Врата катастрофы или окна возможностей: есть ли у правительства Дагестана шансы выйти из кризиса?
1Глава Дагестана Владимир Васильев своим Указом №24 от 31 марта 2020 года огласил комплекс мер поддержки малому и среднему бизнесу в обстоятельствах возникновения кризисной ситуации по причине распространения коронавируса и устойчивому развитию экономики.
Так, налоговая ставка для упрощенной системы налогообложения будет снижена вдвое – с 6 % до 3 %, а в сфере социального бизнеса и IT-технологий – до 1 %. Также вдвое снижены налоги для сельхозпредприятий (с 6 % до 3 %). Величина налога на имущество организаций будет снижена с 1,5 % до 1 %. Соответствующие рекомендации планируется дать муниципалитетам.
Также субъекты МСП могут рассчитывать на отсрочку платы за аренду объектов государственной и муниципальной собственности. Организации, которые предоставляют услуги в сфере туризма и промпроизводства, могут рассчитывать на отдельные меры поддержки. Глава республики также рекомендовал освободить от уплаты транспортного налога семьи, в которых воспитываются четверо и более детей.
Член Общественного совета Министерства экономики и территориального развития РД, экономист Халил Халилов изложил для РИА «Дербент» свое видение ситуации.
«Федеральный центр пытается оказать поддержку отраслям экономики, которые оказались в тяжелейшей ситуации из-за наступившего кризиса. Основной задачей всех антикризисных действий Правительства является сохранение занятости и поддержка компаний. Для этого они предлагают максимально высвободить все ресурсы компаний на выплату заработной платы работникам. Каковы же основные элементы антикризисного плана, которое реализует правительства Российской Федерации и Республики Дагестан.
Во-первых, отсрочка уплаты налогов и сборов для малых и средних предприятий в пострадавших отраслях. Более того, глава дал поручение о подготовке проекта закона и внесения ее в парламент республики с целью:
– установления налоговой ставки для организаций индивидуальных предпринимателей Республики Дагестан, применяющих упрощенную систему налогообложения выбравших качестве объекта налогообложения доходы, – размере 3 процентов; для выбравших качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, — размере 6 процентов;
– установления налоговой ставки по налогу на имущество организаций Республики Дагестан отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, – размере 1 процента;
– предоставления налоговой льготы на уплату транспортного налога одному из родителей (усыновителей) многодетной семье (семье, имеющей четырех и более детей) – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
-предоставления налоговой льготы субъектам малого среднего предпринимательства Республике Дагестан на сумму затрат, связанных приобретением, изготовлением, доставкой, достройкой, дооборудованием, реконструкцией модернизацией основных средств, на которую уменьшается сумма налога на прибыль организации, со ставкой налога для определения предельной величины вычета размере 5 процентов;
– установления налоговой ставки для организаций индивидуальных предпринимателей Республики Дагестан, осуществляющих деятельность сфере социального предпринимательства соответствии законодательством Российской Федерации, выбравших качестве объекта налогообложения доходы, – размере 1 процента; для выбравших качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, — размере 6 процентов;
– установления налоговой ставки единого сельскохозяйственного налога для всех категорий налогоплательщиков – размере 3 процентов;
– снижения размера потенциально возможного получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при применении патентной системы налогообложения 2 раза. Все эти предложения в виде проектов законов должны поступить в Народное собрание республики до 10 апреля. Кроме снижения налогов по упрошенной системе предполагается отсрочка по уплате налогов на имущество и транспортному налогу, а также налогов по УСН до 1 июня».
По мнению Халила Халилова, это положительный шаг в действиях Главы республики по отношению к предпринимательскому сообществу.
«Общий объём этой отсрочки на полгода составит 1,4 млрд рублей. Иными словами, бизнес будет избавлен от уплаты этой суммы в бюджеты всех уровней. Второе – это система переноса платежей по кредитам.
Правительством утверждена программа, согласно которой на полгода могут быть перенесены все без исключения платежи по телу кредита. Сразу надо сказать, что платежи переносятся не с апреля на октябрь, когда надо удвоенную часть выплатить, – они все сдвигаются вправо на полгода. При этом существует механизм, по сути, списания процентов, которые по этому кредиту предприниматель должен уплатить. Треть берут на себя банки, треть берёт на себя федеральный бюджет и выделяет для этого субсидии, а треть остаётся за предпринимателем, но он может принять решение – платить эти процентные платежи равными частями либо присоединить их к телу долга и, по сути, полгода вообще ничего не платить.
Кроме того, дано поручение Агентству по предпринимательству инвестициям Республики Дагестан об обеспечении введения моратория на оплату основного долга процентов по микрозаймам для субъектов малого среднего предпринимательства – заемщиков Фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан на срок до 6 месяцев провести реструктуризацию графика платежей связи отсрочкой по возврату микрозаймов срок до 9 месяцев и осуществления выдачи займов Фондом микрофинансирования субъектов малого среднего предпринимательства Республики Дагестан соблюдением следующих требований: срок рассмотрения заявки на получение микрозайма – не более 1 рабочего дня».
Однако, по мнению нашего эксперта, данные меры по поддержке бизнеса в республике сегодня не проработаны достаточно. «Предоставление кредитов и отсрочка платежей не решают проблем. Скорее наоборот: эти полумеры будут иметь эффект снежного кома, так как после простоя накопившиеся долги лягут на плечи бизнеса неподъемным грузом.
Призываю предпринимательское сообщество выступить с рядом предложений, среди которых — введение режима ЧС в республике, отмена налогов за первое полугодие 2020 года, выплата пособий самозанятым и работникам организаций не меньше размера МРОТ, отмена всех арендных платежей за землю, налогов на имущество, снижение тарифов на коммунальные услуги.
Также настаиваю на том, чтобы обсуждение ситуации с правительством было открытым. Те меры, которые предпринимает правительство по снижению налогов вступают в силу в 01 января 2021 года, а нам нужно спасти бизнес сегодня, чтобы было кому платит те же самые пониженные налоги с нового года.
Ситуация очень непростая. И в особенности по части мелких торговцев, неформальных торговцев, самозанятых. Они остаются без средств к существованию. И пока правительство не представило обществу никакого решения. Не потому, что они не думают об этом. Они находятся в постоянном поиске резервов и решений, чтобы можно было не оставить никого без должного внимания. Но ситуация с теневым бизнесом будет выглядит таким образом. Незарегистрированному в реестрах МСП в налоговой службе бизнесу правительство вряд ли сможет чем-то помочь. У него для этого не будут просто основания.
Потому, в некоторых тяжелейших историях с недостатком средств, отсутствием каких-то источников для поддержания определенной части наших граждан, которую безусловно войдут в зону бедствия и даже голода, нужны будут широкая поддержка общественных организаций, волонтерских движений, меценатов от бизнеса и всех, кто будет рядом со своими нуждающимися согражданами.
Этот кризис покажет нам, насколько общество готово вынести экзамен на зрелость и сплоченность, но, а если выдержим – то непременное его развитие будет идти на новом витке самосовершенствования», – заключил Халилов.
Предложенные Главой Дагестана налоговые послабления и скидки актуальны, они дополняют федеральный пакет помощи населению и предпринимателям, подчеркнул в беседе с РИА «Дербент» Член Общественного совета Министерства экономики и территориального развития РД экономист Маир Пашаев.
«Но необходимо учитывать, что затронут они только отдельные категории предпринимателей и граждан. А в суммарном выражении это не такие большие деньги, чтобы покрыть хотя бы часть огромных убытков предпринимателей за месяц простоя, которым и после апреля предстоит тяжелый период восстановления. Многие уже потеряли работу, будут сокращены, уволены, да и не все предприятия выживут. Но мы не видим прямой финансовой помощи», – отметил эксперт.
Относительно пункта 1в Указа — поручения Главы Дагестана правительству актуализировать План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Дагестан, по мнению собеседника агентства, следовало бы ожидать более широкую антикризисную программу правительства.
«Срочные антикризисные меры правительства в виде послаблений для бизнеса, антидефолтных мер и т.д. необходимо отделить от среднесрочной антикризисной экономической политики правительства. Как по своей природе возникновения (например, коронавирус) или срокам, эффекту, так и по решениям (в целом, федеральные и только затем региональные), направлениям, технологии реализации (методическая проработка, вопросы бюджетирования), срокам (срочности, установленные сроки действия мер), они в разных плоскостях. В «смешанном» виде они вряд ли уместны и технически реализуемы. Перед правительством, однозначно, вопрос стоит ребром: или реформы, или кризис. Если в текущем году не провести структурные реформы экономики, то позже мы вовсе окажемся перед другим выбором: или реформы, или нищета», – пояснил он.
По словам М.Пашаева, суть широкой антикризисной программы для экономики РД в следующем:
а) стимулирование производства, увеличение физического объема выпуска продукции, через реструктуризацию, санацию отраслей, внедрение маркетинга, повышение конкурентоспособности, финансирование, размещение правительственных заказов (как мосты и др.), «импортозамещение», стимулирование экспорта;
б) создание рабочих мест, увеличение доходов, поддержание платежеспособности спроса, потребления, в том числе через развитие предпринимательства, бизнеса, создание рабочих мест в социальной сфере;
в) реализация инвестиционной стратегии, использование инвестиционного потенциала, инвестиции (формирование широкого инвестиционного предложения бизнесу; стимулирование коммерческих инвестиций; увеличение бюджетных инвестиций);
г) изменение налоговой и тарифной политики;
д) более эффективное использование резервов (например, экономики на уровне муниципальных образований, экономики села, кооперацию), и ресурсов (вовлечение дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот, таких как земельные, водные, рудных и нерудных материалов, рекреационные, человеческий капитал);
е) эффективная реализация нацпроектов, их использование в качестве рычага привлечения инвестиций и базовых условий развития бизнеса.
Как отметил эксперт: «Необходимо особо отрабатывать эти направления. В отличие от федерального центра у Дагестана нет достаточных ресурсов и резервов, которые могли бы быстро задействовать, как для сглаживания последствий текущего кризиса для населения, бизнеса и поддержки сегментов экономики, так и для серьезных вливаний в экономику в последующем. Несколько развивающихся сегментов дагестанской экономики, такие как торговля, перевозки, теплицы, туризм фактически за месяц обвалились. Что выживет, останется, а что восстановится после карантина – большой вопрос. Диспозиция дагестанской экономики резко ухудшается. Произойдет увеличение государственного и бюджетного сегментов экономики, в ущерб сегменту рыночному. Это грозит резким увеличением безработицы и снижением доходов населения, равно спроса и потребления. В таком случае, дагестанскую экономику ожидает затяжной период стагнации».
В целях реализации Указа №24 Главы РД Маир Пашаев предлагает:
- Разработать и утвердить Программу структурных реформ в сфере экономики РД.
- Разработать и утвердить Программу методической и консультационной поддержки системообразующих предприятий РД и реализуемых инвестиционных проектов в условиях кризиса (аудит состояния, бизнес-анализ, маркетинг, рефрейминг). Создать рабочую группу консультантов и внешних управляющих.
- Разработать и утвердить Инвестиционную программу поддержки системообразующих предприятий РД на 2020-2022гг. Создать Инвестиционный резерв правительства РД.
- Создать Фонд экономической стабилизации РД. Использовать бюджетные деньги, федеральную помощь, резерв Главы РД, часть средств федерального гранта 1,3 млрд руб, средства спонсоров, материально-технические ресурсы и резервы РД, предприятий.
- На базе Агентства по предпринимательству и инвестициям РД, Корпорации развития РД, микрофинансовых организаций создать Агентство стратегического и инвестиционного развития РД.
- Создать Республиканский фермерский центр.
В заключение эксперт заявил, что справиться с кризисом в условиях возрастающей неопределенности и дефицита финансовых ресурсов — управленческая задача.
«Потребуются мобилизация управленческих кадров, пересмотр уже утвержденного бюджета и сверхконцентрация ресурсов на отдельных направлениях. Вместе с кризисом, недостатки дагестанской экономики становятся ее преимуществами, а республиканское правительство получает как никогда широкое «окно возможностей»: есть все шансы выйти из кризиса достойно», – резюмировал Пашаев.
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Это диверсия правительства рф , поэтому правительства на местах оказалась не только не профессиональной но даже архи активной распространение вируса