Проводники в мир ценностей и жизненных ориентиров сообщества: роль антропологов в создании мастер-плана

1

 

В разработке мастер-плана пяти сел Сулейман-Стальского района особое место принадлежит антропологическим исследованиям. Антропологи стараются буквально познать душу исследуемой территории, выявляя представления местного населения о своей земле, о том, каким они видят ее будущее. Расшифровывая символические идеи и предложения, исходящие от сообществ, и выясняя их суть, специалисты определяют реальные потребности и запросы агломерации, которые станут одной из отправных точек при создании мастер-плана. Но их роль на этом не заканчивается.

Одна из важнейших задач по-настоящему качественного мастер-плана территории – стать “документом консенсуса”, документом, который объединит вокруг себя и выразит желания всех заинтересованных сторон – местной и региональной власти, бизнеса, локальных сообществ и жителей. Цели, закладываемые в такой документ, могут быть точно соответствовать мировым экономическим, культурным и социальным трендам, но этого недостаточно. Если эти цели не смогут найти отклик у локальных стейкхолдеров, не будут выражать их представления о том, как на самом деле должна развиваться конкретная территория, не они не смогут стать той основой, ради которой имеет смысл объединить усилия. А составленный без учета и понимания многообразия интересов, потребностей и ценностей разных сторон, мастер-план, вместо того чтобы стать мощным импульсом к развитию, рискует остаться красивой, но безжизненной декларацией о намерениях.

Именно поэтому при подготовке Видения пространственного развития пяти сел Сулейман-Стальского района такая большая роль была отведена антропологическим исследованиям общению с жителями, формальными и неформальными лидерами сельских сообществ и всестороннему вовлечению их в этот процесс.

«Тем, кто не сталкивается с задачей понять реальные интересы людей, эта работа может казаться очень простой – нужно просто взять и спросить, что действительно нужно людям. Кажется, что для этого, например, достаточно получить ответы, проведя опрос общественного мнения, или собрав всех вместе и задав вопрос: “что вам нужно, чего вы хотите?”. На деле, к сожалению, ничего толкового из этого обычно не выходит. В случае Сулейман-Стальского района многие люди, например, могут сказать, что мечтают о восстановлении работы знаменитого Касумкентского консервного завода. При более глубоком разговоре же оказывается, что дело не в самом заводе как таковом. В действительности одни нуждаются в том, чтобы иметь возможность реализовывать фрукты со своих подсобных хозяйств, для других – закрытый сейчас консервный завод, обладатель множества всесоюзных наград – символ утерянного престижа района, его известности за пределами Дагестана.

Если понимать эти мотивации, то становится понятно, что на самом деле те же самые запросы населения сегодня можно предложить решить более актуальными и эффективными средствами, чем восстановление завода. Например, символический престиж района можно поднять с помощью грамотного развития туризма, да и для создания дополнительных возможностей роста благосостояния местных семей тоже могут быть найдены более современные средства – так в Видении пространственного развития появляется модель сбыта сельскохозяйственной продукции и реорганизация рынка Терсепул и Старого рынка в Касумкенте, чтобы людям было удобнее торговать”, – комментирует руководитель отдела вовлечения ATLAS Александр Стрепетов.

Антропологический подход, построенный на длительных глубинных интервью, методе включенного наблюдения, “вживании” в исследуемую среду, как раз и позволяет сконцентрироваться не просто на сборе мнений и пожеланий, а разглядеть за ними причины, то, почему эти мнения и пожелания формируются. Чтобы расширить представления о всей совокупности возможных мнений и потребностей населения сельской агломерации в качестве информантов были привлечены как простые жители, так и эксперты, в том числе работники культуры, специалисты по народным промыслам, представители благотворительных фондов, представители религиозных организаций и деятельные участники религиозного сообщества, муниципальные служащие, краеведы и любители истории, работники системы образования, владельцы и работники заведений малого бизнеса сферы услуг, торговли и сферы гостеприимства, члены общественного совета района, активные пенсионеры, школьники, члены молодежного парламента района, вахтовики и трудовые мигранты. Для проверки гипотез и расширения контекста исследования в ходе выездов было проведена серия исследовательских наблюдений и интервью с жителями и гостями других районов республики Дагестан в том числе с выходцами из Сулейман-Стальского района.

«Еще до старта исследования мы понимали, что сельский Дагестан – это свой самостоятельный мир, не похожий ни на что другое, со своими уникальными ценностями, порядками, своей повседневностью, и что для того чтобы вникнуть в эту жизнь потребуется очень много усилий и внимания. Начав чтение источников, проводя беседы, наблюдения и первые интервью мы поняли, что очутились в настоящем бурном и изменчивом культурном процессе, который сейчас охватывает Дагестан, настоящем вихре – социальные структуры, ценности, нормы, предпочтения, культурные и социальные тренды меняются, развиваются, рождаются и умирают чуть ли не на глазах, причем от небольших изменений, например, бурного развития культуры кофеен, до тектонических, имеющих очень долгосрочные последствия, например, изменения в культуре. А значит ответственность перед нами стоит огромная – то, что можно прочитать о жизни Сулейман-Стальского района из источников всего лишь пятилетней давности может уже не иметь никакого отношения к тому, чем и как живет район сегодня, и уж тем более к тому, чем он будет жить в перспективе ближайших пяти-десяти лет.

Для того чтобы добиться по-настоящему глубокого понимания мы, конечно, не ограничивались только интервью и беседами с жителями района, мы старались буквально погрузиться в реалии [жизнь] района, хоть немного ее “прожить”, прочувствовать на себе, насколько это вообще возможно. Вникая в специфику местного “третьего сектора”, мы вместе с волонтерами и представителями благотворительных фондов раздавали школьные портфели местным многодетным семьям и вручали книжные коллекции сельским библиотекам, стараясь понять интересы и жизненные ориентиры молодого поколения – вели дополнительные занятия для школьников, пытаясь вникнуть в то, чем сегодня живет местная религиозная община, – жили в здании местного медресе, для того чтобы лучше понимать потребности и сценарии досуга, которые есть у современных селян, – не только говорили с ними об этом, но и проводили вместе с ними этот самый досуг» – добавляет руководитель отдела вовлечения ATLAS Александр Стрепетов 

Помимо сбора информации для анализа такой подход позволяет сформировать всепроникающие личные, неформальные связи и понять связи внутри сельских сообществ. Это большой актив и дополнительная точка опоры с точки зрения реализации мастер-плана.

В отличие от академических коллег, полевая работа которых завершается тем или иным видом текстового отчета о проведенном исследовании, готовящемся для других ученых, работа прикладного антрополога, участвующего в разработке стратегических документов территориального планирования в составе междисциплинарной команды, здесь, по сути, только начинается. Роль антрополога в дальнейшем процессе разработки мастер-плана и Видения – это роль проводника в мир ценностей и жизненных ориентиров сообщества, на благо которого, в конечном счете, направлен документ. Однако важно никогда не забывать, как считает Стрепетов, что каким бы качественным и глубоким ни было бы твое исследование, каким бы экспертом по жизни местного сообщества ты бы себя ни ощущал – последнее слово всегда останется за местными жителями, теми, для кого эта земля – своя.

Напомним, бюро ATLAS при поддержке Благотворительного фонда «Умуд» совместно с Администрацией Сулейман-Стальского района разрабатывает мастер-план пяти сел: Касумкента, Ашага-Стала, Орта-Стала, Юхари-Стала и Куркента. Мастер-план состоит из комплексного анализа территории, видения пространственного развития, схемы благоустройства и архитектурного регламента с элементами дизайн-кода. Узнать больше о первом в России мастер-плане сельской агломерации можно на странице ruralagglomeration.buroatlas.com.


Автор: Иера Рамазанова


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Кантчкул:

    Какой глубокий подход. С ним можно все преобразить таким образом, чтобы почти все остались довольны.