Госпрограмма РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»: жертва кризиса и бюрократии

0

В декабре 2019 года Счетная палата РФ провела Стратегическую сессии «О приоритетах развития Северного Кавказа» по итогам проверки выполнения госпрограмм на территории СКФО, проведенных ею в 2018-2019 гг. Со стороны СП на сессии было заявлено, что меры государственной поддержки СКФО за последние годы не обеспечили ему опережающих темпов социально-экономического развития, комплексного решения вопросов, связанных с созданием условий для социально-экономического развития региона: «пока не удалось переломить тенденцию отставания в таких показателях как индекс промышленного производства, ВРП на душу населения, темпы роста жилищного строительства, уровень безработицы и темп роста реальных денежных доходов»; различные преференциальные режимы и льготы, применяемые на территории региона, «не обеспечили приток инвестиций и новые рабочие места»; «не реализованы предусмотренные «Стратегией Северного Кавказа» инвестиционные проекты – строительство промышленных объектов, школ, лечебно-оздоровительных комплексов». При этом А.Кудрин, председатель СП РФ, подчеркнул: «Для качественного роста экономики СКФО необходимы дополнительные структурные меры. Новому составу Правительства предстоит большая работа в этом направлении».

«Применяемые меры государственной поддержки Северного Кавказа фрагментарны, на ситуацию в целом они не влияют… Программу развития Северного Кавказа надо пересматривать», – в целом с оценкой положения в регионе на стратегической сессии согласился и заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, председатель Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО Ю.Трутнев.

В то же время, Министерство по делам Северного Кавказа (министр С.Чеботарев) как ответственный исполнитель госпрограммы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 г (далее – Госпрограмма №35 или ГП 35, утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 309), подведя итоги работы ведомства в 2019 году (накануне публикации на сайте Кремля указа Президента РФ о расформировании министерства), назвало эффективной реализацию мероприятий в рамках государственной программы развития СКФО. Министерство, помимо реализации госпрограммы развития СКФО, курировало эксперимент с курортным сбором в четырех регионах России, управляло Корпорацией развития Северного Кавказа (КРСК), в лице министерства государство являлось основным акционером компании “Курорты Северного Кавказа”, отвечающей за туристско-рекреационные особые экономические зоны в округе. Сотрудники ведомства занимались разработкой Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне и возглавляли межведомственную группу, которая отбирала инвестпроекты, получавшие бюджетное финансирование в рамках госпрограммы. Результаты работы министерства по этим направлениям также были провальными (согласно проверкам СП РФ) даже на слабом общем фоне Правительства Д.Медведева, поэтому его ликвидация была закономерной с передачей соответствующих функций ведомства Министерству экономического развития РФ. В Минэкономразвития это направление сейчас курирует М.Бабич – первый заместитель Министра экономического развития РФ, который в настоящее время является также заместителем председателя Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО.

В марте 2020 года полномочный представитель Президента РФ в СКФО Ю.Чайка отметил, что «будущее Северного Кавказа мы на постоянной основе обсуждаем с членами Правительства РФ. Инициативы по созданию в округе благоприятного инвестиционного климата, модернизации систем топливно-энергетического комплекса, введению высокотехнологичных систем мониторинга и контроля за ходом реализации национальных проектов и многие другие уже находят серьезную поддержку у федеральных министров… Установлено деловое взаимодействие с Правительством РФ, где в настоящее время рассматривается ряд вопросов, направленных на приоритетное развитие Северного Кавказа.

В частности, Председателем Правительства РФ даны соответствующие указания Минэкономразвития России и ряду других федеральных органов исполнительной власти по подготовке и внесению в срок до 16 марта 2020 года в установленном порядке в Правительство РФ проекта постановления «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», предусматривающего приведение параметров госпрограммы в соответствие с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

После такой предыстории вопроса, анализа и жестких выводов по ситуации СП РФ, проведенной Стратегической сессии, соответствующих заявлений высокопоставленных официальных лиц РФ, а также передачи полномочий ответственного исполнителя по Госпрограмме №35 Министерству экономического развития РФ, должно было произойти кардинальное изменение подходов к развитию СКФО. Однако…

Правительство РФ уже 31 марта (в разгар входа в кризис!) приняло постановление №380 «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», а 1 апреля завершило формирование Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО в новом составе.

Как известно, государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» (далее – Госпрограмма № 35, ГП-35, Госпрограмма) и план ее реализации были утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 309. Она является одним из инструментов реализации утвержденной ранее стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 г.

Целью госпрограммы изначально было объявлено формирование условий для развития реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Достижение указанной цели предполагалось посредством решения следующих задач:

– стимулирование инвестиционной активности в Северо-Кавказском федеральном округе и привлечение капитала в экономику;

– создание современной туристической инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон в федеральном округе;

– увеличение числа мест в коллективных средствах размещения особо охраняемого эколого-курортного региона РФ – Кавказские Минеральные Воды;

– создание новых рабочих мест в конкурентоспособных отраслях экономики;

– обеспечение роста денежных доходов населения и снижения уровня безработицы;

– модернизация объектов образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения;

– обеспечение доступности для населения медицинской помощи на всех её этапах;

– обеспечение доступности для населения услуг дошкольного образования;

создание условий для увеличения доли обучающихся в общеобразовательных организациях, занимающихся в первую смену;

– создание условий для увеличения рождаемости и продолжительности жизни населения.

Согласно Программе бюджетные ассигнования из федерального бюджета в 2013-2025 годах должны были составить 264,3 млрд руб., а саму программу предполагалось реализовать в три этапа (условно):

2013-2015 гг. – первый этап (подготовительный, в настоящее время этап завершен), когда в приоритете меры преимущественно социального развития и инфраструктуры, завершение ранее реализовавшихся федеральных целевых программ по региону. Финансирование этапа в объеме 40,91 млрд руб.;

2016-2020 гг. – второй этап, когда в приоритете меры экономического развития и инфраструктурного обеспечения инвестиционных проектов. Запланированное финансирование этапа в объеме 67,92 млрд руб.;

2021-2025 гг. – третий этап – преимущественно развитие курортов СКФО, снижение объемов финансирования со стороны федерального бюджета, рост участия институтов развития, возвратность средств, а также активное привлечение частных инвестиций. Запланированное финансирование этапа – 155,47 млрд руб.

Программа с момента ее принятия 10 раз корректировалась, в основном, после утверждения очередного бюджета страны. Почти каждый раз эти корректировки приводили не только к изменению целевых ориентиров программы, но и к изменению или снижению величины целевых показателей, а также сроков их достижения – отодвигались с корректировкой соответствующих объемов финансирования. Кроме того, по «устоявшейся традиции» современной бюрократии, ежегодное фактическое исполнение программы оказывалось еще ниже утвержденных заданий.

Последние поправки, внесенные в программу 31 марта текущего года, в целом характеризуются следующими особенностями:

  1. Целевыми индикаторами и показателями программы заявлены:

объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов Программы по Северо-Кавказскому федеральному округу (млн. рублей);

количество созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы по Северо-Кавказскому федеральному округу (единиц);

количество туристов, посетивших курорты туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе (человек).

  1. Из состава ранее заявленных целевых индикаторов и показателей программы в результате поправок удалены:

общий объем инвестиций нарастающим итогом. Иначе явно была бы видна неприглядная картина хронического невыполнения программы за истекший период. Например, если судить по данным, официально размещенным в предыдущих редакциях Программы (см. «О достижении в 2018 году значений показателей (индикаторов) уровня государственных программ РФ», стр.80) – общий объем инвестиций накопленных за 2014-2017 гг., кроме бюджетных, составил всего около 2,0 млрд руб., против 9,0 млрд руб. по плану (план выполнен на 22,2%), а в 2018 году, когда имеется последний отчет о выполнении, – 10,1 млрд руб. против 14,3 млрд руб. по плану (выполнен на 70,6%);

количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в результате реализации мероприятий программы по Северо-Кавказскому федеральному округу нарастающим итогом (единиц). Программа провалена как в целом по стране, так и в округе – за 2014-2018 гг. создано всего 291 рабочих мест, вместо 944 мест по плану;

уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год по Северо-Кавказскому федеральному округу (процентов). Нет никаких разумных доводов для исключения этого показателя, поскольку безработица по региону не только не сокращается, а, наоборот, растет, и на момент принятия новой редакции программы, составляла по большинству субъектов выше 13%, а Республике Ингушетия – более 26%.

  1. Общий объем бюджетных ассигнований программы за период 2013-2025 гг. уменьшился с 264,48 млрд руб. до 175,73 млрд руб. или на 33,6% (88,75 млрд руб.).
  2. В последней редакции программы затраты федерального бюджета за период 2020-2025 гг. уменьшаются в 2,1 раза и суммарно запланированы в сумме 80,51 млрд руб. (вместо 169,08 млрд руб. ранее), в том числе:

2020 год – 14133,6 млн. рублей (увеличились на 519,7 млн. руб. или 3,7%);

2021 год – 13529,3 млн. рублей (уменьшились на 1,9 млн. руб. или 0,01%);

2022 год – 12039,2 млн. рублей (уменьшились на 31645,6 млн. руб.);

2023 год – 13603,7 млн. рублей (уменьшились на 19146,1 млн. руб.);

2024 год – 13600,0 млн. рублей (уменьшились на 19149,8 млн. руб.);

2025 год – 13600,0 млн. рублей (уменьшились на 19149,8 млн. руб.).

5.Ожидаемые результаты реализации Программы в последней ее редакции также претерпели изменения:

запланированный накопленный объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов по Северо-Кавказскому федеральному округу, уменьшился к 2020 году с 30,74 млрд руб. (перед поправками) до 10,72 млрд рублей (после поправок) или в 3 раза, а к 2025 году – соответственно, уменьшился с 192,41 млрд рублей до 49,76 млрд рублей или в 3,9 раз;

суммарное количество созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы по Северо-Кавказскому федеральному округу снижается к 2020 году с 6,8 тыс. до 1,7 тыс. рабочих мест (или в 4 раза), а к 2025 году – с 33,9 тыс. до 10,5 рабочих мест (или в 3,2 раза);

снята полностью задача создания высокопроизводительных рабочих мест в результате реализации мероприятий по Северо-Кавказскому федеральному округу к 2020 году до 2,2 тыс. рабочих мест, к 2025 году до 19,5 тыс. рабочих мест;

снята также задача снижения уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год по Северо-Кавказскому федеральному округу к 2020 году до 10,4 процента, к 2025 году до 9,2 процента (11,4% в настоящее время);

  1. При этом, суммарное количества туристов, посетивших курорты туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, должно достигнут к 2020 году 3,2 млн. человек (вместо 0,7 млн. человек в предыдущей редакции программы) – рост в 4,6 раза), а к 2025 году – 9,5 млн. человек (вместо 1,7 млн. человек), т.е. рост в 5,6 раза.

Для определения территориальной локализации соответствующих изменений нужен более подробный анализ его структурных изменений.

Государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 г состоит из 12 подпрограмм – 7 подпрограммам социально-экономического развития отдельных субъектов РФ в округе, а также следующие 5 подпрограмм:

«Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе»;

«Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод»;

«Обеспечение реализации государственной программы РФ “Развитие Северо-Кавказского федерального округа»;

«Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в Северо-Кавказском федеральном округе»;

«Поддержка инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа».

Изменения коснулись всех этих подпрограмм. При этом бюрократия не стала обременять себя особой ответственностью за решение застарелых проблем региона (в то же время, не забывая про собственные интересы):

  1. Упростились цели и задачи подпрограмм комплексного развития практически всех 7 регионов округа; исключены ряд целевых показателей, на которые указывал выше (общий объем инвестиций нарастающим итогом, создание высокопроизводительных рабочих мест, снижение уровня безработицы).

 

  1. Общий запланированный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета по всем подпрограммам развития субъектов округа на 2020 год составил 4,26 млрд руб. – увеличился на 0,62 млрд руб. по сравнению с предыдущей редакцией Программы, а на 2020-2025 гг.. планируется в сумме 22,12 млрд руб. (вместо ранее намеченных 140,17 млрд руб.) – соответственно, уменьшился в 6,34 раза. По субъектам:

  1. Суммарный объема инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограмм развития субъектов региона, будет доведен в 2020 году до 5,79 млрд руб. (вместо ранее намеченных 17,53 млрд руб.) – меньше в 3,03 раза, а в 2025 году до 29,08 млрд руб. (ранее намечалось 149,84 млрд руб.) – соответственно, уменьшился в 5,15 раза. Объем инвестиций по субъектам:

  1. Общее количества созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий в рамках подпрограмм развития субъектов к 2020 году достигнет 1374 единиц (против 3773 единиц до последней редакции Госпрограммы), – меньше в 2,75 раза, а к 2025 году планируется в 6728 ед. (против 29096 единиц) или меньше предыдущей редакции в 4,33 раза. По субъектам:

  1. Можно констатировать, что от подпрограмм социально-экономического развития субъектов СКФО в рамках Госпрограммы 35 остались только «ножки да рожки». Тем не менее, заявлено:

о реализации инвестиционных проектов, создание новых рабочих мест в отраслях экономики, проведении берегоукрепительных работ на реке Подкумок в районе ул. Промышленной г. Кисловодска и в районе ул. Шмидта г. Ессентуки Ставропольского края;

об обеспечении мероприятий по реконструкции и строительству учреждений здравоохранения, объектов спортивной и инженерной инфраструктуры, строительство берегоукрепительных сооружений, достижение уровня технической готовности реконструкции очистных сооружений канализации г. Беслана в 2020 году до 100 процентов в РСО-Алания;

о проведении мероприятий по снижению уровня безработицы в Республике Ингушетия, а также берегоукрепительных работ на реке Синий Камень в с.п. Средние Ачалуки Малгобекского района Республики Ингушетия;

о строительстве объектов инженерной инфраструктуры в Карачаево-Черкесской Республике;

о строительстве противолавинной галереи в Кабардино-Балкарской Республике;

в Республике Дагестан – о строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также о реализации мероприятий по переселению жителей сел Храх-Уба и Урьян-Уба Азербайджанской Республики на территорию Республики Дагестан, по созданию Ауховского района и развитию Новолакского района (достижение уровня технической готовности объектов по строительству наружных сетей канализации и канализационных очистных сооружений с. Тухчар и с. Новолакское в 2020 году до 100 процентов, а с. Чапаево и с. Новокули – в 2020 году до 6 процентов и в 2022 году до 100 процентов; об обеспечении мероприятий по строительству берегозащитной дамбы на правом берегу реки Ахты-чай у с. Ахты Ахтынского района, а также берегозащитных сооружений в пос. Шамхал Кировского района г. Махачкалы, на р. Акташ в с. Карланюрт Хасавюртовского района и р. Каралазургер для защиты с. Тлярош Чародинского района Республики Дагестан; о строительстве очистных сооружений канализации в г. Дербенте (достижение уровня технической готовности объекта до 100 процентов в 2022 году); о восстановлении жилья граждан, пострадавших в результате пожара в с. Тисси-Ахитли Цумадинского района;

в Чеченской Республике – о строительстве объектов транспортной инфраструктуры (достижение уровня технической готовности реконструкции моста через р. Сунжа в створе ул. Химзаводской в г. Грозный в 2020 году до 100 процентов).

  1. Наиболее существенные изменения произошли в параметрах подпрограммы «Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе». Для развития туризма и реализации соответствующих проектов планируется создание условий для привлечения инвестиций в развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе, обеспечение курортов туристического кластера развитой горнолыжной инфраструктурой, увеличение туристического потока на территорию Северо-Кавказского федерального округа.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с внесенными в подпрограмму изменениями при этом составит: 2016-2025 гг. – 51,67 млрд руб. (увеличивается на 16,46 млрд руб. или на 46,8%), в то числе:

2020 год – 4799,91 млн. рублей (без изменений);

2021 год – 4829,65 млн. рублей (-0,4 млн. руб.);

2022 год – 4831,40 млн. рублей (-6103,6 млн. руб.);

2023 год – 7523,71 млн. рублей (7523,71 млн. руб.);

2024 год – 7520, 0 млн. рублей (7520, 0 млн. руб.);

2025 год – 7520000 тыс. рублей (7520, 0 млн. руб.).

В 2020-2025 гг. бюджетное финансирование составляет 37,03 млрд руб. и увеличивается на те же самые 16,46 млрд руб. (на 80,0%).

Суммарный объем вложений, направленных резидентами на создание инвестиционных объектов туристического кластера, в 2020 году планируется в 3,0 млрд руб. (меньше на 50%), а в 2025 году – 14,9 млрд руб. (больше на 82,2%). Суммарное количества новых резидентов особой экономической зоны туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе в 2020 году будет доведен до 4 единиц и в 2025 году – до 29 единиц;

Количества рабочих мест, созданных резидентами на территории туристического кластера (накопленным итогом) составит 3107 единиц к 2020 году (увеличилось в 2,7 раза), а к 2025 году – 13071 единиц (рост в 2,7 раза).

Суммарная протяженность горнолыжных трасс на территории курортов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе к 2020 году составит 15,9 тыс. м (увеличена в 2,4 раза), а к 2025 году – 50,5 тыс. м (в 3,2 раза).

Количество ночевок в коллективных средствах размещения, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, к 2020 году планируется в 57,4 млн. человек (изменилось в 4 раз), к 2025 году – 128,6 млн.

Примечательно, что показатели общей выручки от продажи продукции, товаров и услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и (или) сумма доходов, полученных резидентами туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе в последней редакции исключены в качестве индикаторов оценки результатов выполнения подпрограммы.

Результаты реализации туристического направления в регионе в рамках Госпрограммы не раз подвергались критике, в том числе и со стороны СП РФ. Согласно отчета по проверке см. http://audit.gov.ru/upload/iblock/4f2/4f21a9b7b701c3bddfe82b9cb0b4902e.pdf), например, на 2019 год из пяти особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «на территории которых должны реализовываться проекты создания ТРК … поэтапное развитие осуществлялось только по ТРК «Архыз» (ОЭЗ Карачаево-Черкесской Республики), ТРК «Эльбрус» (ОЭЗ Кабардино-Балкарской Республики) и ТРК «Ведучи» (ОЭЗ Чеченской Республики), определенных Правительством РФ в качестве приоритетных. Развитие ТРК «Армхи» (Республика Ингушетия), ТРК «Матлас» и «Каспийский прибрежный кластер» (Республика Дагестан) не осуществлялось». Создание ОЭЗ ТРТ не повлияло на социально-экономическое развитие субъектов СКФО. Объем привлеченных резидентами в ОЭЗ инвестиций незначителен и составил 2 079,5 млн рублей (8,3 % от заявленного объема), или всего 6,5 % от объема бюджетных инвестиций.

  1. Параметры и сроки реализации подпрограммы «Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод» не изменились: на 2020-2021 гг. намечено завершить программу и использовать на реализацию намеченных мероприятий федеральных средств общей суммой 3,0 млрд рублей – по 1,5 млрд руб. ежегодно. Эти ресурсы будут направлены на развитие сети школ, детских дошкольных учреждений и создание условий для занятий физической культурой и спортом, благоустройство населенных пунктов.
  2. По подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы РФ “Развитие Северо-Кавказского федерального округа» федеральные средства планируются:

в 2020 году в сумме 0,47 млрд руб. и незначительно сокращаются (на 390 тыс. руб.) относительно затрат, предусмотренных предыдущей редакцией подпрограммы;

в 2020-2025 гг. – в сумме 1,42 млрд руб. (меньше 1,67 млрд руб. или на 54%).

Эта подпрограмма, конечно, должна вызвать закономерные вопросы, поскольку в качестве ожидаемых ее результатов запланированы ежегодная подготовка 5 отчетов и 2 нормативно-правовых актов. За 470-480 млн руб. ежегодно! Замечательный образец заботы бюрократии о своих интересах в такой незатейливой форме.

  1. После изменений, финансирование за счет федеральных бюджетных средств подпрограммы «Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в Северо-Кавказском федеральном округе» не изменилось и составляет по 80 млн. руб. ежегодно, а за 2020-2025 гг. суммарно 480 млн. руб. Весьма интересны, кажется, результаты, которые должны быть достигнуты при этом в запланированном периоде, относительно 2019 года: среднемесячная посещаемость комплексного информационного ресурса, посвященного Северо-Кавказскому федеральному округу, увеличится за период на 60 тыс. чел. – с 280 тыс. человек до 340 тыс. чел. в 2025 году (прибавка 1 чел. в год обойдется в 8000 руб.); индекс цитируемости материалов комплексного информационного ресурса, посвященного округу, увеличится с 9,5% до 12%; доля граждан РФ, регулярно получающих информацию о событиях в округе, возрастет с 52% до 56%; доля граждан РФ, регулярно получающих положительную информацию о событиях в округе, увеличится с 35% до 39%.
  2. Подпрограмма «Поддержка инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа» является новой подпрограммой в структуре Госпрограммы 35.Она, кажется, вобрала в себя из предыдущей редакции подпрограмму “Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализация инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа”. Ее целью заявлено:

содействие развитию промышленности, туризма и сельского хозяйства на территории Северо-Кавказского федерального округа, обеспечение потребности в трудовых ресурсах;

создание инновационного медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод;

привлечение инвестиций в развитие туристического кластера и создание новых предприятий на территории Северо-Кавказского федерального округа.

С учетом предусмотренных ранее средств, по подпрограмме планируются увеличение затрат федеральных бюджетных средств в 2016-2025 гг. с 18,59 млрд руб. до 29,31 млрд руб. или на 10,72 млрд руб. (57,7%), том числе в 2020 г – запланировано 3,03 млрд руб. (меньше на 99 млн. руб.), в 2020-2025 гг. – 16,46 млрд руб. (больше на 10,24 млрд руб. или в 2,65 раза)

В результате реализации программы прогнозируется:

число созданных рабочих мест в рамках инвестиционных проектов подпрограммы (нарастающим итогом) достигнет в 2020 году до 1668 единиц, в 2025 году до 2601 единицы;

увеличение объема инвестиций, заявленных в инвестиционных соглашениях о реализации проектов на площадках экономических и инвестиционных форумов (нарастающим итогом), достигнет в 2020 году до 40,0 млрд рублей, в 2022 году до 80,0 млрд рублей.

Последний критерий оценки, конечно, также вызывает вопросы, поскольку заявленные инвестиции – это не реальные инвестиции, которые до последнего времени составляли не более 10% от бюджетных инвестиций в регион по программе.

Таким образом, проанализировав все изменения в государственной программе РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» от 31.03.2020 года (говорят, что их проект был разработан под контролем первого замминистра экономического развития Михаила Бабича), можем констатировать следующее:

  1. Отсутствует ясная и последовательная государственная политика по развитию СКФО с учетом всех его особенностей и в их связке с текущими и долгосрочными интересами страны. Это видно было даже по первоначальному варианту госпрограммы, когда бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие субъектов РФ в СКФО были расписаны по принципу «всем сестрам по серьгам». Как можно, совершенно разным по численности населения, территории, местоположению, уровню развития, набору существующих проблем и т.п. субъектам планировать практически одинаковый объем финансирования по программе при решении совершенно разноплановых и разномасштабных задач?
  2. Несмотря на свое громкое название, после всех редакций, Программа является чисто бюрократическим документом, принятым ради галочки об исполнении, без связи с соответствующими федеральными и региональными стратегическими документами, что влечет в перспективе (как и прошедший период) риски не достижения установленных ими целей и задач.
  3. Программа – без создания условий комплексного решения социально-экономических проблем субъектов РФ в СКФО и привлечения инвестиций, как это было предусмотрено изначально при ее разработке, – переориентирована в основном на развитие туристско-рекреационного кластера с точечной локализацией соответствующих туристических объектов.
  4. В настоящее время, при беспрецедентном кризисе в стране и мире и неопределенности в будущем, сложно говорить как о развитии инфраструктуры туризма в запланированных последними изменениями масштабах, так и о росте количества туристов, посетивших курорты туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе к 2020 году в 4,6 раза (до 3,2 млн. чел.), а к 2025 году – 5,6 раза (до 9,5 млн. человек).

Ограничительные меры в связи с коронавирусом и предполагаемый жесткий характер протекания нынешнего кризиса будут иметь долгосрочные последствия, которые не будут благоприятствовать в ближайшие годы даже сохранению имеющегося турпотока в регионе, тем более в условиях конкуренции с курортами Краснодарского края и Крыма.

  1. Ресурсы, которые имеются и могут дополнительно появиться в ближайшие годы, следует направить преимущественно на восстановление, поддержку и развитие реального сектора, образования и здравоохранения и развитие инфраструктурных объектов, на развитие секторов экономики, которые обеспечат рабочие места и доходную базу бюджетов. Иначе нас ждет, как отметил эксперт и экономический обозреватель Николай Проценко, «типичный образец анклавной модернизации, за пределами которой остается все тот же депрессивный социальный пейзаж, что и прежде».
  2. Редактирование Программы в бюрократическом ключе стало возможным в условиях серьезной деградации системы управления и кадрового корпуса на региональном уровне (за некоторыми исключениями, которые находят возможности отстаивания своих коренных интересов), в том числе вследствие политики федеральных властей. Результатом является отсутствие стратегического целеполагания у управленческой элиты в регионах и способности определения путей их достижения, а также соответствующих проектных команд, которые способны формулировать, разрабатывать, отстаивать и реализовывать серьезные проекты социально-экономического развития.
  3. Из произошедшего необходимо извлечь уроки. Региональным властям в СКФО надо серьезно подготовиться к изменениям в программе в очередном цикле бюджетных изменений, а также к предстоящим корректировкам в стратегии развития округа. Предложения к проекту стратегии должны быть подготовлены летом, а документ в окончательном виде планируются утвердить к концу года.

 

Исполнительный директор ДРОО «Союз предпринимателей Дагестана», экономист Фадик Мугулов – специально для РИА «Дербент»

 


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


       

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение