Культура станет драйвером развития в Дагестане

1

Сельские территории являются своего рода заповедниками, сохраняющими культурные особенности и традиции, которым трудно существовать в городских пространствах. И это их наследие представляет особую ценность в современном бурно развивающемся мире.

В то же время сами сельские поселения тоже меняются, благоустраиваются, обзаводятся комфортной городской средой. Как в таком случае разрешить эту дилемму – с одной стороны, сохранить историческую память и культуру, с другой, – сделать поселения уютными и комфортабельными для его жителей.

Эти непростые вопросы решает разработчик первого в России мастер-плана сельской агломерации бюро Atlas, осуществляющий свою работу благодаря поддержке Благотворительного фонда «Умуд» и в тесном взаимодействии с администрацией и жителями Сулейман-Стальского района.

Более подробно важные аспекты разрабатываемого мастер-плана освещены в предыдущих публикациях: о том, как появился проект, в чем заключается Видение пространственного развития сельской территории, какую роль в нем играют антропологические исследования и как учитывается мировой опыт развития сельских территорий. В этой публикации пойдет речь об одном важном проекте, который будет реализован в рамках мастер-плана. О том, что он собой представляет и какие задачи он будет решать редакции РИА «Дербент» рассказала руководитель разработки мастер-плана Дарья Коваленко.

Прежде всего необходимо сказать, что сохранение культурного наследия коренных народов – важная задача для всего мира. В России разработан проект стратегии сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов РФ до 2030 г., в мире действует Декларация ООН о правах коренных народов, принятая в 2007 году. Культура способствует социальной сплоченности и вовлеченности населения, примиряет и объединяет общины. Культурное наследие служит ресурсом для развития туризма, благодаря которому можно улучшать экономическое положение малых городов и сельских поселений.

Для Дагестана, где выделяется 14 «титульных» народов и еще больше «непредставленных», сохранение культурного наследия имеет особое значение. Лезгины, которые составляют 13,3% населения в этническом составе республики (по переписи 2010 года), компактно проживают на Юге Дагестана, где расположен Сулейман-Стальский район и агломерация Касумкента.

Приоритетными целями при разработке мастер-плана сельской агломерации стали: 1) укрепление социальных связей между поколениями жителей сельской агломерации и создание условий для самореализации молодежи; 2) развитие сельского туризма как способа транслировать лезгинскую культуру во вне; 3) активация новых сфер экономики района.  

Для сохранения культурного наследия в мастер-плане было предложено создание знакового культурного объекта – многофункционального культурного центра с музеем истории и культуры Южного Дагестана.

Разработчики поставили перед собой задачу создания знакового культурного объекта – центральной площадки, способной комплексно представлять историю и культуру южных районов республики для туристов, стать местом объединения сельчан и послужить драйвером социально-экономического развития района.  

Традиционным форматом культурного объекта в сельской среде является краеведческий музей. Однако музеи часто служат лишь выставочным пространством, их экспозиции статичны, они не приспособлены для проведения мероприятий разных форматов, а посещают музеи в основном организованные группы местных школьников и немногочисленные туристы.

На юге Дагестана не хватает единого объекта, целостно рассказывающего об истории его народов. Историко-краеведческие музеи на юге есть в селах Ахты (Ахтынский район), Тпиг (Агульский район) и Курах (Курахский район), в Дербенте функционирует небольшой Музей ковра и декоративно-прикладного искусства Дагестана, во Дворце культуры в Касумкенте, в отдельном зале и в вестибюле, размещены исторические объекты и предметы декоративно-прикладного искусства.

Ахтынский краеведческий музей, с. Ахты, Дагестан, “Музеи России”, http://www.museum.ru/M3053

Музеи сегодня все больше трансформируются в культурные центры, стремятся выполнять не только функцию экспозиции, но и объединения сообществ, накопления знаний и обмена опытом, становятся событийной площадкой. Культурный центр – это многофункциональный объект, он может вмещать в себя галерею, мастерские, учебные классы и студии, библиотеку, залы для проведения мероприятий, сувенирные и книжные лавки, кофейни. За счет многофункциональности он максимально ориентирован на все группы пользователей, выполняет образовательную, досуговую и коммерческую функции, обеспечивает новыми рабочими местами и генерирует дополнительный доход. 

Для лучшего понимания того, каким функционалом может обладать такого рода учреждения и какое значение они имеют для окружающей территории, приведем два примера.

В 2011 году в селе Черный Отрог, расположенном в 80 км от областной столицы Оренбурга, открылся Музей Виктора Черномырдина. Постоянная экспозиция музея посвящена не только жизни Черномырдина, уроженца Черного Отрога, но и рассказывает об истории села, Оренбургской области и населявших ее оренбургских казаков. Активное участие в создании экспозиции принимали местные краеведы, многие жители отдавали в дар музею старинные предметы быта и прикладного искусства. Вторую половину музейного комплекса занимает культурный центр. Для жителей села открыта общественная библиотека и театрально-концертный зал, в котором проходят концерты и творческие вечера. На постоянной основе действуют творческие и образовательные мастерские, а также проектная школа для подростков, участники которой получают микрогранты на собственные творческие проекты. Культурный центр не раз получал гранты фонда «Культурная мозаика» и Фонда президентских грантов на развитие своих проектов. Село Черный Отрог также знаменито производством пуховых платков – и в туристическом центре музея посетители могут приобрести шали и платки, созданные в студии пуховязания при культурном центре.

Музей Виктора Черномырдина, с. Черный Отрог, Оренбургская область. © Музей Черномырдина

Зарубежный пример сельского культурного центра: Музей сельской жизни // Museu de la Vida Rural, Испания. Музейный и культурный центр, основанный частным благотворительным фондом и расположенный в деревне Л’Эсплуга де Франколи с населением 4 тысячи человек. Этнографическая экспозиция музея рассказывает о быте и истории средиземноморской сельской культуры: в ней представлены бытовые, технологические, ремесленные и художественные объекты, отражающие традиции региона. Во внутреннем дворе центра разбит сад сельскохозяйственных культур. Работа центра направлена на популяризацию культуры и экологичности сельского образа жизни, в особенности среди детей и молодежи. Общая площадь объекта: 5,500 кв. м.

 

Музей сельской жизни, д. Л’Эсплуга де Франколи, Каталония, Испания. https://www.catalunya.com/museu-de-la-vida-rural-17-16001-91?language=ru

Касаемо проекта культурного центра необходимо указать, что запрос на новый культурный объект был озвучен администрацией района, представителями отдела культуры, Молодежного парламента. Потребность в подобном объекте была выявлена и в ходе антропологического исследования, общения с местными жителями и во время проведения мастерской «Куьре» с подростками из разных сел. В мастерской ребята пробовали свои силы в творческих проектах, связанных с историей и культурой их района, задумывались о новых профессиях, о том, как они могли бы сами развивать родную культуру. Важный вывод, который мы сформулировали по итогам Мастерской «Куьре»: подросткам в сельской среде очень не хватает возможностей для творческой самореализации. Ребята не понимают, как в современном мире применить те знания о дагестанской культуре и традициях, которые они получают в школе. Многие молодые люди после школы уезжают из родных сел – и в лучшем случае живая связь с родной культурой остается в виде хобби.

В мастер-плане культурный центр предлагается разместить в Касумкенте на набережной реки Чирагчай рядом с историческим 17-арочным мостом. Это выгодное расположение с точки зрения имиджевости объекта. В культурном центре предлагается разместить: музей истории и культуры Южного Дагестана; коммерческую галерею (где свои работы смогут продавать местные мастера); мастерские и студии для занятий танцами, рисованием, керамикой, ковроткачеством и другими видами ремесел; библиотеку; лекторий; внутренний двор с амфитеатром. Важна и коммерческая составляющая, поэтому в центре предлагается разместить сувенирную лавку, книжный магазин, кафетерий.

Общая площадь культурного центра составит 3 600 кв. м, включая музей и галерею (1 500 кв. м), а также культурно-досуговые помещения, мастерские, студии, библиотеку, лекторий (600 кв. м).

Важно гармонично вписать новый объект в окружающую среду. Расположение культурного центра в самом сердце сельской агломерации – на набережной, благоустройство которой также предлагается в мастер-плане, позволит создать единое рекреационное пространство для местных жителей и туристов, завораживающее видами на горный ландшафт и предлагающее разнообразные возможности для отдыха, прогулок и культурно-познавательного досуга. В перспективе набережная и расположенный на ней культурный центр должны стать местом для общения, объединения жителей сельской агломерации и ярким символом Южного Дагестана для туристов. 

Для успешной реализации и полноценного функционирования культурного центра важна системная работа с событийным программированием: составление яркой программы мероприятий для детей и взрослых, поиск преподавателей для запуска занятий в мастерских, проведение регулярных лекций и образовательных встреч, сотрудничество с художниками и краеведами, привлечение опытных руководителей и наставников со всей России. Рекомендуется проводить мероприятия республиканского масштаба, например, организовать арт-резиденцию для дагестанских художников, которые смогут получать грантовую поддержку культурного центра. В перспективе десяти лет можно достичь уровня посещаемости культурного центра не менее 150 000 человек ежегодно (включая туристов), а регулярные культурно-досуговые мероприятия смогут посещать не менее 20 000 человек в год. Успешное функционирование культурного центра создаст порядка 30 новых постоянных рабочих мест.

Само по себе строительство нового здания культурного центра по предложенной в мастер-плане модели не позволит полностью реализовать поставленные цели. Залог успеха – это вовлеченность всех заинтересованных сторон: представителей администрации района и правительства республики, поддержка благотворительных фондов, местных краеведов, художников и ремесленников, активистов и жителей. Общими усилиями необходимо будет активировать пространства внутри, наполнять их жизнью, знаниями и навыками, чтобы рассказывать об истории и культуре Южного Дагестана внутри республики и за ее пределами.


Автор: Иера Рамазанова


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Аноним:

    как перевести на русский слово драйвер, товарищи корроспондонты?!