Между Махачкалой и Дербентом: как меняется соотношение кумыкского и даргинского населения?

6

Панорама Карабудахкентского района. Источник: официальный сайт Карабудахкентского района

Между «столичным регионом» и «дербентской зоной» располагается территория, которую можно условно назвать «центральной прибрежной зоной», где основным населением являются кумыки и даргинцы (в том числе включенные в их состав кайтагцы). Она объединяет Карабудахкентский, Каякентский и Кайтагский районы, а также город Избербаш. Свод статистических сведений об изучающих родной язык в дагестанских школах в 2019-2020 учебному году, предоставленный РИА «Дербент» Минобрнауки РД поможет нам выяснить, как изменилась национальная структура населения данной территории (предыдущие материалы были посвящены этническому раскладу в Столичном регионе и Дербентской зоне Дагестана) в сравнении с данными переписи 2010 года.

Примечательно, что рассматриваемые муниципальные образования также по-разному отреагировали на введение в общеобразовательные школы русского языка как родного в качестве отдельного предмета. Если в Каякентском и Кайтагском районах он не получил распространения, то в Карабудахкентском районе и особенно в Избербаше многие ученики общеобразовательных школ в качестве родного языка выбрали не язык своей национальности, а русский язык. Скорее всего, это в большей степени зависело не от пожеланий учеников и их родителей, а от политики районных властей в области образования.

В Избербаше русский язык выбрали 45,1% школьников, в то время как удельный вес русских в этом городе составляет всего 3,7%. Причем переход на русский язык осуществлялся явно неравномерно, в значительной степени завися от того, какую долю носители того или иного языка составляли в населении города: чем ниже она была, чем чаще они выбирали (или вынуждены были выбирать) русский язык в качестве родного.

Так, удельный вес кумыков составляет 15,1%, а родной язык изучало всего 2% школьников, у лезгин эти показатели составили 7,8% и 0,2% соответственно. Другие народы, включая аварцев (1,9 тысячи) и лакцев (1,4 тысячи) не имели и такой возможности. Но даже часть даргинцев отказалась от изучения своего языка, так как в школах даргинский язык изучает 52,7% учеников школ, а удельный вес этого народа составляет 64,9%. Поэтому на основе статистики Минобрнауки сложно выяснить, какие изменения могли произойти в национальной структуре Избербаша. Однако в сельских районах в этом отношении обнаруживается большая определенность.

В Карабудахкентском районе русский язык в качестве родного выбрали 8%  при удельном весе русских – 2,7%. При этом показатель по кумыкскому языку также превысил долю кумыков: 68,9% против 64,9%. А вот удельный вес изучающих даргинский язык оказался почти в полтора раза меньше даргинцев (23% и 32,4%). Непонятны причины такого резкого контраста. Возможно, он связан с тем, что на русский язык в качестве родного в основном перешли даргинцы, а не кумыки, но этого объяснения все же недостаточно. Нельзя полностью исключать и ассимиляционные процессы, но если они и есть, то совсем незначительны. Поэтому встает вопрос о том, какие данные являются более релевантными.

С учетом того, что рождаемость и удельный вес группы населения школьного возраста у даргинцев выше, чем у кумыков, больше сомнений вызывают цифры Минобрнауки, если не брать в расчет то, что перепись 2010 могла исказить национальную структуру в пользу даргинцев. Однако удельный вес даргинцев оказался в 2002 году ощутимо ниже, чем по данным переписей 1979 и 1989 годов, а у кумыков – наоборот. В 2010 году эта разница еще чуть усилилась.

Есть еще один нюанс. Численность населения Карабудахкентского района выше, чем у Каякентского на 53% (по данным за 2019 год), а количество школьников – на 68%. Представляется, что количество школьников в Карабудахкентском районе может быть завышено. Таким образом, могла иметь место и манипуляция со статистикой, которая поступила в Минобрнауки. Если же это увеличение вызвано тем, что в школах этого района учатся выходцы из других районов, то это должно было бы увеличить количество даргинский, а не кумыкский язык.

В Каякентском районе из-за того, что в качестве родного русский язык выбрало всего 0,7% школьников можно напрямую связывать национальный состав по переписи 2010 года с языковой структурой в школах на 2019-2020 учебный год.

Доля даргинцев в районе чуть выросла с 42,3% до 45%, а кумыков уменьшилась – с 52,4% до 50,7%. В то же время удельный вес изучающих табасаранский язык оказалась выше доли табасаран в населении района: 2,2% и 1,7% соответственно, а у агулов эти же показатели почти не изменились 1,4% и 1,5%. Скорее всего это связано с тем, что представители этих народов оказались не распылены, так как они компактно проживают (вместе с даргинцами) в одном населенном пункте на самом юге района (село Дружба). Таким образом, статистика по Каякентскому району выглядит гораздо более достоверной.

Схожая ситуация сложилась и Кайтагском районе, в котором русский в качестве родного не выбрал никто. Правда, для кумыкского населения падение показателя оказалось довольно сильным с 8,4% до 6,9%. Однако в населении района явно преобладают даргинцы (точнее кайтагцы, а также даргинцы) и это тоже имеет значение.

В заключении можно сказать, что в целом по объективным причинам (из-за более высокой рождаемости и миграций из соседних горных районов) доля даргинцев (вместе кайтагцами) должна в «центральной прибрежной зоне» немного повысится, а удельный вес кумыков – снизится, и частично это показала статистика Минобрнауки Дагестана.


Автор: Амиль Саркаров


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. hadji:

    Интересная, но всë равно печальная статья. С одной стороны введение предмета русского языка как родного, это хорошо, для русского населения. Однако это имеет куда больше минусов нежели плюсов.

    Во первых, предисловие о том что русское население для народов Дагестана на их земле нежелательно, это мы видим в их же мнениях, молодцы.

    Во вторых, это открывает пути к манкуртизации и ассимиляции населения, ведь к сожалению находятся такие глупцы, что выбирают для своих детей изучение не родных, кавказских языков, а русский, тем самым делая из своих детей ещë больших манкуртов чем они есть сами. Ведь до этого у них не было выбора, логично было выбрать родной из других кавказских, а теперь появились возможности.

    Желаю народам Дагестана учить свои собственные языки и нужные языки типо арабского, английского и т.д., а также поддерживать рождаемость и повышать качество в воспитании достойных потомков своего отечества.

  2. Овод:

    Удивился очень, о некомпетентности автора в области языка,прочитав эту статью-галиматью.Получается,что автор не совсем сделал анализ,а-наоборот  хочет рассорить между собой даргинцев и кумыков и главное,все завуалировал какими-то графиками,как это делают некоторые чиновники свои отчеты для придания значимости темы и пущей важности.Каждый родитель в семье согласовав с учителем возможности учащегося должен изучать тот или иной язык.Если в семье оба родителя разной дагестанской национальности,то ребенок по своему усмотрению должен выбрать какой-либо язык для изучения.Родные языки должны изучаться в школе факультативно.Считаю,как и многие наши дагестанцы,когда во всем мире говорят на английском языке,то изучение его становится актуальным.Знание английского языка открывает весь мир и большие перспективы перед всеми молодыми людьми,живущими в нашем крае.

  3. Кантчкул:

    Анониму

    А что вы так беситесь? Не нравиться – проходите мимо. Если вам непонятно, то может проблема в вас? А может вас просто раздражает, что тут поднимают важные проблемы? Дагестан многонациональный субъект и правильный учет национальностей – это не малозначимый вопрос.

  4. Аноним:

    В который раз раз читаю откровенную галиматью этого автора о языках и никак не могу понять, что он этими статейками в конце-то концов хочет сказать…..

  5. Тата:

    Непонятная статья. И, что в конце концов, надо было достичь автору? Что значит "выбрали русский язык в качестве родного" ?  Родной язык – это даргинский, аварский, кумыкский если ты ларгинец, аварец или кумык и пр. А русский – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Его и надо учить в обязательном порядке и на нем учить. Не исключая изучения РОДНОГО языка. Автор манипулирует и поменяет понятия и пытается тащить политику! При чём тут позиция руководства Кайтагского района, из-за которой, якобы, никто не выбрал для изучения рус ский язык. Или это озвучивается позиция РИА ДЕРБЕНТ? 

    • Кантчкул:

      У вас сумбур в голове. Во всех российских школах обязательно преподается русский, и почти везде обучение ведется на русском языке, редко где – на другом. До недавнего времени в качестве родного языка (который является отдельным предметом) нельзя было выбрать русский язык, теперь можно. То есть ученики ходят и на русский язык и русский родной, если выбрали родным русский, в том числе и в Дагестане. Что еще вас возмущает?