Подстава Васильева Самуром: выжать лес ради воды Дербента
4Врио главы РД Владимир Васильев 15 ноября сообщил о том, что найдено решение водоснабжения Дербента, воплощение которого не скажется негативно на состоянии Самурского реликтового леса.
Этому заявлению предшествовала встреча руководителя региона с замглавы Минстроя РФ Леонидом Ставицким, на которой обсуждалась гидрогеологическая обстановка в районе природного заказника «Самурский» и проблема снабжения водой Дербента.
Как подставляют Васильева и самурцев?
Инициативная группа защитников Самурского леса намеревалась встретиться с Васильевым лично, записывались к нему на прием. Однако их запрос в Администрации главы оставили без ответа. Зато на него отреагировал вице-премьер РД Рамазан Алиев, который 15 ноября встретился с делегацией от села Самура и сумел убедить селян в том, что решение Васильева никак не отразится на экологии леса. Предполагается, что самурцы в лице главы села Фазиля Тагирмирзоева согласились с предложениями властей.
Встреча прошла в комфортном для Алиева формате, без огласки и участия неудобных для чиновников лиц – депутата райсобрания Магарамкентского района от Самура Магомеданифы Бейбутова и ряда наиболее активных защитников леса, журналистов. Учитывая промежуточные результаты, такие маневры были не случайны.
В этот же день Алиев докладывает врио Главы РД Владимиру Васильеву, что самурцы согласны на их проект. В итоге дезинформированный Васильев объявил республике о выработке правильного решения по самурскому вопросу.
Тут же можно вспомнить недавнее отдельное поручение Васильева региональному Кабмину, данные им в ответ на обращение главы Магарамкентского района Фарида Ахмедова. Глава поручил решить вопрос трех объектов именно в Магарамкентском районе – гидроузла в селе Мугерган, поликлиники в Магарамкенте и детсада в селе Капир-Казмаляре. Характер этих поручений наводит на мысли о некоем одаривании жителей Магарамкентского района накануне решения самурского вопроса таким образом, каким его желают реализовать в правительстве Дагестана.
Авторы этого информационного вброса заинтересованы в том, чтобы решить самурский вопрос так, как они пытались это сделать раньше – на протяжении многих лет. Причина номер один – уйти от вопросов по расходованию более 500 млн рублей, избежать расследования по хищениям в ходе реализации губительного плана отбора воды из заказника «Самурский».
Разумеется, при таком подходе далеко на второй план уходят вопросы решения проблемы, как говорится, с государственным подходом: в долгосрочных интересах страны и 80 тысяч людей, проживающих в данном регионе. С учетом спасения единственного в своем роде в России реликтового леса, научно-обоснованного подхода к проведению работ, с экологической экспертизой и расчетом всех последствий и т.д.
По велению Президента
Проблема Самурского леса снова оказалась в эпицентре внимания властей после очередного обращения руководителя ФЛНКА Арифа Керимова. С подачи президента РФ Владимира Путина федеральное правительство запустило механизм выработки решения по обеспечению водой Дербента, которое не принесет вреда экологии региона. В Кремле ждут ответа до 1 декабря текущего года.
За реализацию поручения главы государства взялся вице-премьер РФ Александр Хлопонин. Он дал соответствующие указание главам – Минстроя Михаилу Меню, Минприроды Сергею Донскому, Минкавказа РФ Льву Кузнецову, Роснедр Евгению Кисилеву. Им в этом должно содействовать правительство РД (тому, как это делает дагестанское правительство – мы и говорим в настоящей статье!).
В распоряжении редакции имеется письмо главы Минприроды РФ Сергея Донского к Советнику Президента РФ, председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову (публикуем письмо – см. в конце статьи). В нем министр однозначно описал свои опасения относительно угроз для экологии Самурского леса от реализации проекта строительства водозабора не только на территории заказника «Самурский», но и в ближайшем удалении от него (здесь и далее – подчеркнуто редакцией).
Министр подчеркивает, что Роснедра полагают необходимым учитывать риски негативного воздействия отбора подземных вод на Тагиркентском участке Самур-Гюльгерычаевского месторождения на Самурский лес, определенные по результатам работ 2007 года, и рекомендуют рассмотреть альтернативные источники для организации водоснабжения Дербента.
Донской отметил, что во исполнение поручения Хлопонина от 20.09.2017 Росприроднадзором Департаменту Росприроднадзора по СКФО дано поручение о проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах организациями, осуществляющими деятельность на Тагиркент-Самурском участке недр.
Донской также заявил, что материалы проверки на основании выявленных нарушений по лицензии MAX 00607 ВП будут направлены Росприроднадзором в Роснедра с предложением о досрочном прекращении права пользования недрами УЖКХ Дербента и фирмой «Диоген», которые осуществляют деятельность на Тагиркент-Самурском участке недр.
«На основании изложенного, а также, учитывая позиции Рослесхоза и Роснедр, отсутствие дополнительной оценки гидрогеологической обстановки в районе государственного заказника федерального значения «Самурский», в рамках исполнения Поручения Минприроды России письмом от 17.10.2017 № 04-12-32/26686 направлено предложение в Минстрой России рассмотреть иные варианты обеспечения питьевой водой населенные пункты Дербенского района, в связи с тем, что реализация настоящего проекта водоснабжения г. Дербент возможно окажет негативное воздействие на уникальный природный комплекс, в том числе на реликтовый лес», – говорится в заключении письма Донского.
А правильное ли решение?
Подробности, якобы, принятого Васильевым решения не разглашаются. Однако в сети появилась информация о том, что речь идет о возврате к инициативе прошлых лет – производить забор артезианских вод в экспериментальном режиме сроком на полтора года. Сделано это будет для изучения возможных негативных последствий для экологии леса. Грунтовые воды, по слухам, трогать не будут.
Примечательно, что, как и прежде, не была проведена экологическая экспертиза, поэтому неизвестно на чем основываются заявления Алиева о безвредности проекта!
Дальше. Экспериментально качать обещают артезианскую воду из одной скважины. Неужели этого достаточно для определения возможного ущерба? Кроме того, не ясно как эксперименты с артезианской водой могут показать последствия выкачки грунтовых вод!
Здесь уместно напомнить, что несколько лет назад в селении Азадоглы Магарамкентского района подобный эксперимент уже был проведен: за считанные часы работы насосов резко упал уровень воды в колодцах у местных жителей и до сих пор не вернулся к нормальным показателям.
Интересно, что авторы вброса уверенно заявили, что данное решение устраивает защитников Самурского леса. Хотя, по нашим данным, в ближайшие дни в Самуре состоится сход жителей Нижнего Присамурья, на котором они планируют выступить с опровержением информации о своем согласии с предложенным проектом.
Что же не так?
В ходе реализации идеи о строительстве водозабора на территории заказника «Самурский» дагестанскими чиновниками были совершены сразу несколько преступлений.
Во-первых, не была проведена экологическая экспертиза.
Вот как об этом пишет министр Донской: «До настоящего времени проект геологического изучения недр по лицензии МАХ 00607 ВП на экспертизу в ФБУ «Росгеолэкспертиза» и его территориальные отделения не поступал, что свидетельствует об отсутствии у недропользователя возможности провести геологическое изучение в период действия лицензии и выполнить условия лицензионного соглашения» (лицензия МАХ 00607 ВП выдана УЖКХ Дербента и фирме «Диоген» – прим. ред.).
Во-вторых, строительство велось, несмотря на запрет какого-либо капитального строительства и ведения каких-либо промышленных работ на территории природных заказников.
В-третьих, запрещено изъятие каких бы то ни было ресурсов, в том числе и водных, из заказника и прилегающих к нему территорий.
Все эти нормы были нарушены региональными чиновниками, курировалось такая деятельность вице-премьером РД Раюдином Юсуфовым, виновные не понесли наказания.
Зато можно вспомнить арест десятков жителей Магарамкентского района, выступивших в защиту экологии леса. Им не пожадничали дать реальные сроки лишения свободы.
Как должно быть?
После долгих лет исследований этой проблемы специалистами, в том числе и на месте, единственный, на взгляд РИА «Дербент», выход из ситуации – полностью отказаться от бурения в заказнике и за его пределами, о чем в своем письме и указывает министр Донской.
В качестве варианта решения проблемы считаем целесообразным следующее.
- При заборе воды из реки необходимо решать вопрос о справедливом распределении водных ресурсов реки Самур между Российской Федерацией и Азербайджаном. Согласно подписанным 3 сентября 2010 года соглашениям между Президентом РФ Дмитрием Медведевым и Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. За вычетом экологического сбора – 38,1%, оставшаяся вода между странами должна распределяться 50 на 50. На деле же азербайджанская сторона потребляет практически 90%. Об этой проблеме говорилось многократно, однако вопрос так и не решен.
- Очень важно организовать надежную систему контроля водораспределения на госгранице с Азербайджаном, поскольку, несмотря на получаемые отчеты, на деле реального контроля нет или он просто на бумаге. В частности, можно организовать вещание через камеры, чтобы каждый в режиме онлайн мог отслеживать, в каких объемах выкачивается вода.
- Брать воду с поверхности Самура, из реки.
- Построить водохранилище для накопления избыточной сезонной воды, например, в весенний период.
- У водохранилища построить очистные сооружения, откуда уже чистую воду направлять в Дербент, по пути снабжая нуждающиеся в чистой воде села, расположенные между городом и рекой Самур.
- Нужна экологическая экспертиза – это требование закона.
- Необходимо дать четкие данные по количеству воды, в которой нуждаются населенные пункты, которые планируется снабжать водой из реки Самур.
- Необходимо устанавливать счетчики и контролировать расход воды в каждом доме, в каждом населенном пункте и в Дербенте.
- Необходимо дать правовую оценку действиям чиновников, которые выдали сотни миллионов рублей на реализацию проекта, у которого нет экологической экспертизы, а, следовательно, – нет полного пакета документов, разрешающих проводить работы и осваивать эти средства. Дать правовую оценку действиям тех, кто, не имея документов, проводил работы и осваивал средства. Установить размер нанесенного ущерба экологии масштабными работами, проведенными без наличия необходимых документов и экологических экспертиз.
- Не прикрывать реализаторов проекта по выкачке воды из-под единственного в России реликтового лианового Самурского леса, нарушивших нормы и требования российских Конституции и законов выдачей сегодня, задним числом, экологических экспертиз и документов, которые по факту должны были быть до начала проведения работ.
Ответ на возможные возражения
Согласно справке Минприроды РФ (имеется в распоряжении редакции), потребность Дербента оценивается на уровне 60 тыс.м3/сутки, на перспективу до 2025 года – до 100 тыс.м3/сутки. Город централизованно обеспечивается водой из трех месторождений пресных подземных вод в объеме около 30 тыс. м3/сутки, в т.ч. из Дербентского — около 13 тыс. м3/сутки, Уллучаевского – около 10 тыс. м3/сутки, Западно-Присамурского (родник Азадоглы) – около 6 тыс. м3/сутки.
Тут следует отметить, что многие апеллируют к наличию собственного Дербентского месторождения пресных подземных вод. Однако, по данным Минприроды, его запасы в 2009 году оценены в объеме 13,0 тыс. м3/сут на 10 лет, эксплуатируется 63 скважинами 14 зарегистрированных недропользователей и 2-2,5 тыс. стихийно пробуренными частными скважинами.
В результате интенсивной эксплуатации Дербентского месторождения на территории города напоры сарматского горизонта по сравнению с начальными понизились до 50 м, сформировалась обширная депрессионная воронка, распространившаяся под Каспий. При сохранении объемов водоотбора, интрузии морских и подтягивании некондиционных вод с флангов месторождения через 10 лет месторождение пресных подземных вод будет утрачено из-за засоления.
Потребностям Дербента удовлетворяет (70 тыс. м3/сутки) Самур-Гюльгерычаевское месторождение питьевых подземных вод (МППВ), поисково-оценочные работы на котором были завершены в 2007 году. При этом Присамурский МППВ (запас – 81 тыс. м3/сут по категориям А и В) протоколом ТКЗ Департамента по недропользованию по СКФО от 18.12.2015 №15-ПВ сняты с государственного баланса по экологическим ограничениям. Есть также Тагиркентский участок (запас – 100 тыс. м3/сут по категориям: С1 – 5,5 тыс. м 3 /сутки, С 2 – 94,5 тыс. м /сутки), расположенный в непосредственной близости к реликтовому лесу.
Следует сказать, что к эксплуатации планируется тот же водоносный горизонт месторождения, который используется Азербайджаном (Бакинский водозабор), с текущими объемами изъятия свыше 350 тыс. м3/сут. Вместе с тем уже в настоящее время ситуация вызывает обоснованные опасения, а текущее состояние подземных вод неблагоприятно.
«В гидродинамическом режиме в 2016 г. отмечено снижение уровня подземных вод верхнего водоносного горизонта (по сути грунтовых вод) в области питания и разгрузки. Максимальное снижение уровня относительно 2015 г. и в многолетнем разрезе составило 0,30 м и 1,55 м соответственно. В гидродинамическом режиме апшеронского водоносного горизонта наблюдается стабилизация уровня относительно 2015 г. и отрицательная динамика в многолетнем разрезе, максимальное понижение уровня – до 9,7 м.
Снижение уровня подземных вод может быть объективно связано с уменьшением речного стока в 2016 году, а также параметрами водоотбора на водозаборах Азербайджанской Республики.
В этой связи приращение к существующему антропогенному воздействию способно значительно ускорить наступление ситуации, критичной для состояния уникальных природных комплексов Самурского реликтового леса», – говорится в справке.
«После нас – хоть трава не расти!»
С момента обострения самурского вопроса республиканские чиновники всячески торпедируют его решение. На это есть конкретные и ясные объяснения.
Во-первых, если вносить поправки в уже существующий проект, им необходимо будет отчитаться по уже израсходованным деньгам, а это свыше 600 млн рублей. Здесь неминуемы уголовные дела, которых, конечно, власти хочется избежать. Казначейство Дагестана должно ответить, какая все-таки сумма была потрачена, потому что назывались разные суммы.
Во-вторых, необходимо решать вопрос с Азербайджаном по справедливому распределению водных ресурсов реки Самур. Для этого нужно проводить регулярные мониторинги. Этот вопрос с Баку необходимо решать на межгосударственном уровне, чего, видимо, делать тоже не очень хочется.
В-третьих, необходимо выделить дополнительные средства в случае отбора воды из реки.
Получается в итоге, что чиновникам нужно сначала отчитаться по деньгам, выделить средства на новый проект, провести экологическую экспертизу, построить водохранилище с очистными сооружениями, решить вопрос с отбором воды Азербайджаном. По объективным оценкам реализация проекта по закону потребует порядка 500 млн дополнительных рублей. Именно по этим нескольким причинам дагестанские чиновники упорно проталкивают старый проект – проект, который загубит лес, лишит 80 тысяч человек источников жизни, приведет к экологической и социальной катастрофе. И, конечно, такие перспективы, в случае реализации старого проекта, будут связаны с именем нового руководителя Дагестана Владимира Васильева.
Омар Гаджиев
Уважаемый Михаил Александрович!
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо от 26.05.2017 № А4-9-1364 по вопросу строительства подземного водозабора в Магарамкентском районе Республики Дагестан в целях обеспечения водоснабжения г. Дербент и в рамках своей компетенции сообщает.
Пунктом 8 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 31.08.2017 № АХ-П44-5762 по пункту 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28.08.2017 № Пр-1710 Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Республики Дагестан поручено проведение дополнительной оценки гидрогеологической обстановки в районе государственного природного заказника федерального значения «Самурский» и предоставление предложений об организации водоснабжения г. Дербента, реализация которых не окажет негативного воздействия на уникальный природный комплекс — Самурский реликтовый лес (далее – Поручение).
По сведениям ФГБУ «Государственный природный заповедник «Дагестанский» строящийся водозабор расположен вблизи границы государственного природного заказника «Самурский» (далее — Заказник).
По информации Федерального агентства лесного хозяйства, площадь земель лесного фонда Заказника составляет 7.7 тыс. га (общая площадь Заказника – 11.2 тыс. га).
Самурский природный комплекс имеет выраженный гидрологический тип режима питания, баланс которого на 60-65 % формируется за счет инфильтрации поверхностных вод.
Водозабор с гидроузла Самурского канала обусловил широкомасштабную трансформацию гидрологических условий, особенно в Самурском природном комплексе. Изъятие поверхностного стока привело к сокращению расхода родников. На значительной территории уровень грунтовых вод снизился на 2-3 метра.
Понижение уровня грунтовых вод и сокращение количества родников, вызванное уменьшением стока реки Самур в устье, является причиной неудовлетворительного состояния лесных насаждений.
Снижение уровня грунтовых вод на 2-3 метра приводит к видоизменению (деградации) реликтовых лесных форм, что нанесет непоправимый урон Самурскому лесу.
Рослесхоз считает необходимым при организации водоснабжения г. Дербент принимать меры по сохранению уникальных лесов Самурского природного комплекса.
По данным Федерального агентства по недропользованию в 2005-2007 годах за счет средств федерального бюджета были проведены поисково-оценочные работы на питьевые подземные воды для водоснабжения городов Дербент, Избербаш и других населенных пунктов Южного Дагестана. На основании выполненных работ было выделено Самур-Гюльгерычаевское месторождение питьевых подземных вод. В составе выделенного месторождения по Тагиркентскому участку были утверждены запасы подземных вод в количестве 100 тыс. метров кубических в сутки. Прогнозное моделирование добычи подземных вод в объеме 100 тыс. метров кубических в сутки (с учетом возможного влияния эксплуатации подземных вод на территории Азербайджана вблизи с границей Дагестана), выполненное в рамках поисково-оценочных работ, показало, что влияние проектного водозабора возможно будет проявляться в южной части Самурского леса.
Указанный участок находится в распределенном фонде недр по лицензии МАХ 00607 ВП, выданной муниципальному бюджетному учреждению «Дирекция единого заказчика-застройщика» городского округа «город Дербент» (далее -Дирекция), на срок до 10.07.2018. В соответствии с условиями, установленными в лицензии, пользователь недр за счет собственных средств проводит геологическое изучение Тагиркент-Самурского участка. В результате работ должна быть выполнена переоценка запасов пресных подземных вод в количестве 100 тыс. метров кубических в сутки и оценена степень влияния отбора подземных вод в пределах участка на уровень подземных вод в районе Самурского леса.
До настоящего времени проект геологического изучения недр по лицензии МАХ 00607 ВП на экспертизу в ФБУ «Росгеолэкспертиза» и его территориальные отделения не поступал, что свидетельствует об отсутствии у недропользователя возможности провести геологическое изучение в период действия лицензии и выполнить условия лицензионного соглашения.
С учетом изложенного, Роснедра полагают необходимым учитывать риски негативного воздействия отбора подземных вод на Тагиркентском участке Самур-Гюльгерычаевского месторождения на Самурский лес, определенные по результатам работ 2007 года, и рекомендуют рассмотреть альтернативные источники для организации водоснабжения г. Дербент.
Одновременно Минприроды информирует, что Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан на основании приказа от 24.07.2017 №02-119/1 проведено обследование участка строящегося второй очереди Самурского водовода.
В ходе осмотра установлено, что для строительства водозабора второй очереди Самурского водовода в междуречье Большой и малый Самур запроектировано два участка водозабора. Расстояние от границ лесного фонда до ближнего первого участка работ составляет более 1000 метров. На первом участке отмечаются 3 пробуренные скважины, на втором участке 1 скважина. На момент обследования на участках работы по бурению скважин и строительству линии водопроводов не осуществлялись.
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 20.09.2017 № АХ-П9-6284 Росприроднадзором Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее — Департамент) дано поручение о проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах организациями, осуществляющими деятельность на Тагиркент-Самурском участке недр.
Департаментом с 05.10.2017 по 16.10.2017 проведены проверки соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, геологического изучения, рационального использования и охраны недр Муниципальным бюджетным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «город Дербент» (МБУ УЖКХ городского округа «город Дербент») и ООО Фирма «Диоген», которые осуществляют деятельность на Тагиркент-Самурском участке недр.
В ходе проведения проверок установлены нарушения природоохранного законодательства при строительстве насосной станции и трубопровода, законодательства о недрах в части невыполнения условий лицензионного соглашения по лицензии МАХ 00607 ВП (геологическое изучение с целью поиска и оценки пресных подземных вод на Тагиркент-Самурском участке).
По установленным нарушениям выданы предписания, возбуждены дела об административных правонарушениях.
Материалы проверки на основании выявленных нарушений по лицензии MAX 00607 ВП будут направлены Росприроднадзором в Роснедра с предложением о досрочном прекращении права пользования недрами.
В соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, вопросы проведения анализа потребности г. Дербент в питьевой воде (включая повышение эффективности использования существующих источников) относятся к компетенции Минстроя России, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На основании изложенного, а также, учитывая позиции Рослесхоза и Роснедр, отсутствие дополнительной оценки гидрогеологической обстановки в районе государственного заказника федерального значения «Самурский», в рамках исполнения Поручения Минприроды России письмом от 17.10.2017 № 04-12-32/26686 направлено предложение в Минстрой России рассмотреть иные варианты обеспечения питьевой водой населенные пункты Дербенского района, в связи с тем, что реализация настоящего проекта водоснабжения г. Дербент возможно окажет негативное воздействие на уникальный природный комплекс, в том числе на реликтовый лес.
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
какой же у нас жадный народ у власти находится. их совсем не беспокоит родной край. не беспокоит. что они оставят после себя детям и внукам. их волнует только одно- это побольше набить свои карманы. пока находятся у власти и пока есть возможности воровать. они задумываются о том. что их потомки уже никакого леса из за них да и не только леса уже не увидят. потому что их предки не думали о них
людей переселять в сибирь а этих провокаторов на растрел как при сталине. а то каждый хрен будет указывать властям что делать
Эта бумага пока терпит. А Самурский лес высыхает день за днём пока не будет теч вода через водозаборные сооружение через кран городе Дербенте тогда праздник объявим с фонтаном.Эта всё, вилами на воде написано. Время покажет и докажет. Пока нет движение
Васильеву надо разобраться в этом вопросе. Не думаю, что он смириться с тем, что его попытались обвести вокруг пальца коррумпированные дагестанские чиновники