Не мытьем, так катаньем: федеральный центр потребовал представить модели экономического развития регионов СКФО

0

Президент России Владимир Путин 26 июля провел заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, новым куратором СКФО назначен вице-премьер федерального правительства Александр Новак, 30 июля Дагестан посетил министр экономического развития РФ Максим Решетников. Свое видение значимых событий июля изложил в традиционном интервью Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД.

Правительство РФ в рамках исполнения поручений Михаила Мишустина потребовало от регионов СКФО представить модели экономического развития на период до 2030 года. В чем их смысл и какую модель выбрал Дагестан?

– Логика модели экономического развития заключается в преодолении разрыва между целевым и инерционным сценариями регионов. Предстоит определиться, за счет каких проектов и системных мер возможно преодолеть ограничения, сложившиеся диспропорции и разрывы. Необходимо определить ключевые риски развития и подготовить свод всех мероприятий развития, предусмотренных в регионе до 2030 года. Именно эти задачи и выполняет модель долгосрочного развития проекта Стратегии-2030 РД.

Структурно-функциональная модель экономики Дагестана содержит сбалансированное пространственное развитие и модель Махачкалинской агломерации; в ее рамках проектируются центры экономического роста и кластеры. Кроме того, Стратегия-2030 РД включает госпрограммы/стратегические проекты РД и Реестр инвестиционных проектов РД. Впоследствии планируется формирование Программы развития РД на 2022-2024 годы. С завершением проекта Стратегии-2030 все внимание необходимо сконцентрировать на их разработке.

В связи с этим, какие новые подходы в сфере экономического развития планируется внедрить в субъектах РФ и что изменится?

– Изменится система поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в регионах. Новая система включает в себя семь стандартизованных элементов, которые будут внедрены в каждом субъекте страны:

  1. Инвестиционная декларация, то есть, по сути, обязательства региона перед инвестором.
  2. Инвестиционная карта региона, на которую будут нанесены все основные пространственные объекты, которые нужны инвестору.
  3. Свод инвестиционных правил.
  4. Механизм внесудебного урегулирования конфликтов в рамках так называемых инвестиционных комитетов.
  5. Создание одной точки входа для инвестора агентства развития.
  6. Реестр инвестиционных проектов, получивших поддержку.
  7. Создание мотивационного механизма для самих регионов.

Каковы итоги визита Максима Решетникова в Дагестан? Почему именно к Дагестану такое повышенное внимание со стороны федерального центра?

– Главным результатом этой поездки стало поддержание непрерывного процесса экономического развития. Мы просто обязаны во взаимодействии с федеральным центром найти пути решения комплексного развития территории, ликвидации инфраструктурных ограничений федерального уровня. Это позволит нам стать развитым субъектом Российской Федерации. На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума президент России Владимир Владимирович Путин заявил: «Не должно быть так называемых неперспективных регионов, оказавшихся в стороне от экономического роста, поскольку   инвестиционный, экономический потенциал есть у каждого субъекта Российской Федерации. При этом необходимо предлагать решения, которые учитывают специфику каждого конкретного субъекта Федерации».

Учитывая специфику Республики Дагестан, стратегическая задача №1 заключается в обеспечении занятости, повышении доходов населения и преодолении бедности на горизонте 2026 года. Эти задачи поставлены Главой государства на съезде «Единой России» 19 июня. Соответственно, их надо выполнить. Отставание и проблемы Республики Дагестан отмечаются по основным направлениям и являются слишком масштабными, они копились начиная с 1990 года. Поэтому на первом этапе Стратегии-2030 РД особое внимание уделяется стратегическим задачам: структурным реформам в сфере экономики и преодолению инфраструктурного отставания территории.

Повышенное внимание федерального центра вполне обосновано, поскольку Республика Дагестан геостратегическая территория, в то же время он – практически единственный на юге страны регион, имеющий серьезный экономический потенциал развития и готовый к экономическому рывку. В республике развиваются туризм, АПК, легкая промышленность, имеются перспективы кластерной организации. Кроме того, у нас хорошие перспективы развития транспортно-логистического комплекса, строительной отрасли и увеличения собственных доходов за счет этих отраслей.

Что можно сказать о заявленном Решетниковым комплексном плане развития Дербента?

– Попытка комплексного планирования развития части территории Республики Дагестан, а именно исторического поселения Дербент, предпринимается впервые. По этой причине у данного подхода имеются как преимущества, так и недостатки. Дагестан, будучи одним из древнейших в мире очагов цивилизации, являясь среднеевразийской территорией, имеет сильное историко-культурное и этно-национальное многообразие. Это привело к неоднородности в пространственном и территориальном развитии. Поэтому необходимо перейти к сбалансированному пространственному развитию всей республики, т.е. находить такие же решения для развития остальных территорий. Именно такой подход реализован в проекте Стратегии-2030 РД.

Для реализации мероприятий комплексного развития города Дербент планируется направить более 333 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета потребуется 53,6 млрд рублей. Объем софинансирования из республиканского и местного бюджетов составит 7,9 млрд рублей. Предполагаемый объем частных инвестиций составляет 272 млрд рублей. Бюджетные средства в основном направлены на благоустройство городской территории, решение проблем водоснабжения и водоотведения, развитие дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры.

Якорным является инвестиционный проект, предусматривающий комплексное освоение территории жилой застройкой в южной части города. Планируемый объем инвестиций составляет 30 млрд рублей. Еще одним крупным проектом, реализуемым за счет внебюджетных средств, является комплексное освоение территории карьера в микрорайоне «Аваин» с преобразованием депрессивной территории карьера в новый квартал с жилой застройкой, парком и зданиями культурно-досугового значения. Проектом предусматривается строительство жилья площадью 200 тысяч м², коммерческих объектов площадью 23 тысяч м², культурного центра (4 тысячи м²). Планируемый объем инвестиций составит 11 млрд рублей.

Дагестанское правительство отчиталось о росте промышленного производства на 15% за первое полугодие, а также о существенном росте налоговых и неналоговых доходов. Каково, на Ваш взгляд, состояние экономики республики и о чем говорилось на недавней встрече Сергея Меликова с бизнес-сообществом республики?

– Главную экономическую дилемму рост/развитие (или рост, или развитие) никто не отменял, так как рост может происходить в ущерб развитию. Другой вопрос, достаточны ли темпы роста, и насколько они продолжительны, чтобы обеспечить поступательное развитие? В нашем случае – недостаточны. Как падение, так и скачки роста в сфере промышленности наблюдались не раз и в предыдущие периоды, поэтому к ним следует относиться осторожно.

И к росту собственных доходов республики – тоже, поскольку не ясно, за счет чего происходит рост. Может за счет увеличения федеральных трансфертов или скачка инфляции, которые на самом деле имеют место? А может за счет резкого увеличения расходов населения в связи с последствиями ковид-инфекции? То есть бюджет пополняется, но за счет карманов граждан.

Поэтому увеличение поступлений в бюджет необходимо рассматривать именно по структуре доходов и структуре дельты роста, соотносить с уровнем дотационности, а также с параметрами экономики – тоже. Уровень дотационности республиканского бюджета составляет 77-78% и никак не снижается. В то же время занятость и доходы населения в течение продолжительного периода снижались и находятся на крайне низком уровне. Нельзя забывать, что сальдированный результат по экономике Республики Дагестан за 2020 год составил убыток в 15,1 млрд рублей, суммарные убытки предприятий – 24 млрд рублей, а задолженность, в том числе просроченная, из года в год только увеличивается.

Сергей Меликов продолжает углубленные поездки по муниципалитетам республики. Наблюдаются ли на местах изменения в связи с новым подходом к работе со стороны руководителя субъекта?

– Повышенное внимание к муниципалитетам связано с предстоящим формированием в республике единой системы публичной власти. Кроме того, земельно-имущественный комплекс и налогооблагаемая база субъекта сосредоточены именно в муниципалитетах. По этой причине они представляют собой огромный диверсифицированный ресурс экономического развития.

Пока этот ресурс задействован крайне слабо: имущественный комплекс и налогооблагаемая база не актуализированы, экономическое развитие муниципалитетов никак не регламентировано и не планируется. Да и в рамках действующей модели республиканской власти, в условиях сложившихся политических и экономических взаимоотношений с муниципальной властью развитие не представляется возможным.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *