Не развивающемуся Дагестану нужны новые подходы – Эксперт о новой особой экономической зоне

3

В Дагестане готовятся к появлению новой особой экономической зоны. Это очень хорошая инициатива премьера Артема Здунова, желающего с помощью Правительства РФ довести индустриальный парк «Долина новых идей и технологий (Тюбе)» в Кумторкалинском районе до особой экономической зоны федерального уровня.

Тем более, что этот индустриальный парк обеспечен объектами инфраструктуры, в том числе, электрической подстанцией, ЛЭП, автодорогой, железной дорогой, газопроводом, комплексом водоснабжения и канализационных очистных сооружений, резервным водоводом и канализацией и располагает 194 гектарами земли для размещения резидентов зоны.

Сами по себе свободные экономические зоны – дело хорошее. Достаточно посмотреть на Китай, индустриальный рывок которого начинался с этих самых свободных экономических зон, с использования особенных таможенно-тарифных режимов, беспрепятственного доступа в них иностранных инвестиций.

Но дело в том, что у нас мало таких примеров успешного развития как в Китае. Практика создания ОЭЗ в РФ признана в целом неэффективной, и в докладе Счетной палаты прозвучал однозначный вердикт. Но, тем не менее, в стране, конечно, есть особые экономические зоны, которые развиваются успешно. Можно взять ту же ОЭЗ «Алабуга», где идет четкая работа по развитию промышленных, технико-экономических зон.

В Дагестане все это дело по развитию особых экономических зон, индустриальных парков разбросано между разными ведомствами (Минэкономики, Минпромышленности, Минтуризма и НХП, а также Агентством по инвестициям и предпринимательству). Во-первых, нет единой управляющей системы этими зонами, единой политики привлечения к ним резидентов. Если в той же Калужской области в каждой зоне каждый квадратный метр земли обрисован границами на электронной карте, четко отражены площадь участков, расстояния к сетям для подключения к тем или иным энергетическим или транспортным сетям, отражены условия предоставления земель, и много всякого рода другой информации для потенциальных резидентов, включая телефонов ответственных работников и пошаговой инструкции для заключения документов и начала реального инвестиционного процесса на «земле». Если посмотреть на всю инвестиционную карту Дагестана, мы не найдем ни в одном месте нормальную расстановку ни участков и земель, ни самой организованной работы по всем этим зонам, паркам и т.д.

Как мы знаем, в отвратительном положении находились вопросы имущественно-правового состояния земель. Даже в том же самом индустриальном парке «Тюбе» тоже есть проблемы земельно-имущественных отношений. В частности, железная дорога построена на территории, которая принадлежит частному лицу.

«Вся инфраструктура, которую построила и провела республика, а это инвестиции около 1 млрд рублей, проходила по территории частных лиц. Менее чем за год удалось на добровольной основе вернуть основные участки. Теперь абсолютно легально республика может предоставлять их инвесторам», – заявил замминистра промышленности и энергетики РД Батыр Эмеев, говоря о том, с какими сложностями столкнулось министерство в рамках работы с этим индустриальным парком.

Дагестанцы очень ждут открытой, прозрачной карты по результатам инвентаризации земельных участков, где будут четко очерчены границы участков, будет информация о законности их выделения, эффективности их использования по назначению. Сегодня ситуация в республике такая, что невозможно инвесторам предлагать ничего, практически по всем земельным участкам следует криминально-незаконный шлейф с многочисленными его правообладателями одного и того же участка.

Толстикова занималась инвентаризацией, однако свою работу она до конца не довела, как мне кажется. Пока нет полной картины, хотя нам и обещают, что появится реестр со всеми участками. Мы очень ждем какого-то рывка в части разрешения имущественно-земельной неразберихи со стороны Правительства республики. Оттягивание этого процесса напрямую вредит инвестиционному процессу и развитию экономики.

Вернемся к проекту новой ОЭЗ. Стремление Здунова ее создать понятно. За этим стоит желание улучшить инвестиционную ситуации в регионе, стимулировать приток новых резидентов и т.д. Он уже провел переговоры с Минэкономразвития РФ, тем самым выведя вопрос на федеральный уровень. Напомню, что решение о создании ОЭЗ принимает правительство РФ. С другой стороны, необходимо понимать, что единичными решениями это не достигается. В Дагестане, в масштабах всей республики нужна четкая системная работа, и в рамках самих зон и парков необходим системный подход. Это огромная работа. Это нам наглядно демонстрируют регионы РФ, где серьезно развивается промышленность, происходит структурная трансформация экономики.

Другая сторона медали – чем все это оборачивается для инвестора, который с добрыми намерениями принимал решения вложить собственные и заемные средства в тот или иной проект в Дагестане. Для примера возьмем тот индустриальный парк «Тюбе», на площадке которого в свое время было построено два предприятия – завод листового стекла и завод «Мараби». Автором первого из этих проектов является Джабраил Шихалиев, который за многие годы накопил своих собственных средств на реализацию данной инициативы. Он привлек ведущих маркетологов и ведущих специалистов по производству листового стекла, с их помощи он подготовил проект и воплотил его в жизнь, применив при этом самые передовые технологии и оборудование. Однако, из-за стремительного скачка курса доллара он столкнулся с серьезными проблемами. Алиев не нашел никакой поддержки со стороны дагестанских властей в этот сложный момент, в итоге предприятие перешло кредитору – государственному Внешэконбанку, который недавно за копейки продал его компании из российской глубинки с уставным капиталом в несколько десятков тысяч рублей.

Положительных примеров успешной реализации проектов на таких инвестиционных площадках, к сожалению, очень мало. У инвесторов нет уверенности, что они получат амортизаторы от всякого рода рисков, от возникновения споров по земельно-имущественным отношениям, разного рода непредвиденных обстоятельств. И на нашей памяти много нереализованных и пустых заявленных проектов: «Нергиз», «Немецкая деревня», «Матлас» и т.д. Или если реализованные – то банкроты – Завод листового стекла, «Мераби».

Очень слабо наполняются резидентами «Тюбе», «Аврора», «Уйташ», заявки со стороны инвесторов единичны. В «Аврору», говорят, уже 20% от необходимого числа подали заявки, обещают, что будет больше. Но я не уверен, что будет такая огромная привлекательность. Разве что часть наших «подпольных» бизнесменов, к примеру, обувщики, поверив в обещанные им преференции, перейдут в эти режимные экономические объекты. Но в целом серьезных резидентов пока нет, нет инвесторов из других регионов РФ, я не говорю уже об иностранном бизнесе, которые привезли бы с собой новые современные технологии, как это происходит в Калужской области и Татарстане.

Минимущества, Минэкономики и Агенство по инвестициям и предпринимательству должно довести эти вопросы до такого уровня и степени прозрачности, чтобы любой инвестор и дагестанский, и внешний, войдя на земельно-инвестиционную карту республики, мог ознакомиться с полной информацией об интересуемой им территории. Можно подсмотреть, как это реализовано в Калужской области.

С некоторых пор весь инвестиционный процесс у нас двигается в вялотекущем режиме.  У нас объем и доля бюджетных инвестиций в экономике намного больше, чем в других регионах СКФО. В то же время частных инвестиций стало отвратительно мало.

Экономика не создает эффективных, высокопроизводительных и высококвалифицированных рабочих мест. Бюджетные инвестиции да – это врачи, учителя и др. Но они же не формируют такую добавленную стоимость, чтобы хватило на всех. Нужна экономика с большим объемом выпускаемой продукции, большей эффективностью.

Чтобы Дагестан почувствовал улучшение своего экономического и социального состояния ему требуются значительные инвестиции. Для этого нужно в первую очередь срочно навести порядок в земельно-имущественных отношениях по всей территории республики. Эта система должна быть доведена до автоматизма. К примеру, в Калужской области с момента подачи инвестором заявки через интернет-портал вопрос решается в течение 10-14 дней, в том числе и по земельным участкам, и подключениям к сетям. В Дагестане, к сожалению, представить такое крайне тяжело.

Пока же происходящее выглядит простой рутиной. Ситуация в лучшую сторону кардинально не изменится. В Дагестане население растет, а экономика или ВРП на душу населения последние 2-3 года не растут. Мы стали беднеть, нужны другие подходы, совсем иные масштабы. От людей, которые приехали в Дагестан, мы ожидали передовые, технологичные подходы к этой работе, но ничего этого пока не произошло.

 

Халил Халилов, член Общественного совета Минэкономразвития РД, экономист – для РИА «Дербент»



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Мага:

    "Алиев не нашел никакой поддержки со стороны дагестанских властей"

     

    Не Алиев, а Шихалиев. 

  2. ПРАВДА:

    Чтобы были новые подходы, нужны новые люди во-власти, а не назначенцы бункерного "обнулёныша", которым дают указания налоги больше собирать, а дальше хоть трава не расти. Вот когда сменится позорный преступный режим в стране, тогда и подход будет качественно другим… Ну как можно надеяться что какой-то татарский пришелец хочет инвест.климат улучшить? Он всё это время в тихую лоббировал мафию татарии, и сейчас заинтересован в том же, а не в развитии особой зоны которая никому не интересна. Так что эти Вовы, Васи и здуны, не способны на качественную работу. Вот в этом вся суть

  3. Рахман:

    Дагестану нужен молодой перспективный мененджер уважаемый человек от народа Сулейман Керимов.