Из любви к родному языку – в отчаянное самосожжение!

2

Вчера, 12 сентября, похоронили Альберта Разина, который 10 сентября совершил акт самосожжения на площади перед зданием Госсовета Удмуртии. Ученый-философ и общественный деятель никак не мог смириться с печальной участью своего родного удмуртского языка и безуспешными попытками повлиять на языковую политику властей своей республики и страны.

Данное событие некоторые связывают с традицией публичного самоубийства, которое совершают люди, протестуя против каких-либо несправедливых деяний. Традиция распространена среди чувашей и удмуртов и называется типшар. Но это, наверное, на так важно, ведь схожие акции проводят и носители других культур, проживающие в иных странах. В связи с этим нельзя не вспомнить самосожжение в Тунисе уличного торговца Мохаммеда Буазизи в конце 2010 года, в результате чего вспыхнула революция в Тунисе, породившая в свою очередь Арабскую весну.

Опасность языкового конфликта в России, усиленного антиконституционными действиями властей, крайне недооценивается. Чтобы хоть как-то ощутить причину той боли, которую испытывал покойный удмуртский общественник, достаточно посмотреть на то, как с ускорением сокращается численность удмуртов в России. Всего за восемь межпереписных лет с 2002 по 2010 гг. их стало на 13,3% меньше. К 2050 году удмуртов станет в 2 раза меньше, чем в 2010-м, даже если сохранится тот темп убыли, который они демонстрируют сейчас.

Гораздо хуже ситуация обстоит с владением удмуртским языком. Причем в данном случае речь идет не о полноценных носителях языка, а о тех людях, которые таковыми обозначили себя в переписях. За тот же период их стало меньше на 30%, а в самой удмуртской среде, что удивительно, – на 30,5%! К середине века таковых условных носителей удмуртского языка останется менее 80 тысяч, а среди удмуртов их будет 70 тысяч!

Ужасная статистика! Но еще хуже обстоит дело с более малочисленными народами и их языками. И даже у народов Дагестана снижается число носителей родных языков . После резкого отхода от хотя бы формального соблюдения конституционных принципов в языковой политике России в 2017 году ситуация еще ухудшилась.

Неудивительно, что Альберт Разин, в последний раз выйдя на одиночный пикет перед парламентом родной республики, держал в руках плакаты, на одном из которых была цитата Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть!», а на другом он обращался к проходившим мимо него депутатам с вопросом: «Есть ли у меня Отечество?».

По-разному оценили в нашей стране это печальное событие, когда ученый положил себя на алтарь борьбы за будущее родного языка. Многие деятели науки и культуры, общественные активисты, проживающие главным образом в республиках РФ, выразили скорбь в связи с этим трагическим событием и даже предложили считать 10 сентября днем защиты родных языков народов РФ.

Однако звучат и иные голоса. Особенно обескураживает позиция Валерия Тишкова, изложенная в статье «Народ не умирает с языком», вышедшей в «Известиях». В ней он рассуждает «о мифах и заблуждениях в языковых вопросах и трагедии в Удмуртии». И создается впечатление, что он добавил бензина в костер, в который превратил себя Альберт Разин. Его Тишков знал лично.

«Языки должны быть равноправны, но они не могут быть равны по своему использованию, возможностям и статусу», – безапелляционно утверждает академик. Но как же так? Что мешает это сделать в нашем XXI веке с его огромными технологическими и информационными возможностями, и почему игнорируется 68-я статья Конституции, в которой четко прописано, что утвержденные республиками РФ госязыки (в их числе и удмуртский), равностатусны русскому языку на территории этих республик? Еще раз, равностатусны!

Он пишет о добровольной языковой ассимиляции, но какая она добровольная, если языки народов РФ дискриминируются даже вопреки Конституции и законам страны, а также международным документам, которые подписала Россия! Вот если бы работали абсолютно все механизмы по поддержке полноценного функционирования языков народов РФ и сохранению настоящего языкового равноправия, тогда можно было бы согласиться с Тишковым.

Но, он, конечно, отказывается видеть существующую дискриминацию. Об этом говорит еще одно его весьма спорное утверждение, что «переход на государственный язык — естественный процесс». Но дело, опять же, в том, что, по его мнению, государственный статус в России имеет только русский язык. И он снова игнорирует государственный статус иных языков, вновь и вновь наступая на те же грабли.

Но мы разве поменяли Конституцию страны, отменили на законодательном уровне федеративное устройство России, государственность которой в отличие от унитарных стран состоит из двух уровней: федерального центра и автономных субъектов федерации? Может тогда сразу писать, что Конституцию надо поменять, мол, она не вписывается в «правильную» языковую политику, осуществляемому Кремлем, зачем же продолжать обманывать себя и других?

Также, как и ранее, известный ученый сравнивает народы РФ, исторически сложившиеся и проживающие на определенных территориях нашей страны, с мигрантскими группами в зарубежных странах. Без комментариев.

Поэтому неудивительно, что каждый раз, наталкиваясь на глухое непонимание со стороны не только чиновников, но и представителей академического сообщества (к счастью, далеко не всех), отрицающих законы своей страны, и нежелание взглянуть на проблему глазами своих граждан, но иной национальности и языковой принадлежности, Альберт Разин решил, что только публичное самосожжение, может сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Очень хочется верить в то, что эта трагическая смерть не будет напрасной, только он об этом, к сожалению, не узнает.


АВТОР
Амиль Саркаров


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. деревня:

    надо как в америке. там языки индейцев и выходцев из африки  пользуются такими же правами. как и английский. 

    повторяю: надо  всем российским языкам дать такие же права как и индейцам и  неграм

  2. gəribsəs:

    Тишкову чуждо чувство  родного языка. Он не рядил свои родные мысли другим языком. В одном он прав: создание моносоставного государства предполагает именно такие принципы.