работе. Надеемся, что уже к концу 2023 года вода по этому водоводу начнет поступать в город.

Что касается Шурдере…

— Простите, вынужден вас перебить. Я не раз писал о водохранилище Шурдере, консультировался с учеными. И практически все мои собеседники утверждали, что вода в этом водохранилище не очень качественная, ее минерализация составляет более 4 г/литр. Это в несколько раз выше ГОСТов, предусмотренных для питьевой воды. При этом всего в 26 километрах от города имеется Самур-Гюльгеричайское месторождение. Азербайджан пользуется водой из него более ста лет, проложив два водовода, снабжающие качественной водой Баку. Недавно соседи приняли решение проложить третий водовод из этого источника. Почему вы решили сделать выбор в пользу Шурдере? Из-за протестов жителей селения Самур? Или это плата за лояльность Азербайджана, и на решение повлияли геополитические интересы России?

— Мне трудно судить о геополитике, я всего лишь мэр отдельно взятого города, которому очень нужна вода. Поэтому буду говорить об экономических аспектах принятого решения. Да, самурская вода, несомненно качественней. Но для ее транспортировки в город придется построить несколько насосных станций, а это достаточно серьезные деньги. Помимо всего прочего, эти затраты включаются в тариф, что неминуемо вызовет рост коммунальных платежей. И еще. Старый водовод, проложенный к этому месторождению, практически полностью сгнил, за исключением участка, который был заменен в 2020 году.

Вода же из Шурдере придет в город самотеком, в крайнем случае, нам придется построить станцию доочистки. Это очень серьезный плюс. Кроме того, современные очистные сооружения с фильтрами нового поколения способны довести эту воду до необходимых параметров. Это не моя точка зрения, а выводы серьезных специалистов. Мой предшественник на посту мэра —Хизри Магомедович — в свое время пригласил в Дербент специалистов по водоочистке, представляющих ведущие компании Европы. Они уверены, что проблему эту можно решить достаточно легко. Больше того. Они пообещали бесплатно предоставить нам предпроектную документацию будущих очистных сооружений.

Теперь по срокам. Проект водовода Шурдере — Дербент будет готов к середине 2022 года. Если решение о федеральном финансировании будет принято, надеемся успеть завершить работы к концу 2025 года. На трассе будущего водовода есть несколько проблемных участков, по которым требуется правовая экспертиза законности прав собственности текущих владельцев. Сейчас ведутся предпроектные работы, в том числе по планировке территории, которые снимут в том числе и все земельные вопросы.

— Насколько мне известно, реконструкция очистных сооружений в Дербенте планировалась еще лет десять назад. Но, как это часто бывает, работы так и не начались.

— Все правильно. Проект реконструкции Северных очистных сооружений был разработан еще в 2008 году и даже вошел в программу «Развитие Северо-Кавказского округа» на период до 2025 года. Но поскольку за прошедшие годы значительно выросла численность населения города, возникла необходимость корректировки проектно-сметной документации для того, чтобы довести объем очищенных стоков до 40 тыс. кубометров в сутки.  Кроме того, изменились законодательные нормы и требования к очистке воды

Проблема серьезная, но решаемая, если бы не одно но. Из-за несвоевременного завершения и введения объекта в эксплуатацию не была установлена санитарно-защитная зона (СЗЗ) очистных сооружений. Это привело к застройке территории вокруг земельного участка, отведенного под очистные. Начали искать выход и нашли проектные решения, предполагающие такой способ утилизации отходов, который позволяет сократить до минимума санитарно-защитную зону вокруг очистных сооружений.

Корректировка проектно-сметной документации уже на стадии завершения. В сентябре ждем положительное заключение экспертизы. Согласно предварительным подсчетам, стоимость объекта вырастет на 835 млн рублей, но по-другому решить эту проблему невозможно.

— В последнее время заговорили о необходимости строительства еще одних очистных — в южной части города. С чем это связано?

— Мы планируем построить практически с нуля микрорайон «Южный». Это очень интересный и амбициозный проект, о котором хочу рассказать более подробно. Так вот (с учетом увеличения объемов сточных вод и роста населения южной части города) там без новых очистных не обойтись. Пока планируем объект мощностью 12–15 тыс. кубометров в сутки. С ростом микрорайона мощность можно будет поэтапно увеличивать, эта возможность заранее заложена в проекте. Ничего переделывать при этом не придется, при строительстве будут использоваться модульные конструкции, которые стыкуются по принципу конструктора лего. Сейчас этот вопрос согласовывается с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

— Долгий разговор о сетях у нас получился.

— Тема очень больная для нас. Но мы почти закончили. Осталось сказать о том, что мы приняли решение в центре города все электрические сети убрать под землю. Согласитесь, провода на фоне древних стен режут глаз. Эту работу уже начали в магалах за счет средств муниципального бюджета. По остальным районам ведем переговоры с «Россетями». Пока понимания не находим, хотя готовы все эти работы выполнить за счет собственных средств.

— В ходе обсуждения дербентских миллиардов многие пользователи соцсетей вспоминали неосвоенные транши, которые республика была вынуждена вернуть в федеральную казну. В связи с этим вопрос: город сегодня готов «переварить» столь масштабные инвестиции?

— Мы понимаем важность стоящих переда нами задач. Для их решения разработана программа комплексного развития, внедрены методы проектного управления. Сделано все, чтобы минимизировать возможные отклонения от сроков.

Мы достаточно реально оцениваем сроки от начала проектных работ до сдачи объектов и уверены, что уложимся в них. Практически вся необходимая проектная документация находится в разработке. Утверждены концепции новых микрорайонов, на основании которых будет осуществляться проектирование.

— Работа в авральном режиме не отразится на качестве проектов? Я тут пообщался с некоторыми подрядчиками, занимающимися реконструкцией улиц в Дербенте. Многие из них жаловались на то, что приходится постоянно корректировать проекты, поскольку у заказчика возникают все новые «хотелки». К примеру, заменить бордюры, оговоренные в смете, на более дорогие. В итоге подрядчики сильно теряют в деньгах и говорят, что больше в Дербент не придут.

— Увы, есть такое дело. Чтобы ускорить реконструкцию улиц, муниципалитет проектные работы взял на себя. А поскольку это был наш первый опыт, мы некоторых моментов не учли. В итоги и появляются «хотелки». К слову, некоторые из них обусловлены пожеланиями наших горожан, другие — изменением требований к износоустойчивости материалов и т.д. Главное, что нами движет желание сделать наш город еще красивее. Сейчас думаем над тем, как компенсировать потери подрядчика. Уверен, сможем найти вариант, устраивающий обе стороны. К слову, этот опыт нас многому научил, и сегодня подобные аспекты мы стараемся учесть еще на стадии проектирования.

— А что с земельными участками в районах, предназначенных для реализации инвестиционных проектов? Спорных территорий много?

— Хватает. Усиленно работаем над этим. За два последних года вернули городу около 300 гектаров. Останавливаться не планируем. Используем все имеющие ресурсы, активно судимся. Не менее активно ведем переговоры, которые достаточно часто позволяют решить проблему «малой кровью». С участием правоохранительных органов ведем персональную работу с теми, кто оформлял документы на земельные участки с нарушением закона. Люди, как правило, понимают возможную ответственность за это, поэтому зачастую до судебных разбирательств дело не доходит. Некоторые участки, без вовлечения которых в оборот невозможно приступить к реализации намеченного, выкупаем. В общем — работаем.

— Вы несколько раз говорили о строительстве двух новых микрорайонов. Что это за проекты?

— Мы запланировали комплексное освоение бывшего каменного карьера в микрорайоне «Аваин». Поставили задачу превратить депрессивную территорию карьера в новый квартал с жилыми домами, парком и зданиями культурно-досугового значения. У федерального центра мы попросили выделить деньги на создание инфраструктуры. Остальное планируем построить за счет частных инвестиций.

Еще более амбициозные планы у нас в отношении микрорайона «Южный», где мы хотим осуществить очень масштабный инвестиционный проект. Его инициатором выступил Фонд содействия градостроительной деятельности и развитию инфраструктуры «Новая земля». Сам проект разрабатывается всемирно известной британской организацией WATG.

Под строительство здесь запланировано более 160 гектаров земли. Проект уже рассмотрен на совете по инвестициям при главе республики. Идет процедура принятия решения по выделению земельного участка.

Помимо жилых, коммерческих зданий и сети гостиниц здесь планируется построить не имеющий аналогов в России духовный центр, включающий в себя мечеть, церковь и синагогу. Финансировать его строительство будет Фонд «Новая земля», который планирует вложить в проект порядка 15 миллиардов рублей.

Реализация этого проекта, помимо всего прочего, позволит разгрузить исторический центр города от административных зданий, которые мы будем переносить. В идеале это будет территория туризма, через которую планируется проложить два пешеходных маршрута. При этом на части улиц мы будем ограничивать автомобильное движение, а некоторые вообще превратим в пешеходные зоны. Как сделали это в переулке Казем-Бека.

— Инфраструктурные объекты в новых микрорайонах будет строить государство?

— В Совете Федерации мы попросили профинансировать эти работы и нашли понимание в этом вопросе. Пообещал нам поддержку и председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Деньги, конечно, немалые, но без этого проект, общая стоимость которого составляет более 200 млрд рублей, нам не осилить.

— Перед поездкой в Дербент я пообщался с некоторыми туроператорами, попросив их обозначить проблемы, решение которых сделает город еще более привлекательным для туристов. Постараюсь изложить тезисы телеграфно. Город достаточно чистый, но явно не хватает урн. Нужно больше деревьев. Практически во всех ресторанах курят. Нужна площадка для прогулок на высоте с видом на город. Идеальное место — сосновый бор выше крепости. Мало условий для велосипедистов и самокатчиков. Старые здания города в идеале можно было бы превратить в рестораны, гостевые дома, вернисажи, точки притяжения городской молодежи.

Мебель в гостиницах слишком помпезная, громоздкая, из прошлого века. Не хватает гостиниц, хостелов. Желательно открывать их в магалах, с сохранением обстановки старого традиционного дома.

Мало ресторанов традиционной дагестанской кухни, при том, что в частных домах в магалах ее готовят изумительно. Требуется ликвидация последствий разрушительной «реставрации» крепости и Джума-мечети. Хорошо бы соорудить перила на стене, чтобы туроператоры всякий раз не волновались за своих туристов. Тут еще много рекомендаций, но, думаю, и этого достаточно.

— Сначала скажу о том, чего мы не можем. Мечеть, крепость — это объекты федерального значения, это зона ответственности Минкульта РФ, туда мы лезть не имеем права. Хотя, признаюсь, иногда что-то исправить очень хочется.

В отличие от многих дагестанских городов, в Дербенте мусорного коллапса не случилось. Но проблемы пока есть, и над их решением мы работаем.

О деревьях. Весной и осенью интенсивно ведем посадки. Только за последний год мы высадили 300 саженцев деревьев и более 600 кустарников. В основном это платаны, клены и павловния. Осенью планируем высадить еще примерно 350–400 деревьев. Город закупил три водовоза, которые заняты исключительно поливом зеленых насаждений. Кроме того, в парке Низами мы проложили современные поливные системы. Останавливаться не собираемся, южные города должны утопать в зелени. Особенно курортные.

В Дербенте сегодня наблюдается бум строительства гостиниц. Думаю, в ближайшее время эта проблема решится. Бизнес увидел, что эта ниша достаточно привлекательна, и активно работает в этом направлении. Уверен, что и с мебелью все будет нормально, конкуренция все расставит по своим местам. Мы планировали в недалеком будущем организовать тренинги для владельцев гостиниц, ресторанов, объектов туристической инфраструктуры с приглашением известных экспертов. Но, похоже, времени на раскачку уже нет, попытаемся эту работу ускорить.

Да, в магалах готовят замечательно, но с оценкой наших ресторанов я категорически не согласен. Все наши гости, как правило, восхищаются и кухней, и качеством обслуживания. На подходе новые рестораны и кафе, конкуренция в этом секторе усиливается. А значит, качество будет постоянно расти. Без всякого административного вмешательства. Наша задача — создать привлекательные условия для бизнеса, мы этим занимаемся постоянно.

Ну, и напоследок о сосновом боре площадью 63 га по соседству с цитаделью Нарын-Кала. Совместно с ДОМ. РФ мы проводим здесь работы по благоустройству. Создаем терренкуры, прокладываем конные маршруты, организуем места для семейного отдыха. Ведется разработка проектно-сметной документации 2-го и 3-го этапов благоустройства. Так что, как видите, стараемся держать руку на пульсе.

Что касается электросамокатов, много жалоб от горожан на то, что самокаты с высокой скоростью в парках нежелательны, есть случаи наезда на детей, пожилых людей.

— В соцсетях одно время активно обсуждали слухи о возможном объединении Дербента и Дербентского района. Как вы относитесь к этой идее?

— Резко отрицательно. Не вижу в этом никакой необходимости. Тут от одних городских проблем спина трещит, а если еще взвалить на себя проблемы соседей… Нет уж, увольте. Другое дело, что бурное развитие Дербента неминуемо станет драйвером развития всего Южного Дагестана, как это и задумывал Сулейман Керимов. Тем более, что здесь имеется множество мест, привлекательных для туристов. Ахтынская крепость, бани, Самурский лес, Табасаранские водопады, Рутульские и Цахурские горы. Всего и не перечислишь. И чем больше туристов приедут к нам, тем больше групп отправятся дальше на юг. И это радует.

— Остается пожелать вам успехов и реализации намеченного. И спасибо за интервью, я все свои вопросы задал.

— А у меня еще множество ответов осталось. Я не рассказал о планах по строительству четырех новых школ, горбольницы, Дворца спорта, набережной, канатной дороги, соединяющей набережную с цитаделью. О том, что мы начали строить самый большой на Северном Кавказе фонтан. О том, что в городе будет построен новый музей, смотровая башня и библиотека. О нашем парке «Патриот», где установлен знаменитый экраноплан «Каспийский монстр». О том, что мы собираемся развивать морской туризм и будем строить пирс с причальной стенкой для пассажирских судов.

О том, что Росавтодор завершает подготовку проектной документации на строительство обходного участка автомобильной трассы «Кавказ», что существенно разгрузит город и положительно отразится на экологии. О планах по организации железнодорожного сообщения между Дербентом и аэропортом Махачкалы.

— Замечательно. Будем считать, что сегодня мы начали разговор о Дербенте, который обязательно будет продолжен.

 

 

Источник



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. мага:

    ..СРАЗУ ПРОГНОЗ!!

    ..ох сколько народу сядет..!!