Дербентская сирота. Что помешало городу стать жемчужиной России?

Грандиозные преобразования, которые по заверениям чиновников должны были охватить Дербент в связи с празднованием юбилея, по прошествии почти полутора лет после юбилея оказались довольно эфемерными.

Неосвоение как диагноз

Ярким примером отношения республиканских властей к древнейшему городу является строительство набережной в Дербенте. Даже сильно урезанный (более чем в 3 раза) проект, несмотря на заверения высокопоставленных чиновников, в частности, председателя дагестанского правительства Абдусамада Гамидова, так и не смогли сдать к обозначенному сроку – концу 2016 года.

Самое неприятное заключается в том, что в дотационной республике не осваиваются выделенные деньги и не справляются с проектами, контролируемыми на федеральном уровне. С таким отношением к юбилею Дербента и республике в целом маловероятно, что к 2018 году мы увидим какие-то существенные изменения в облике города, улучшение его инфраструктуры. А шанс для развития Дербента в 2015 году был, когда вице-премьер Александр Хлопонин предложил Рамазану Абдулатипову придать городу особый статус. Последний, назвавший как-то Дербент «захолустным городом» инициативу не поддержал (см. видео с 28.30 минуты).

Сдувшиеся мегапроекты

Раньше с подачи федеральных и республиканских властей озвучивались такие масштабные проекты, как строительство аэропорта в Южном Дагестане и города-спутника южнее Дербента. Вначале даже говорили о двух городах-спутниках по 40 тысяч человек. Однако для их реализации нужны огромные финансы и умелая работа над созданием привлекательного инвестиционного климата, обоснования необходимости проектов и открытия финансирования. Ни того, ни другого не сделано.

Напрочь забыли о проекте объездной дороги за Джалганской возвышенностью, протяженностью 23 км.

Год назад в Дербенте на совещании с участием министра экономики и территориального развития РД Раюдина Юсуфов поднимался вопрос о выделении участка для строительства города-спутника. После этого – тишина.

Надо отметить, что от строительства аэропорта власти в лице министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова отказались, хотя он был бы очень удобен для жителей Южного территориального округа РД. Несмотря на то, что проект финансировался на частные средств Сулеймана Керимова.

Незамеченный Белиджи

Видимо судьба аэропорта будет схожа с судьбами городов-спутников Махачкалы, так и не увидевших свет. Безусловно, в данном случае строительство с нуля города-спутника является ненужным предприятием и крайне затратным. Город Дербент и так растет и будет продвигаться на юг, так как городскому округу принадлежит почти 70 кв. км., и большая часть этой территории расположено к югу от него.

С другой стороны, южнее Дербента находится поселок Белиджи, который как раз и следует развивать и придавать ему статус города. Кстати, еще в советское время был разработан перспективный план по превращению Белиджи и местности вокруг него в курортный город. Вот в этом ключе было бы целесообразно рассматривать план создания города-спутника Дербента.

Амиль Саркаров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Метки:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение