«Не совсем понятно, зачем» – эксперты о кураторстве вице-премьеров РФ в федеральных округах и Александре Новаке в СКФО
0Вице-премьер РФ Александр Новак стал новым куратором СКФО, сменив в этой роли своего коллегу – вице-премьера РФ – полпреда Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
Трутнев занимался Кавказом с начала прошлого года, и даже был переназначен на эту должность в начале июля этого года, однако спустя несколько недель округ все-таки перепоручили Новаку.
Пресс-секретарь Главы государства Дмитрий Песков, комментируя назначение вице-премьеров кураторами над федеральными округами страны, заявил, что «речь идет чисто об экономике, реализации планов экономического развития». Сам же новый куратор заявил, что займется в первую очередь стабилизацией ситуации в сфере ТЭК.
В новом качестве Александр Новак уже успел побывать на Кавказе – в Ставрополье, где провел совещание по вопросам соцэкономразвития СКФО, в ходе которого он заявил о разработке нового проекта стратегии социально-экономического развития округа до 2035 года, который в настоящий момент находится на рассмотрении.
Кураторство Северного Кавказа со стороны федеральных вице-премьеров для РИА «Дербент» прокомментировал политический обозреватель Эдуард Уразаев:
«Назначение Александра Новака куратором Северного Кавказа свидетельствует о повышении уровня контроля, уровня централизации власти, в частности финансово-экономической, со стороны федерального центра. Хотя политические вопросы, насколько я понимаю, оставляют за полномочным представителем Президента РФ в СКФО.
Но насколько это будет способствовать более эффективному решению проблем? Дело в том, что у нас на Северном Кавказе уже есть опыт подобного контроля, подобной связи более высоко уровня, поскольку у нас Александр Хлопонин переместился с должности полпреда Президента РФ в СКФО в кресло вице-премьера РФ, курирующего этот макрорегион, и аналогичную роль с приходом Михаила Мишустина на должность премьер-министра Правительства РФ выполнял Юрий Трутнев.
С одной стороны, это способствовало актуализации задач, эффективной работе бюрократического механизма в связке «муниципалитет – субъект РФ – федеральный орган власти».
С другой стороны, трудно сказать, что были большие успехи. Поэтому не совсем понятно, зачем теперь установлена такая система на всю страну, почему нельзя было по-прежнему действовать в рамках прежних механизмов, просто заставляя их более эффективно работать, усиливая контроль через профильные министерства?
Понятно лишь, что с внедрением механизмов контроля и управления со стороны вице-премьеров в решении финансово-экономических вопросов усиливаются методы ручного управления. Кроме того, до сих пор вопросы экономики и финансов лишь в плане координации и организации относились к функционалу полпредов, а теперь они, по логике, полностью отойдут к зампредам правительства. За полпредами же сохраняются в основном политические и координирующие функции в остальных сферах, включая деятельность правоохранительных и контролирующих органов.
На этом фоне можно вспомнить скепсис многих экспертов, которые ставят под вопрос актуальность существования института полпредов. Некоторые даже прогнозируют ликвидацию этого института, указывая на затянувшуюся паузу в назначении полпреда Сибирского федерального округа, кресло которого освободилось после назначения в апреле Сергея Меняйло врио Главы Северной Осетии. Мне же вспоминается как различались по активности полпреды в СКФО. Поэтому я считаю, что определенные позитивные функции институт полпредства в себе все-таки несет, вопрос лишь в том, чтобы наладить их эффективную работу».
Также назначение Александра Новака куратором СКФО для РИА «Дербент» прокомментировал Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД:
«Смена куратора СКФО напрашивалась давно, поскольку вице-премьер Юрий Трутнев продолжает активно курировать ДФО.
Новый куратор Северного Кавказа вице-премьер Александр Новак начал свою деятельность с решения старых проблем округа – реструктуризации задолженности за потребленные электроэнергию и природный газ.
Для Дагестана снижение уровня задолженности важно вдвойне, так как, во-первых, суммы запредельные, во-вторых, долги затрудняют появление новых инвестиционных программ.
Пока какого-то системного подхода в этой сфере нет, хотя механизмы реструктуризации задолженности имеются, вплоть до ее полной ликвидации за короткое время.
Что касается приоритетов развития СКФО, то ими объявлены туризм, АПК и легкая промышленность. В Дагестане эти отрасли развиваются и в будущем имеют перспективы кластерной организации. Кроме того, у нас хорошие перспективы развития транспортно-логистического комплекса и строительной отрасли».
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: