«У нас короткое плечо и денег нет!» Магомед Толбоев о развитии аэропортов и авиации в Дагестане

В Дагестане отрасль малой авиации достаточно давно перестала функционировать. Внутренние авиалинии обанкротились в 2013 году, а концерн «Кизлярский электромеханический завод» («КЭМЗ») выпускает единичное количество самолетов в год.

О состоянии внутренних авиалиний, горной авиации, аэродромов, а также попытках создания дагестанской малой авиации в беседе с РИА «Дербент» рассказал заслуженный летчик-испытатель РФ – герой России Магомед Толбоев.

Аэродром авиалиниям рознь

По словам Магомеда Толбоева, отсутствие собственных авиалиний совершенно не будет мешать развитию дагестанского аэропорта.

«Аэропорт и авиалинии совершенно разные вещи. Никого отношения друг к другу не имеют, кроме как базируются, взлетают и садятся. Но, аэродром будет убыточный. На обслуживание больше надо средств раз рейсов нет (с каждого рейса идет отчисление). Стоянка, обслуживание, персонал также требует денег. Ну, а при наличии 3,4 рейсов, какие могут быть деньги!» — заявил собеседник.

Зачем аэропорт Дербенту!?

Ранее широко анонсированный план строительства Дербентского аэропорта, поддержанный премьер-министром Дмитрием Медведевым, свернули из-за экономической бесперспективности.

«Прежде всего, надо разобраться в каком состоянии инфраструктура? Для чего собираются строить аэропорт. Сейчас автотрассы хорошие, машины доезжают быстро. Поэтому для строительства аэропортов определяют километры. То есть если 500 и выше км, то за вопрос быстрой доставки пассажиров отвечает авиация, а если меньше — автотранспорт.

Аэропорты везде есть, называются аэропорты малой авиации либо местные воздушные авиалинии. Они имеют свой статус, обслуживание, им предоставляются льготы на землю, но это комплексная республиканская программа, а не инициатива и желание одного, двух человек. Допустим, вложили наши олигархи сотни миллионов, построили, а дальше кто будет содержать, оплачивать электроэнергию, уборку, техническое состояние машин и самолетов, платить зарплату сотрудникам?» — отметил Толбоев.

По его словам, сначала надо дорасти технически.

«Хорошо хоть есть исторические корни и природные условия. А все остальное у нас отсутствует. На данном этапе это простое топтание на месте, без продвижения вперед, когда желаемое выдается за реальность», — резюмировал летчик тему строительства аэропорта.

Горная авиация в Дагестане

По словам собеседника, горной авиации в регионе не будет ближайшие полвека.

«Ее нет, и не будет в течение 40-50 лет. Потому, что стремление нашего руководства и народа далеко от решения технических проблем, они заняты деньгами и хорошей жизнью. А малая авиация или местные воздушные авиалинии были прекрасно развиты в советское время, в 60-е годы. Была создана сеть горных аэродромов, куда вылетали самолеты Ан-2, вертолеты Ми-4, а сейчас они брошены», — заметил он.

Для реанимирования данного сектора, необходима «малая авиация, ремонтные мастерские, сервисное обслуживание. Это комплекс секторов, их нужно продумывать, разрабатывать, делать».

Когда будут Дагавиалинии?

Одной из тем беседы Героя России с РИА «Дербент» стали перспективы появления местных воздушных авиалинии.

«Концерн «КЭМЗ» делает самолеты — 1,2,3 в год. Но один завод не потянет такой проект, это не конвейер. Само предприятие самолетами не занимается, основное направление у них – оборонно-промышленный комплекс. Самолеты — это мирная продукция, то есть военный завод параллельно ведет конверсионную продукцию по выпуску гражданских самолетов», — заметил Толбоев.

На его взгляд, для ощутимого прогресса в этом направлении в регионе должен быть развитый сектор.

«Допустим, поставили выпуск на конвейер, стоят у меня самолеты 25 штук. А кто их купит? Даже если купят. Куда его поставить, нужен техник, механик. Заправка, обслуживание, методобеспечение, медицина… Все это все требует больших денег. И кто будет этим заниматься?» — уточняет Герой России.

Нужна единая комплексная система, в отдельности аэродрома либо самолета будет недостаточно.

«У людей в Дагестане запроса на это нет. Кто учится в летных училищах?! У нас кадров нет, чтобы летать, нет персонала для обслуживания, отсутствуют инженеры, механики, радисты, мотористы.Чтобы обслуживать аэродром, нужны маленькие машины и тележки, они дешевле в цене и обслуживании. А у нас по аэродрому трактора бегают или большие КамАЗы, поэтому и расходы на содержание увеличиваются. Откуда деньги взять? С билетов. А люди тоже бедные, не могут заплатить много за билет, им надо подешевле», — считает Толбоев.

Пассажиропоток в ближнее зарубежье

«Рейсов нет, потому, что авиакомпаниям не выгодно. Им выгодней лететь из Москвы, Питера, Красноярка, Томска, Тюмени. У нас короткое плечо, маленькие деньги, неплатежеспособное население, а в той же Тюмени население более состоятельное, лететь далеко, платить много», — заключил Магомед Толбоев.

Ризван Раджабов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение