Кризис в Дагестане: рецепты Москвы и задачи по долгосрочному развитию

1

В Пятигорске 15 июня премьер России Михаил Мишустин провел совещание Правительства РФ по вопросам развития СКФО. 24 июня в Махачкале под началом Сергея Меликова состоялось заседание Совета при Главе Дагестана по стратегическому развитию и проектной деятельности, которое было посвящено вопросу «О Стратегии социально-экономического развития РД до 2030 года». На вопросы РИА Дербент об итогах совещаний и перспективах экономического развития республики ответил Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД.

Как Вы оцениваете итоги совещания Правительства РФ по вопросам развития СКФО, проведенного премьером РФ Михаилом Мишустиным?

– Критический тон, прозвучавший из уст Мишустина на совещании, может пойти только в пользу развития. Подробный анализ подпрограммы по СКФО ранее был сделан экономистом Фадиком Мугуловым. Премьер Мишустин заявил о формировании новой стратегии развития СКФО и необходимости смены модели экономического развития Северного Кавказа. По итогам совещания поручено до 10 июля разработать модели экономического развития регионов Северного Кавказа, обеспечивающие наращивание их экономического и экспортного потенциала. Далее, завершить разработку модели государственной поддержки инвестиционной привлекательности субъектов и системы мер по снижению доли теневой экономики.

До 1 сентября в регионах СКФО должны быть проведены выездные совещания по вопросам экономического развития с участием вице-премьеров. До 1 октября необходимо направить предложения по включению планов первоочередных мероприятий и объектов, направленных на развитие отдельных территорий СКФО, в формируемую государственную программу развития СКФО, предусмотрев необходимый объём финансирования из средств федерального бюджета. Кроме того, поручено обеспечить разработку комплексных программ модернизации коммунальной инфраструктуры, провести техническое обследование систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, создать единые государственные расчётные центры на территории регионов.

Согласны ли Вы с утверждением, что именно туризм должен стать опорным направлением для экономики СКФО?

– Я бы назвал туризм одним из перспективных направлений. Процессы дальнейшей диверсификации экономики, а также определения специализации должны, прорабатываться прежде всего на уровне субъектов. Они являются настолько разными, что нельзя навязывать всем одинаковые модели. Для развития туристической индустрии на Северном Кавказе есть все условия: естественные конкурентные преимущества, близость территории для многих регионов страны, доступность услуг. Новый импульс отрасли связывают с нацпроектом «Туризм и индустрия гостеприимства».

В Стратегии-2030 РД проектируются пять перспективных туристических кластеров. Организация кластеров связана с масштабными земельными вопросами в муниципалитетах – правительственные предложения и проекты по развитию туризма не всегда могут совпадать с перспективным планированием муниципалитетов, включая их генеральные планы, которые, кстати, не у всех муниципалитетов имеются.

Поэтому прежде всего необходимо решить земельные вопросы и не допускать конфликты на этой почве. Это касается и проектируемых 7 центров экономического роста – в муниципалитетах, имеющих высокий уровень конфликтов и рисков, создается токсичная инвестиционная среда. А планирование и проектирование на межмуниципальном уровне невозможно в принципе. Соответственно, затруднены дополнительные программы, проекты и инвестиции, господдержка в части софинансирования проектов.

Мишустин раскритиковал институты развития, работающие в СКФО. Какова их судьба? Что пришло им на смену? Заметны ли улучшения?

– На базе ОАО «Курорты Северного Кавказа» в декабре 2020 года создан новый институт развития АО «Корпорация Туризм. РФ». В текущем году еще рано говорить об улучшениях, программа корпорации на стадии обоснования. Согласно положениям Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, в субъектах федерации должны быть усилены действующие институты (они слабые по сравнению с задачами на перспективу) и созданы новые. В проекте Стратегии-2030 они предложены.

Учитывая низкий уровень инвестиций в РД, в целях привлечения инвестиций мы предложили создать постоянно действующую профессиональную и независимую Инвестиционную группу по структурированию инвестиционных программ и проектов, интегрированную на уровне правительства РФ, федеральных институтов развития, российских и мировых инвестиционных фондов, корпораций. Ее работа будет вестись с использованием системы государственно-частного партнерства и концессий. Позже, создать Инвестиционный фонд РД: институт реализации Стратегии, развития Махачкалинской агломерации, содействия инвестиционным программам муниципалитетов.

Что могли бы отметить по итогам заседания Совета при Главе РД по стратегическому развитию и проектной деятельности в Дагестане по вопросу «О Стратегии социально-экономического развития РД до 2030 года»?

– Мой доклад касался основных подходов к разработке, стратегических задач и направлений долгосрочного развития Дагестана. Как и в предыдущие годы, торможение развития Дагестана обусловлено недостаточными ресурсами и компетенциями, в связи с чем, затруднено качественное планирование. Обсуждались вопросы завершения первой редакции проекта Стратегии-2030, имеющихся ограничений и необходимости подготовительного периода до начала ее реализации, например, систематизации активов.

Первый срез: систематизация активов в целях «посадки на территорию» проектов стратегического развития. Однако отсутствует институт, нет реестра объектов имущества, нет оценки, не запланированы методика, механизм и параметры проведения оценочной деятельности. В остальных субъектах СКФО эти процессы уже на завершающей стадии.

Второе направление: предстоит инвентаризация земельно-имущественного комплекса, определение границ муниципалитетов, верификация данных и иное множество вопросов в этом блоке. И эти вопросы также нуждаются в определении нового регламента и органа исполнительной власти, ответственного за его исполнение. Проведенная недавно некачественная кадастровая оценка только ухудшила ситуацию, но и теперь мы ни структурно, ни институционально не готовы к планируемой до 2023 года оценке.

Третий срез: формирование налогооблагаемой базы РД. Проблемы кроются прежде всего в механизме формирования налогов на уровне муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций. Речь идет об актуализации и поэтапной легализации этой сферы.

Стратегия-2030 РД формируется в сложных условиях. Насколько проект способен определить новый вектор долгосрочного развития республики? 

– Стратегия-2030 определяет развитие Дагестана не только на ближайшие 10 лет, но распространяется и на 2030-2040 годы. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года определяет понятие “геостратегическая территория РФ” – территория в границах одного или нескольких субъектов РФ, имеющая существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности РФ, характеризующаяся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности.

Республика Дагестан включена в перечень приоритетных геостратегических территорий РФ. В связи с этим, необходимо в корне пересмотреть подходы к пространственному планированию, уровню развития инфраструктуры и экономическому развитию Дагестана. В проекте Стратегии нами предложен раздел «Республика Дагестан – приоритетная геостратегическая территория РФ». Считаю, что все содержание Стратегии и Схему территориального планирования необходимо выстроить в соответствии с этим важнейшим понятием.

Если вкратце, вырабатывается парадигма-2030 РД. Политика военных конфликтов западных государств на сопредельных с нами территориях, попытки геостратегического давления в Каспийском бассейне отражаются у нас в высоких рисках/низком уровне инвестиций. В силу этого мы просто обязаны во взаимодействии с федеральным центром найти пути решения комплексного развития территории, ликвидации инфраструктурных ограничений федерального уровня для того, чтобы быть развитым регионом РФ. А без сильной экономики и сбалансированного пространственного развития этого достичь невозможно.

– Сергей Меликов 25 июня в ходе посещения нескольких муниципалитетов на севере Дагестана принял ряд решений, в частности, по развитию Ногайского района. Как развитие северной зоны республики отражено в проекте Стратегии-2030?

– В связи с непростой ситуацией в северной зоне республики в проекте Стратегии-2030 предложен раздел «Восстановление экологического и хозяйственного баланса северной зоны», включающий соответствующие программы и стратегические проекты. Работа по Ногайскому району продолжается.

Вопрос земель отгонного животноводства, площадь которых составляет 1 млн 726 тысяч гектаров, то есть третью часть территории республики, прорабатывается особо. По нашему мнению, нуждается в срочной инвентаризации и определении/создании конкретного органа или службы, состоящего из квалифицированных специалистов, которые представят экспертную Справку и предложения Главе республики для внесения изменений в закон РД «О землях отгонного животноводства». Работу необходимо провести с учетом мнения населения этой территории и органов представительной власти.

При реализации Стратегии-2030 предстоят огромные затраты в продолжительном периоде развития. Есть ли понимание необходимых средств? Где взять деньги на реализацию программ и проектов?

– Однозначно необходимо использовать имеющиеся активы, увеличивать собственные доходы и привлекать инвестиции. В то же время нужно активно использовать средства федерального бюджета: стоимость только одного направления Стратегии-2030 РФ «Агрессивное развитие инфраструктуры» до 2024 года составляет 2,9 трлн рублей.

Здесь предусмотрено и дополнительное финансирование создаваемых агломераций в размере 650 млрд рублей, готовится постановление правительства РФ о финансировании проектов устойчивого развития (они в проекте Стратегии-2030 РД представлены достаточно широко). Регионы, которые своевременно обоснуют и представят такие проекты, получат дополнительное финансирование федерального центра. Лучшее обоснование – Стратегия-2030 РД.

Предложений дополнительного бюджетного финансирования регионов множество – как и проектно-инвестиционных предложений институтов развития на льготных условиях. Преодолеть барьер республиканского правительства и муниципалитетов крупным проектам сложно, кроме того, имеются земельные и инфраструктурные ограничения. По этим причинам республика не получает дополнительное бюджетное финансирование из федерального центра и крупные частные инвестиции. Следствием этого стало то, что многие проекты не состоялись.

А каким образом преодолеть огромное отставание, финансировать реализацию стратегических задач РД, новые программы и проекты? Только создание 300 тысяч новых рабочих мест за 10 лет – это инвестиции на уровне примерно 1 трлн рублей. Сотни миллиардов затрат требуется на приведение в нормативное состояние инфраструктуры огромной территории Махачкалинской агломерации. Решение проблем северной зоны, инфраструктурные проекты дорожного комплекса, энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения РД – тоже сотни и сотни миллиардов рублей. Мы вырабатываем решения, модели, схемы, проекты развития республики на перспективу, находим эффективные механизмы реализации, источники финансирования и конкретных заинтересованных инвесторов. Именно в этом смысл Стратегии-2030 и совместной работы с правительством.

Сергей Меликов на днях выступил с серьезным заявлением, признав наличие кризиса в Дагестане. Есть ли у республиканского правительства понимание кризисной ситуации и сложности задач? Насколько удается обеспечить взаимодействие правительства, муниципалитетов, бизнеса и экспертов в целях преодоления кризиса?

– Пока это взаимодействие очень слабое. В целях развития должен сформироваться конгломерат правительства, муниципальных образований, бизнес кругов и экспертного сообщества. В ходе своего доклада я поддержал Сергея Алимовича, поскольку признание кризиса – это лучшее, что можно сделать для его преодоления. Хотя кризис, все-таки, понятие краткосрочное, а наша ситуация намного хуже – в РД продолжительный застойный период, начавшийся в 2013 году. Поэтому перед экспертами стоит задача – предложить пути его преодоления. По множеству проблем и направлений, мы уже предложили свои подходы и проекты решений. Надеюсь, совместными усилиями завершим разработку Стратегии, а через ее реализацию сможем изменить вектор социально-экономического развития Дагестана.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Омар:

    В Дагестан пришёл большой бизнес, зарегистрированный в Москве . Инвестиции вроде в проектах , но опять же с позволения и удовлетворения аппетита московских . Строительный бизнес спал,  перерабатывающая отрасль с/х в кризисе, транспортные перевозки тоже на спаде. Туризм? Ну , про промышленность стоит только молитвы  читать как над усопщим. Кого вы обманывете!? Специалисты есть. Неплохие. Но они е в Дагестане не будут работать. Когда Москва, где за пять лет раз меняет асфальт, который в Махачкале ещё прослужил  бы 15 лет, им платит в три раза больше за тот же труд из налогов  зарегистрировавщихся  "алигаторов"- долларовых миллиардеров.