Языки народов России: гайки могут сорваться

6

На заседании Совета по русскому языку, 5 ноября 2019 года. Источник: kremlin.ru

В ноябре произошло несколько событий, которые показывают, что национальный и языковой вопросы в России будут набирать всё большую остроту. Примечательно, что об этом свидетельствуют уже не рассуждения о российских народах и языках, а отсутствие их в этих рассуждениях. Это вполне закономерно, так как, несмотря на Конституцию и федеральные законы, подчеркивающие особое значение многонациональности и многоязычия, а также федеративные устои нашей страны, они были задвинуты в дальний угол.

От общероссийского к русскому

А ведь это те самые скрепы, если выражаться современным языком политической элиты нашей страны, на которых держится наше государство. Однако было решено избавиться от них. Тем не менее, несмотря на то, что действующее законодательство сильно ограничило возможности развития национальных языков России, разумеется, за исключением русского языка, на этом решили не останавливаться, просто исключив их из общей повестки, то есть лишая их того декоративного статуса, который они еще имеют благодаря Конституции страны.

В преддверии дня народного единства в «Известиях» вышла статья академика Валерия Тишкова под названием «Общность бытия», в которой обозначается новое место (точнее его отсутствие) народов России и их языков в общероссийском политическом пространстве. Да, он там пишет, что этническая культура также важна, но при этом уточняет: «но она входит в состав общероссийской, обогащая ее». Однако это общероссийское у него сливается с русским, как он показывает на примере литературы.

В статье вообще не говорится о федеративном устройстве, взамен которого рассказывается о «чувстве малой родины». В общем, все то, что должно быть четким, определенным, у Тишкова приобретает расплывчатые эфемерные формы. Ценность для него имеет лишь общероссийское единство. Он, по сути, отметает многосоставной характер нашей страны, выраженный в разграничении предметов ведения между центром и субъектами федерации, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, то есть то, что отражено в Конституции и должно определять внутреннюю политику нашей страны.

Не выходя за пределы русского мира

Но Тишков не ограничивается границами страны. В контексте празднования Дня народного единства он пишет о соотечественниках, которые, по его мнению, наряду с гражданами России и являются тем самым народом – с этого начинается его статья.

«Это более широкая общность — Русский мир — люди, объединенные прежде всего знанием русского языка, любовью к русской литературе и истории», – разъясняет он свою мысль. Тем самым он фактически вычеркнул тех соотечественников, которые имеют иное выраженное этническое самосознание, основанное на собственной культуре и языке. Там, правда, использован оборот «прежде всего», но и только, так как он не разъяснил что не входит в него.

Такой подход совпадает с национальной политикой нашей страны, не признающей черкесов в качестве соотечественников, а также игнорирующей проблемы лезгин и других разделенных народов в Азербайджанской Республике (см. публикацию о взгляде Леонида Калашникова  на российско-азербайджанские отношения). Поддержка на государственном уровне языков и культур других российских народов за рубежом почти полностью отсутствует или, в очень редких случаях, носит декоративный характер.

Пещерные русофобы и не только они

Недавнее выступление Президента России Владимира Путина на заседании Совета по русскому языку, благодаря которому появился новый мэм «пещерные русофобы», также целиком находится на «столбовой дороге» госнацполитики. Отметив громадную ответственность страны за сбережение, развитие и распространение русского языка и литературы, Путин заявил о том, что русскому языку объявили войну.

«Сегодня мы сталкиваемся с попытками искусственно, грубо, подчас бесцеремонно сократить пространство русского языка в мире, вытеснив его не периферию», – прокомментировал глава государства события, происходящие за пределами России. Но цинизм этой ситуации заключается в том, что руководство России ровно так же поступает внутри страны по отношению к языкам народов России, причем даже к тем из них, которые имеют статус госязыков республик.

Можно не сомневаться, что пересмотр федеральных законов о языках, к которому призвал Президент РФ, еще дальше отдалит реальную языковую политику от принципов, заложенных в Конституции страны. Жесткие языковые ограничения, и юридические, и фактические, оказались недостаточными для Кремля, хотя и до этого русскому языку в России, вопреки совершенно беспричинным страхам, ничего не угрожало. Однако видимо было принято решение и дальше закручивать гайки, не думая о том, что резьба может сорваться. А отдельные представители академической науки создают для первого лица комфортную идеологическую конструкцию, угодливо популяризуя антиконституционное языковое неравноправие.

Амиль Саркаров



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Баганд:

    Шамиль. Когда пишите не правильные вещи, не забывайте, что сегодня любой человек может посмотреть в Википедию и, вдобавок, почитать книги.  Земли ногайцев находились за Волгой, на территории нынешнего Казахстана. Ногайцев разгромили там калмыки и изгнали на Северный Кавказ,  в Краснодарский край. Там ногайцы сохранялись под защитой Крымского ханства. Территория Республики Дагестан, которая лежит между Тереком и Кумой, была до нашествия монгольской армии частью Лекистана, то есть земли горцев. Затем эти земли были захвачены калмыками и превратились в часть Калмыцкого ханства.  Каким был статус в названном ханстве, то есть под властью калмыков, говорить не хочется. Обидно будет.  О том, что произошло дальше  – при Екатерине Великой и Суворове, говорить не хочу. Настроение испортится. Если Суворов привел в Терско-Кумское междуречье часть жертв своего погром и дал им возможность кочевать в зоне Терекли-мектеба, не нужно выдвигать требования.

    • Аноним:

      глупости не пишите по истории ногайцев. ногайцы сами вышли из Терской губернии и присоединились в 1921 к ДССР.

    • Сала-оьзден:

      Баганд, скатайте в Темирхан-шуру: там есть чудное заведение для вам подобных субъектов. Чыгъып тура мунна – гот емищни гесеги

  2. Шамиль:

    Как насчет того, что в самом Дагестане не учитывается мнение традиционно равнинных народов – кумыков и ногайцев? Идет хищнический выпас скота кутанами выше нормы, что ведет к опустыниванию, попытки подарить арендуемые горными районами земли на равнине горцам. Захват нефтеносной территории ногайского района созданием города Южносухокумск. Ногайцы пострадали от геноцида со стороны русских, но даже то, что осталось как место компактного проживания ногайцев поделили между Дагестаном, Чечней и Ставропольем.

  3. Урусхан:

    Зачем обвиняем Москву ,а у нас в Дагестане чем лучше ,в частности лезги обществе .относительно русского йазыка и отношение к русским  это все показушное  . У нашего президента и правительства  одна задача уничтожение всего  русского ,прикрываясь русским патриотизмом .

  4. ХАДЖИ-МУРАТ:

     Сами себе создают возбуждение ногонационального  противостояния. Мало-мальски здравомыслящему человеку должно быть понятно, что искусственное подталкивание подобных процессов не могут привести к унификации населения.

      Сегодня идет процесс ограничения и сворачивания автономных прав  национальных республик, замена выборной системы косвенным назначенчеством, искусственно припрятанным  за неконституционными и комиссиями в районах. 

      В учебниках истории идет прямое отрицание хода становления многонационального российского государства. В них не отражаются  история, культура и традиции народов России. Складывается впечатление, что от русскоязычного населения страны  сознательно и целенаправленно скрывают историю этих народов, а по отношению к самим народам ведется политика скорейшего забывания своей истории и культуры.

      Целесообразно ли в многонациональной стране создание такого противостояния- вот тот вопрос, на который желательно получить ответ.