«Ничто не обещает легкой жизни» – эксперты о перспективах НПЗ в Махачкале
0В Дагестане продолжается многолетняя эпопея со строительством и вводом в эксплуатацию скандального НПЗ в Махачкале, находящегося под протекторатом главы РД Рамазана Абдулатипова.
Вице-премьер РД Шамиль Исаев заявил, что объект планируют сдать в июле с.г., хотя это сделать обещали еще в сентябре прошлого года. Впрочем, данное обстоятельство не мешает спокойно работать заводу «втемную», не имея на то разрешения.
По данным РИА «Дербент», объект принадлежит компании ООО «Дагнотех», связанной с именем бывшего спикера РД и основателя ФК «Анжи» Магомед-Султана Магомедова. Семье последнего принадлежат ООО «Дагестаннефтепродукт» и ОАО «Дагнефтепродукт» (полностью подконтрольное «Дагестаннефтепродукту»), посредством которой они руководят заводом.
Его изначальная стоимость превышала 7 млрд. рублей, со временем сумма была скорректирована до 6,5 млрд. рублей. Запланированная мощность НПЗ – 1 млн. тонн в год, проект подразумевает также строительство парка хранения нефтепродуктов емкостью 100 тысяч тонн.
Магомед-Султан Магомедов
Построить за месяц и застрять на пять лет
Ростехнадзор по результатам семимесячной проверки в июле 2015 года вынес штраф «Дагнотеху» штраф в размере 500 тысяч рублей из-за выявленных 275 нарушений.
Требования Ростехнадзора ликвидировать нарушения выполнены не были. Ведомство направило официальный запрос на имя вице-премьера РФ Александра Хлопонина с просьбой разобраться с ситуацией вокруг НПЗ.
Примечательно, что между запросом в Ростехнадзор о разрешении на строительство и уведомлением о его завершении прошел лишь месяц – с апреля по май 2014 года.
При этом впервые о появлении в Дагестане НПЗ заговорили еще в 2012 году, тогда местные СМИ заявили, что строительство уже начато. Руководство «Дагнотеха» эту информацию отвергло, заявив, что строительные работы стартовали в положенный срок – в апреле 2014 года.
Уже в декабре 2014 глава Минкавказа Лев Кузнецов и Рамазан Абдулатипов лично ознакомились с работой НПЗ в Махачкале, официальные республиканские СМИ тогда объявили объект достроенным и запущенным в эксплуатацию. Параллельно с этим появилась информация, что завод полноценно работает с 2013 года.
Ни Кузнецов, ни Хлопонин никак публично не комментировали сложившуюся ситуацию. Завод фактически продолжает работать нелегально.
К тому же Абдулатипов, несмотря на сотни нарушений, заявил, что запуск НПЗ затягивается по указанию «больших начальников из Москвы».
Экономист Маир Пашаев в беседе с РИА «Дербент» подтвердил информацию об имевшихся у Ростехнадзора претензиях по готовности НПЗ и несоответствии его оборудования.
«Ранее Абдулатипов жаловался, что федеральные структуры блокируют запуск НПЗ – завершенного проекта. Якобы, все готово, но придираются. Видимо, проект все-таки не был тогда завершен, а теперь что-то доделали. Возможно, собственники проекта сами тянули с запуском, чтобы эксплуатировать завод на переработке левого сырья. Такого рода трюки практикуются», – пояснил эксперт.
Криминальные полкилометра трубы
Говоря о проблемах топливно-энергетического комплекса Дагестана нельзя не затронуть вопрос падения грузооборота в Махачкалинском морском порту. По данным на январь с.г., его показатели в сравнении с прошлым годом снизились на 79,3%. В то время как в целом по стране отмечен рост 11%.
Виной всему кража нефти. Одной из пострадавших сторон в криминальных схемах махачкалинцев является «Транснефть», представители которой неоднократно выражали возмущение качеством нефти, полученной после прохождения местных терминалов. Еще одним фактором являются чрезмерные потери нефти (более 1% при норме 0,2%) после прогонки через Махачкалу.
Обвиняют в этом «Дагнефтепродукт», который владеет 500-метровым участком трубопровода от нефтехранилищ до магистрального трубопровода «Транснефти».
Путем добавления воды и отходов нефтепереработки «Дагнефтепродукт» пытается возместить «пропавшую» нефть. Вдобавок он выдают липовые акты о качестве продукции.
В своем пресс-релизе «Транснефть» раскрыла подробности криминальных схем по краже нефти в Дагестане, выразив опасения о возможной полной потере Россией транзитного нефтеканала на Каспии.
Проблема горячая, если не сказать горючая. Зашла речь о возможном прекращении поставок нефти из Казахстана. По имеющейся информации, они могут переключиться на терминалы Азербайджана и Ирана. Репутация дагестанской стороны бьет антирекорды.
Абдулатипов снова не увидел вины «Дагнефтепродукта», посетовав на Минтранс.
В этом проекте нет экономики
В беседе с РИА «Дербент» редактор отдела экономики ИА «Евразия Дейли» Николай Проценко рассказал, что, по оценке экспертов, после того, как упали цены на нефть, а Правительство ввело налоговый маневр в нефтяной отрасли, минимальный экономически обоснованный уровень переработки на мини-НПЗ начинается от 4 млн. тонн в год.
«Проекты меньших масштабов в плане рентабельности просто нежизнеспособны. Насколько мне известно, в случае с Махачкалой речь идет о гораздо меньших объемах», – отметил эксперт.
Комментируя заявленные для строящегося НПЗ мощность переработки 1 млн. тонн нефти в год и парк хранения нефтепродуктов емкостью 100 тыс. тонн, Проценко подчеркнул, что в этом проекте нет экономики.
«Насколько мне известно, многие инициаторы таких проектов сейчас пытаются их как-то продать или привлечь инвесторов, однако предметный разговор начинается от 1 млн. тонн. Хотя можно работать под черным флагом – но тут уже последствия другие», – пояснил собеседник РИА «Дербент».
Кроме того, собеседник агентства, учитывая известные коллизии вокруг Махачкалинского порта (дагестанскую сторону обвиняют в краже нефти – прим. РИА «Дербент»), выразил сомнения относительно потенциальных источников сырья.
Еще одним проблемным местом проекта, со слов Проценко, является экологическая составляющая. «Экологии в таких проектах нет – это надо говорить прямым текстом, потому что современные стандарты НПЗ предполагают вложение в эту составляющую таких денег, которых у владельцев «самоваров» просто нет», – заключил эксперт.
Проект не по трубе
Комментируя для РИА «Дербент» перспективы НПЗ в Махачкале, гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов отметил, что пока ничто не обещает проекту легкой жизни.
«Загрузка будет минимальной. По сути, проект не по трубе. Необходимо также принимать в расчет слабенькую репутацию предприятия на рынке АЗС. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что у них вряд ли выйдет получать нефть от «Транснефти». Максимум, на что можно рассчитывать – партнер уровня «Грознефть» и т.д.», – считает эксперт.
Мурад Шихахмедов
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: