От Армянского Эмирата до Армянского Муфтията
0Ереван начал проводить независимую от Баку мусульманскую политику.На днях армянские СМИ сообщили о том, что собранием мусульман Армении был учрежден пост муфтия Армении и Нагорного Карабаха. Эту должность, как утверждается, занял выпускник семинарии иранского города Кум, магистр мусульманской философии Арсен Сафарян.
Напомним, что до недавнего времени общим муфтием Закавказья номинально считался глава Управления мусульман Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде. Однако, в 2011 году Грузия создала собственное Духовное управление мусульман страны и вышла из под влияния Пашазаде.
Теперь, и армянская сторона объявляет о создании независимого Духовного управления. Нельзя сказать, что Ереван позволял Пашазаде распространять на мусульман Армении свое влияние. Но этот шаг по созданию отдельного Армянского муфтията весьма символичен.
Личность муфтия
Как отмечают армянские СМИ, по общему мнению собрания мусульман Армении, Арсен Сафарян — наиболее квалифицированный мусульманский ученый армянской национальности, автор ряда богословских публикаций, что и предопределило выбор его кандидатуры.
Судя по городу, в котором он получал богословское образование, Сафарян – армянский шиит. Сами армянские СМИ сообщают, что «многие армяне-мусульмане придерживаются шиитской ветви ислама, однако в их ряды допускаются и сунниты».
«Напомним, что на территориях от центра Малой Азии до юга России, а также в Германии проживают около 400 тысяч армян-мусульман, называемых амшенцами», – отмечают местные СМИ. Амшенцы также известны под названиями хамшенцы и хемшилы.
«Кроме того, в Ереване имеются религиозные меньшинства иранцев, арабов и других национальностей, а также действует шиитская голубая мечеть», – сообщается в новостном сообщении об избрании муфтия.
Вопрос разрыва с Азербайджаном
Насколько представляется, создание отдельного Духовного управления мусульман Армении и Нагорного Карабаха связано больше с политическими моментами дистанцирования от Управления мусульман Кавказа во главе Аллахшукюром Пашазаде, который до этого момента считался муфтием всего Закавказья.
Армянские СМИ подчеркивают, что местные мусульмане считают «сомнительным» характер религиозного образования «другого формального шиитского муфтия Аллахшукюра Пашазаде».
«В настоящее время Армянский муфтият — полностью независимая в религиозном плане организация», – подчеркивается в информационных сообщениях на эту тему. Вполне ожидаемо эта новость вызвала возмущение в Азербайджане.
«За созданием муфтията Армении и Нагорного Карабаха видно намерение объединить 400 тысяч армян-амшенцев, исповедующих шиитскую ветвь ислама и проживающих в основном в Турции, юге России и Казахстане», – отмечает азербайджанский ресурс Vesti.az.
«Новоявленный муфтият ставит под сомнение религиозный авторитет Аллахшукюра Пашазаде, хотя само это образование выглядит достаточно сомнительным с точки зрения религии.
Ведь, многие армянские эксперты озвучивали идею того, что армяне-амшенцы должны вернуться к своим историческим корням и вере предков, а местом для их проживания может стать и Нагорный Карабах.
В этом случае, создание муфтията Армении и Нагорного Карабаха в первую очередь призвано наладить связи с проживающими в Турции армянами-амшенцами, что создает почву для усиления армянских притязаний, а также обращения их обратно в христианство.
В свете вышесказанного, муфтият Армении и Нагорного Карабаха вряд ли будет признан со стороны организаций мусульман», – отмечает автор ресурса Заур Нурмамедов.
В создании отдельного Армянского духовного управления видно и желание Еревана соответствовать европейским стандартам, требующим учета потребностей национальных и религиозных меньшинств. Тем же путем идет и Баку поддерживания общины евреев, православных и албанских христиан в Азербайджане.
Разрушенные мечети
Кроме того, азербайджанская сторона обвинят армян в том, что те разрушили и не собираются восстанавливать древние мечети Карабаха, армянское население которого в результате вооруженного конфликта провозгласило независимость от Азербайджана.
«Несмотря на то, что карабахские сепаратисты утверждают, что отремонтировали разрушенную войной Верхнюю мечеть Гевхар-аги, называемой «персидской» в оккупированном азербайджанском городе Шуша, на самом деле все обстоит иначе», – сообщает Vest.az.
Ресурс ссылается на блогера Владимира Кезлинга, который, побывав в Карабахе, пишет, что «восстанавливать мечети в Шуше никто не собирается, хоть рядом и установлены таблички, указывающие что это – историко-культурные памятники, находящиеся под защитой»
«А мечеть в разрушенном армянами городе Агдам пребывает в запустенье», – пишут азербайджанские журналисты, добавляя, что «в Ереване на сегодняшний день сохранилась только мечеть Гусейн Али хана («Голубая мечеть»), отреставрированная иранскими мастерами».
По их данным, в 1990 году была снесена бульдозером Демирбулагская мечеть на улице Варданац, под влиянием слухов о якобы разрушении армянской церкви в Баку. А мечеть Гусейн Али хана, якобы, избежала этой участи из-за того, что функционировала в те времена как музей.
Армянский Эмират
При этом, необходимо помнить, что несмотря на имидж полностью христианской нации, армяне на различных периодах истории попадали под очень сильное политическое и идеологическое влияние мусульман.
В этом отношении уникальным политическим образованием в истории армянского народа является Армянский Эмират (араб. – Имарат аль-Арминийя), который был провинцией раннего Исламского Халифата.
К 637 году, при халифе Умаре ибн аль-Хаттабе Армения стала автономным владением в составе Исламского Халифата, в который также вошли все армянские земли до этого принадлежавшие Византии.
Мусульманские халифы для удобства управления новыми землями включили в провинцию Имарат аль-Арминийя и неармянские земли – Грузию, а также дагестанские владения Кавказская Албания и Баб аль-Абваб (современный Дербент).
Таким образом, Имарат аль-Арминийя включал в себя 4 региона:
-
Арминийя 1-я — земли Кавказской Албании и Дербента (Арран – по персидски)
-
Арминийя 2-я — земли Грузии
-
Арминийя 3-я — земли северной и юго-восточной Армении
-
Арминийя 4-я — земли юго-западной Армении
В периоды ослаблений Халифата армяне поднимали восстания против мусульман. Несмотря на это, Армянский Эмират просуществовал до 884 года, после чего распался на земли грузин, наследников Кавказской Албании и независимое армянское царство.
Большое количество армян под властью Халифата и, в последующем, Османского Султаната приняло ислам. Частью они перешли на арабский язык, частью впоследствии – на турецкий, а частью сохранили армянский язык и составили общину армян-мусульман, называемых амшенцами (хемшилами или хамшенцами).
http://onkavkaz.com/news/184-ot-armjanskogo-emirata-do-armjanskogo-muftijata.html
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: