Предпосылок к развитию туризма в «промышленном» масштабе в Дагестане пока нет

3

Дербент всегда притягивал внимание всех руководителей СКФО. Поэтому недавний приезд полпреда президента РФ Александра Матовникова в древний город не стал чем-то удивительным. Решение сенатора Совфеда РФ Сулейман Керимова выплачивать налоги в Дагестане и, в частности, ориентировать эти финансовые ресурсы на Дербент, стало дополнительным фактором, подпитывающим интерес к городу.

По традиции, визит в Дербент начался с осмотра Матовниковым многочисленных достопримечательностей города. Эту стандартную процедуру практиковали все предыдущие руководители СКФО и Минкавказа. Однако вполне возможно, что на этот раз, помимо разговоров о древней истории города, здесь состоялось обсуждение, каким образом изменить ситуацию в Дербенте с учетом тех дополнительных финансовых ресурсов, которые поступят в муниципалитет от налогов Сулеймана Керимова.

Речь идет о пообъектном рассмотрении возможностей – куда вложить деньги, под какие цели, в каких объемах. Поэтому визит предполагал предварительный осмотр объектов для перспективных капиталовложений. Думаю, именно с этим и связано более внимательное отношение к Дербенту.

Как мы знаем, глава города Хизри Абакаров просил главу Дагестана Владимира Васильева в полном объеме перенаправить финансовые средства, полученные от налогов Керимова, на Дербент. Однако, насколько я понимаю, у руководства республики взвешенный подход. Они хотят не просто передать деньги, но предлагают публично озвучить на какие объекты и в каком объеме хочет получить деньги Дербент. Т.е. предлагается целевой метод управления, когда финансируется конкретный объект, в конкретных размерах, при этом оговариваются результаты и ожидания от этого финансирования.

Вместе с тем, Дербент и его окрестности необходимо подробно изучить и провести инвентаризацию всех объектов культурного наследия. Даже тех, которые находились под складами и использовались в иных целях. Насколько мне известно, например, местная армянская церковь отдана под музей, который не имеет совершенно никакого отношения к этому памятнику истории.

Дербент – это кладезь всевозможных артефактов, но я боюсь, что у нас сегодня нет даже объективного перечня всех его достоинств. Поэтому проведение ревизии и инвентаризации всех объектов историко-культурного наследия является условием для наведения порядка в этом вопросе. Недопустимо, чтобы историческую ценность превращали в складское помещение, а то еще хуже – пускали под снос.

Исходя из последних событий, можно предположить, что отношение к Дербенту будет меняться. Оно станет отличным от того, когда республика праздновала 2000-летний юбилей города. На мой взгляд, это хорошо. Дербент заслуживает совершенно другого уровня внимания. Он мог бы стать действительно культурной, исторической столицей на юге России. И имеет все предпосылки к этому.

Надеюсь, что недооценка культурного наследия в Дагестане и в Дербенте сегодня исправляется. Ведь, действительно, многие здешние объекты исторического наследия носят не дагестанский, а общероссийский характер, имеют общероссийскую значимость. Важно, чтобы Минкульт РД взял эти объекты под свой контроль и опеку.

Сегодня очень важно сохранить культурно-историческое наследие Дагестана, обеспечить их функционирование, а также защитить их от варварского разрушения, как это было с той же крепостью Нарын-Кала, когда рядом организовывали рынки. Повышение внимание федерального центра к культурно-историческому наследию Дербента, несомненно, необходимо воспринимать как очень положительный фактор.

С другой стороны, Матовников в ходе визита в Дербент заявил о том, что в городе вскоре появятся морской порт и аэропорт. На мой взгляд, об этом пока рано говорить, поскольку даже целесообразность их создания пока сомнительна. Эти объекты можно рассматривать лишь в комплексе, когда в развитие Дербента вкладывалось бы не 5 млрд рублей, а суммы на порядок выше, в частности, на строительство объектов инфраструктурного обеспечения, формирования туристического комплекса.

Аэропорт и морской порт должны быть загружены – необходимы определенные потоки пассажиров и грузов. Т.е. это не самоцель. К этому должны быть определенные предпосылки. На сегодняшний день они отсутствуют. Под каждый этот объект нужно хорошее экономическое обоснование. Я пока не вижу целесообразности создания этих объектов.

Если специально сегодня построить аэропорты и порт, они будут просто не загружены, это будут капиталовложения, которые не имеют реального срока окупаемости в ближайшее столетие. Другое дело, если, действительно, будет развиваться туристический кластер, который охватит не только Дербент, но и весь Дагестан, тогда, возможно, понадобится и аэропорт, и морской порт.

Наиболее реальным направлением развития Дербента является создание на его базе туристического кластера. Город не является ни промышленным центром, ни агропромышленным. Зато есть культурное наследие Дагестана общероссийского значения, которое следует ввязать в единую цепочку, что даст возможность развивать это направление.

Еще одно возможное хорошее направление – агропромышленная переработка продукции, но здесь многое упирается в уровень производительности в сельском хозяйстве, а он невысокий. Все зависит от того, насколько мы могли бы загрузить перерабатывающие предприятия в Юждаге. Но это нужно просчитывать.

Поэтому из ближайшей перспективы я поставил бы туризм на первое место. На это следует в первую очередь обратить внимание. Развитие туризма в Дагестане даст республике порядок – чистое море, чистый берег, снос незаконных строений по берегу Каспия, это культурный обмен и, конечно, доходы, инвестиции и налоги в бюджет Дагестана. На новый уровень будет выведена система безопасности и качество обслуживания, поскольку Дагестан будут посещать не сотни тысяч, а миллионы туристов. К тому же это дополнительные рабочие места.

Это направление я считаю наиболее перспективным, но для этого нужно политическое решение и желание федеральной власти развивать Дагестан как туристический регион.

Однако стоит отметить, что разговоры о необходимости развития Дагестана в целом и Дербента в частности мы слышим не первый год. Реалистичность заявлений зависит от того, будет ли желание все это реализовать, а также от финансового обеспечения.

В теории может быть все. Но мы видим, что между теорией и практикой огромный разрыв и пропасть. Очень много разговоров за последние два десятилетия, а движение буквально минимальные. Поэтому, с одной стороны, мы уже привыкли ко всем эти заявлениям наших руководителей как к лозунгам, и ждем реальных действий. Пора от слов переходить к конкретным делам. Нужны реальные результаты. Все это мы слышали. Но сегодня, повторюсь, предпосылок к развитию туризма в «промышленном» масштабе в Дагестане нет.

 

Сергей Дохолян,

доктор экономических наук, профессор, председатель Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия-2050».



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Stanislav *****:

    cheekyкто же туда поедет хаха

  2. Ольга:

    Туризма не будет. Не настолько Каспий привлекателен,  чтобы ради него ехать в не стабильную республику. Не кидайте в меня тапочки, я 40 лет прожила в Махачкале и знаю, о  чем говорю. С.В. по статусу положено заниматься экономическими выкладками и прожектами. Туризм – Маниловщина.   

  3. ОМардибир:

    Я 100% согласен с Сергей Владимировичем, если в год приедет в Дагестан 6000000 туристов и израсходуют хотя -бы 20 000 руб .каждый, то посчитайте сами сколько будет иметь наш Дагестан. Заберите все деньги с АПК, от которого нет толку (последную корову колхоза Победа мы съели в 1999 году на день села), строительство у Мааалинцев, торговля на цумадинском рынке( продают  просроченный спецтовар для дагестанцев).  вместо заводов оптовые рынки. Надо назначить Министром туризма Умарова Гаджимурад Магомед-Садыковича, а советником к нему его отца Умарова Магомед-садыка, чтобы он возродил систему турбаз. Неужели не стыдно проезжать мимо разваленного автокенпинга и ипподрома.