Родные языки и этническая структура Дагестана: сюрпризы и неожиданности

10

Свод статистических сведений об изучающих родной язык в  дагестанских школах содержит массу важной информации, которая особенно актуальна в преддверии предстоящей переписи населения. Подробные сведения за 2019-2020 учебный год были предоставлены РИА «Дербент» Минобрнауки Дагестана, что дает нам возможность обстоятельно изучить эту важнейшую для республики сферу и сделать интересные выводы.

Во-первых, можно сравнить новые данные с 2017-2018 учебным годом (см. подробнее аналитический материал Что, где и как: сколько же языков учат на Кавказе?). Число изучающих родные языки (за исключением русского как родного) выросло почти на 5% за два года. Почти на четверть в дагестанских школах увеличилось количество изучающих агульский язык. Также большой прирост наблюдается у лезгинского языка – 11,4%. Выше среднего этот показатель по школьникам, изучающим цахурский (9,1%) и чеченский (5,5%) языки.

Важным трендом стал ожидаемый резкий рост дагестанских школьников изучающих в качестве родного русский язык с 12,1 тыс. до 53,3 тыс., то есть в 4,4 раза. В результате за два года русский язык обогнал 5 языков Дагестана по этому показателю!

Чуть ниже среднего (4,1-4,8%) был прирост у кумыкского, лакского, аварского и даргинского языков. На 3% меньше стало изучающих рутульский язык. По остальным языкам ситуация почти не изменилась. Таким образом, динамика существенно различается у разных языков и ее причины не совсем ясны. Кстати, среди всех языков народов Дагестана, на которых издаются государственные газеты, как и ранее, в школе не изучается только татский язык.

Интересно сопоставить количество изучающих родной язык с численностью народа, точнее сравнить удельный вес того или иного языка (в общем количестве изучающих родные языки кроме русского) с удельным весом народа в численности населения Дагестана (правильнее – в совокупной численности этих народов).

Тем не менее, надо отметить некую условность получаемого показателя. Дело в том, что жесткой привязки количества изучающих родной язык в школе к общей численности народа быть не может. Существует множество факторов влияющих на это соотношение, важнейшими из которых являются актуальная на данный момент половозрастная структура и степень охвата школьников возможностью изучать родной язык (включая отношение к нему со стороны администрации школы и педколлектива), а также скорость перехода на русский язык в качестве родного. Конечно же, большое значение имеет и релевантность самих данных.

Но, все же, принимая эти нюансы, и понимая условность данного показателя, стоит его рассмотреть, так как в ряде случаев он является довольно показательным.

Так, у табасаран он равен 1,18, то есть условный вес табасаран, изучающих родной язык больше на 18% их доли в населении республики, а у аварцев (со всеми народами, которые учитываются в его составе) – почти 1,16, но выше всех у чеченцев – 1,47. Безусловно, в данном случае можно говорить о том, удельный вес чеченцев в населении Дагестана сильно снижен, также он занижен и у табасаран.

С аварцами дело обстоит немного сложнее, так как во многих горных районах численность жителей сильно завышена (в целом в Дагестане реальная численность населения не превышает 3 млн, вероятно она составляет около 2,5 млн). Скорее всего, это имеет место и в отношении школьной статистики.

Правда, в представленных материалах отдельно учитываются данные Центра по обслуживанию деятельности образовательных учреждений, расположенных в зонах отгонного животноводства (ЗОЖ). Согласно им в ЗОЖ учатся 10,6 тыс. школьников, более 88% в качестве родного языка изучают аварский. Если вычесть эти цифры, то показатель снижается до 1,1. Но остается проблема двойного учета населения, проживающего вне ЗОЖ, главным образом в городах.

У даргинцев (также выражен двойной учет) данный показатель равен примерно единице (без ЗОЖ – 1,04), у кумыков – 0,98 (без ЗОЖ 1,01), а у остальных – меньше. Представители народов с низким показателем видимо имеют недостаточно возможностей (в сравнении с другими народами) изучать родной язык, и (или) численность этого народа завышена. Так, у лезгин показатель равен 0,87 (без ЗОЖ – 0,9), а азербайджанцев – 0,78 (без ЗОЖ – 0,8),  у ногайцев – 0,69 (без ЗОЖ – 0,72), у лакцев – 0,6, а у агулов, рутульцев и цахуров – меньше половины. Для цахуров второй показатель на графике 2 нерелевантен, так как для Рутульского района двойной учет учащихся не прослеживается (это касается и аварцев из этого района).

В школах Хасавюрта, Кизляра и Кизлярского района не изучается лакский язык, несмотря на большое количество проживающих там лакцев. Лезгины в Избербаше, а ногайцы в Махачкале также фактически не изучают родной язык. Имеются и другие подобные факты, которые также необходимо учитывать. Тем не менее, при всех этих и других обстоятельствах можно достаточно уверенно говорить о том, что численность азербайджанцев, лакцев, агулов, рутульцев и цахуров представляется завышенной.

Эти крайне условные цифры и показатели, полученные в масштабах всего Дагестана, гораздо более значимы при сопоставлении этнического состава определенной территории с удельным весом изучающих языки данных народов в школе.


Автор: Амиль Саркаров


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Кавказ:

    Кавказцы такими темпами обрусеют уже окончательно за это 1 последнее поколение!

    РОДной язык это святое, на дороге не валяется.

    Мало просто говорить как быдло на нем, важно чтоб на РОДном языке велись общественные и государственные дела, строительные, ваши аРАБские “хутбы” тоже аналог русификации.

    1А Класс – 30 человек:
    10 аварцев, 10 даргинцев, 5 лезгины, 5 лакцы и др – на урок РОДного языка 1А делятся по нации и удут на свои Мез/Ч|ал –
    – даже земляков из 1, 2, 3, 4, 5 класса ДЕТИ объединяем в 1 группу (если очень мало земляков из каждого класса, для создания КАЖДОГО класса).

    Нету учителей ???
    Требуйте подготовки их в вузах!

    Нет учителя?
    Учитель или родитель ВКЛЮЧАЕТ в ИНТЕРНЕТЕ уроки РОДного языка !!!!

    Сохраните РОДной язык, РОДную культуру и РОДной менталитет !
    Не продайтесь за рубли или манаты.

  2. Юрич:

    Спасибо ! Очень интересно

  3. Аноним:

    Я даргинец , но дети в школе изучают дагестанские обычаи вместо даргинского языка, так как кайтагский диалект существенно отличается от литературного даргинского.

  4. Овод:

    Амиль,вы как специалист скажите,а какой язык изучать человеку,если папа и мама разной дагестанской национальности?

    • Зухрабви:

      Оба языка изучать,нельзя терять языки,

    • Кавказ:

      Оба языка!!! иначе они манкурты (выбраковка)

      Межнациональные браки это ЗЛО !!!

  5. Аноним:

    Даные время фальши а в 2021 году после перепись будет ясная картина если будет…. 

  6. Кантчкул:

    Малик, зачем вы это написали? Держите при себе свои неотесанные мысли и однобокие представления. Если для вас все это не представляет ценности, то просто обойдите стороной эту тему. Тем более, там вроде о другом говорится.

  7. Малик:

    Где и как практически применяются родные языки в республике? Есть ли совершеннолетнии граждани в республике не умеющие говорить и писать по русски? В паспортах граждан республики не указано на их национальность, почему? В России нас знают как дагестанцев, а о национальностях за пределами республики никто не интересуется, тогда зачем изучать родные языки?

    • Кавказ:

      Провокатор заткни жопу, воняет от тебя при общении.

      Ты фейк 15 рублей получил за комментарий иванушка?