Горячий сентябрь
013 сентября 2015 года в различных субъектах Российской Федерации пройдут выборы, на которых будет решаться судьба 13 глав регионов, одиннадцати составов законодательных органов субъектов страны, а также представительных органов власти в 25 региональных столицах (в числе которых Махачкала, Казань, Магас и пр.). Причём, как ожидается, список глав регионов, которым предстоит избираться в этом году, может быть существенно дополнен.
Непосредственно в Дагестане будут избираться 22 главы муниципалитетов, а также 28 гор- и райсобраний. Эти выборы пройдут по новым правилам, установленным республиканским законодательством и, как ожидается, произведут тихую революцию в системе муниципальной власти Дагестана, фактически подчинив её главе республики…
«Черновик» неоднократно писал, что, согласно поправкам, внесённым в законы РД, муниципальная власть в районах будет формироваться так: районное собрание депутатов будет состоять из глав сельских поселений, а также представителей от собраний сельских депутатов (по 1–3 человека от села, в зависимости от количества жителей в нём). Собрания депутатов в городах будут формироваться по-старому, путём голосования населением за партийные списки кандидатов. Глава МО будет избираться собранием депутатов МО из числа тех, кто прошёл конкурсную комиссию, на 50% состоящую из представителей главы Дагестана и на 50% – из представителей собрания соответствующего МО.
Точки конфликта
Практически все муниципалитеты, где пройдут выборы, можно назвать потенциально конфликтными точками. Однако наибольшая конфликтность, по оценкам «ЧК», ожидается в Махачкале, Буйнакске, а также Буйнакском и Дербентском районах. В Махачкале к участию в выборах могут выдвинуться четыре основные группы кандидатов:
1) сторонники экс-мэра столицы Саида Амирова (хоть и многочисленная, но довольно разрозненная группа);
2) сторонники руководителя ОПФР по РД Сагида Муртазалиева (слухи о его желании возглавить Махачкалу уже долгое время циркулируют в обществе и им никак не опровергаются, но и не подтверждаются);
3) сторонники и. о. главы администрации Махачкалы Магомеда Сулейманова (ему обещана поддержка главы РД на выборах);
4) сторонники… главы РД.
О последней группе кандидатов надо сказать немного подробней. Несмотря на обещанную Рамазаном Абдулатиповым всемерную поддержку на грядущих выборах Магомеду Сулейманову, одновременно с этим в адрес и. о. главы Махачкалы звучит довольно резкая критика: и. о. градоначальника вменяют в вину плохую уборку улиц, неразбериху в налогооблагаемой базе, отсутствие практических шагов в превращении столицы Дагестана в комфортный город. Аргументация же к тому, что наиболее ключевые должности в администрации дагестанской столицы заняты ставленниками главы Дагестана, которым трудно сделать какое-то замечание, во внимание не принимается. В этой ситуации многие проблемы Махачкалы, требующие срочного решения, стопорятся из-за невозможности градоначальника повлиять на своих подчинённых. Такая ситуация не может устраивать Сулейманова. В то же время оставлять Махачкалу без контроля не может и Абдулатипов. Его устраивает «глава без руля», так как сильный мэр столицы субъекта страны – это теоретически (традиционно) претендент на пост главы региона. Поэтому вполне логичным будет, если глава РД постарается напичкать своими сторонниками все три районных собрания Махачкалы. Как итог, на сентябрьских выборах мы, вполне возможно, увидим, как, стремясь не обидеть друг друга, будут конкурировать и продавливать своих кандидатов команды главы РД и Сулейманова. Напомним: для того чтобы рассматриваться в качестве кандидата в главы Махачкалы, претендент сначала должен стать депутатом одного из трёх районов столицы и затем – выдвинут из него в городское собрание.
Не исключено, что вокруг Сулейманова объединятся, образно говоря, даргинские силы (остатки команды экс-мэра Махачкалы Саида Амирова), выключенные из политической игры самими амировцами, но жаждущие некоего реванша. Команда Сагида Муртазалиева – одна из немногих, способных, несмотря на перемену в избирательном законодательстве, сохранить свои позиции в республике. Ожидается, что, как и раньше, Хасавюртовский, Кизлярский и Тарумовский районы будут в зоне влияния олимпионика. В Махачкале успех Муртазалиева будет зависеть от той команды, с которой он пойдёт на выборы: если это окажутся чрезмерно брутальные и полукриминальные личности, то Муртазалиева, несмотря на его личный ресурс и высокий позитивный рейтинг в молодёжной среде, ждёт провал. Из-за высокого накала политической борьбы и конкуренции выборы в собрания депутатов Махачкалы будут относительно честными, а это не позволит пройти во власть «некачественному материалу».
Отложенная проблема
Выборы пройдут, помимо Махачкалы, в Буйнакске, Даг. Огнях, Каспийске (там четвёртый месяц нет главы администрации!), Южно-Сухокумске, а также в целом ряде районов Дагестана. Чуть ли не во всех районах будут избираться главы и депутаты сельских поселений. Не следует ожидать выборов в Хасавюрте и Дербенте. Эти два равноудалённых от Махачкалы политических центра относительно недавно избрали своих глав МО, сформировали собрания депутатов, поэтому для дагестанской политики являются отложенной проблемой.
Проблемой неотложной является взаимосвязь земельного вопроса и избирательного процесса. Обретение землями отгонного животноводства нормального статуса, то есть включение их в состав равнинных муниципалитетов, может сказаться не только на нацсоставе и количественном представительстве депутатов в райсобраниях, но и вызвать явление сезонного отходничества горцев с равнины.
К выборам в Народное собрание Дагестана (а также депутатов Госдумы, которые пройдут по одномандатным округам и партийным спискам) вполне может появиться такое понятие как «избирательный туризм»: явление, когда проживающие и прописанные на равнине горцы будут в массовом порядке сниматься с регистрации и прописываться в родном районе для обеспечения явки населения и количества голосов за родного кандидата.
Главный вопрос
Тем временем образцом политического дисбаланса сегодня смело можно назвать Кулинский район, где исполнительная власть вошла в жёсткий клинч с местным представительным органом, а это неминуемо отражается на общей ситуации. Напомним, 16 сентября 2014 года был принят Закон РД «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов РД и избрания глав муниципальных образований РД». Тогда же депутаты проголосовали за роспуск представительного органа (собрание депутатов) МР «Кулинский район». В соответствии с первым законом, райсобрание должно собираться из глав сельских поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений. Число представителей от того или иного субъекта зависит от численности населения в нём.
«ЧК» ранее описывал юридический парадокс сложившейся ситуации (см. «Правовая ловушка выборов» №38 от 26.09.2014 г.). По первоначальной редакции закона глава МО может избираться только представительным органом МО из своего состава. Со дня вступления в силу закона, выборы депутатов не назначаются и не проводятся, а установленный нормативно-правовым актом порядок избрания глав МО применяется по истечении срока их полномочий, если они были избраны до вступления его в силу. Отдельно отметим, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть через 10 дней после принятия. Документ оговаривает, что в течение трёх месяцев со дня вступления его в силу уставы МО должны быть приведены в соответствие с «Законом об отмене выборов».
Таким образом, получается, что собрание депутатов распущено, а по старым правилам его сформировать запрещает закон, так как по новому порядку сначала нужно внести изменения в устав МО. Это входит только в полномочия представительного собрания (распущенного в случае с Кулинским районом). Между тем, по данным официального сайта Кулинского района, 19 января 2015 года прошла организационная сессия райсобрания депутатов. На повестку дня сессии были вынесены вопросы выбора председателя собрания, заместителя председателя, утверждение структуры муниципальной администрации и т. д. Председателем собрания назначен Гази Омаров, а заместителем – сын главы района Саида Сулейманова – Артур.
Автор сообщения отдельно отметил, что «глава района С. Г. Сулейманов… ознакомил всех (депутатов – «ЧК») с изменениями, внесёнными в закон о выборах». Это звучит несколько парадоксально, и дело не только в том, что нормативный акт больше четырёх лет не должен распространяться на Кулинский район. В телефонном разговоре Саид Сулейманов подтвердил формирование нового депутатского корпуса, добавив, что оно прошло в соответствии с «Законом об отмене выборов», то есть из глав сельских поселений и депутатов. Но в таком случае ставится под сомнение легитимность самого Сулейманова! Отметим, что в марте 2015 года были внесены поправки в нормативный акт, по которым глава МО избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса. Но на момент формирования собрания действовала старая редакция, по которой глава МО может избираться только представительным органом из своего состава, то есть из таких же депутатов. Правда, в сообщении о выборах главы не значилось ни слова.
– А от какого села вы являетесь депутатом?
– Я не являюсь депутатом, я глава района, всенародно избранный. –
Но по новому закону получается, что… – Для меня этот закон будет действовать в 2018 году.
(Фрагмент беседы корреспондента «ЧК» с Саидом Сулеймановым.) Во всей этой юридической чехарде и несостыковках было упущено одно из главных звеньев цепи. А именно – причина досрочного роспуска собрания. Официальная версия Лакской межрайонной прокуратуры, по словам прокурора Светозара Омарова, такова: «Было обращение от депутатов райсобрания в представительные органы Кулинского района о досрочном прекращении полномочий. Его рассмотрели, составили иск о бездействии, вынесли судебное решение и направили заявление на имя главы республики о роспуске». Всё началось с того, что в конце января 2014 года погиб председатель районного собрания Гамзат Гундалаев. «Через 30 дней после трагического события мы начали ходатайствовать о созыве внеочередного собрания, но попытки разбивались о запрет главы. Опираясь на законодательство, мы инициативной группой решили собрать депутатов, назначили место, дату. Приехала только эта группа, остальная часть, лояльная к главе, не явилась. Они просто отключили телефоны.
Из-за отсутствия большинства собрание не состоялось, так как не было бы правомочным», – рассказал «ЧК» экс-депутат районного собрания Марат Дадукубаев. В тот же день он обратился в прокуратуру с заявлением о бездействии депутатов, однако реакции не последовало. «Через некоторое время мне заместитель прокурора по Кулинскому району в случайном телефонном разговоре сказал, что готовится материал и собрание распускается. Причём роспуск затянули так, чтобы он не произошёл до срока в 60 дней до единого дня голосования, дабы не допустить новых народных выборов», – добавил Дадукубаев. Версия Саида Сулейманова иная. Он объяснил срыв собраний противостоянием внутри депутатского корпуса: «То одни, то другие не ходили. Связано это с тем, что у каждого свои интересы». В итоге вопрос затянулся до сентябрьской сессии НС РД, где был принят закон, упраздняющий народные выборы, а глава района так удачно интерпретировал его под себя.
Двойная бухгалтерия
«Через какое-то время после смерти бывшего председателя собрания его кабинет, где хранился архив документов, начали периодически открывать, подделывать бумаги. В результате пропали документы, в том числе последний протокол сессии от 26 декабря 2013 года», – рассказал источник. Причём, по его словам, после роспуска документы райсобрания были переданы в прокуратуру, но вместо реального протокола сессии с повесткой из 18 вопросов туда направили поддельный документ с одним вопросом. Также, судя по попавшим в «ЧК» документам, бездействие депутатов не помешало районной администрации активно переписывать местный бюджет. Решением собрания депутатов Кулинского муниципального района от 20 января 2014 года утверждается направление 3 млн рублей на дотации райфондов. Из них почти полмиллиона – на компенсацию за твёрдое топливо, 407 тысяч – в молодёжный центр, 520 тысяч – в отдел по молодёжной политике, 300 тысяч – в культурно-досуговый центр (КДЦ). Причём, по словам источника, это решение не было включено в повестку декабрьской сессии, а январская сессия к тому времени ещё не состоялась.
На молодёжный центр и отдел по молодёжной политике в сумме пришлось около миллиона рублей. Между тем, по нашим данным, эти структуры располагаются в одном кабинете, в бывшем здании Витас-банка. Причём возглавляют их родственники Саида Сулейманова – братья Али и Магомед Чариновы. Также решением от 9 апреля 2014 года вносятся существенные коррективы в бюджет района. Увеличены лимиты бюджетных ассигнований молодёжному центру – на 700 тысяч рублей. Выросло финансирование сельских поселений Вачи и Вихли (на 102 и 193 тысячи соответственно), а также денежная подпитка культурно-досугового центра (на 763 тысячи). Решением от 20 февраля декларируется повышение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 при расчёте налога на вменённый доход. Этот документ противоречит показателям, принятым в 2013 году на декабрьской сессии райсобрания.
Провалы и восходы
На этой неделе после кратковременного затишья вновь напомнил о себе Дербент, а именно активизировались центробежные силы, борющиеся за кресло главы администрации города. 15 мая истёк срок регистрации кандидатов на пост главы администрации Дербента. Ещё недавно основными игроками на этом поле считались отставной спикер городского собрания, замглавы города Мовсум Рагимов и действующий и. о. главы местной администрации Азади Рагимов. Однако текущая обстановка и события внесли свои коррективы, причём весьма неожиданные.
На прошлой неделе в Каспийске проходил чемпионат России по вольной борьбе. Для Дербента это событие имело принципиальное значение, но спортивными результатами соревнований здесь, скорее всего, интересовались в последнюю очередь. Дело в том, что в числе приглашённых на турнир высоких гостей был и председатель Совета старейшин Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России «АзеРос» Аббас Аббасов. Он, по нашим сведениям, помимо спортивного интереса, прилетел с дополнительной специальной миссией – попытаться уговорить главу Дагестана поддержать на должность главы администрации Дербента кандидатуру Мовсума Рагимова.
Но Абдулатипов, несмотря на весьма хорошие дружеские отношения с Аббасовым, не поддержал, чем изрядно расстроил Рагимова. До этой встречи шансы последнего возглавить горадминистрацию расценивались очень высоко, ибо лоббистские возможности Аббасова имеют реальную основу, но на этот раз вышла осечка. Вероятно, главной причиной провала стало не столько нежелание Абдулатипова видеть на этом посту Мовсума Рагимова, сколько то, что тот не смог сделать предложение, от которого невозможно было бы отказаться, видимо, полагая, что ему достаточно заручиться поддержкой влиятельного азербайджанца. Но ошибся. А Аббасов не стал настаивать.
«Дружбу» заказывали?
Изначально в избирательную комиссию были официально представлены имена шестерых кандидатов. Помимо, собственно, обоих Рагимовых, это Сергей Азимов, заместитель мэра по экономике, попавший в команду мэра Имама Яралиева по протекции своего одноклассника и экс-депутата Госдумы РФ Асанбубы Нюдюрбекова. Но он, по нашим данным, отказался от дальнейшей борьбы. Не исключено, что его присутствие в списке было связано с попыткой усиления другого соискателя должности – Аливсета Фарухова.
Надо отметить, что Фарухов – фигура лояльная Яралиеву, и если исходить из того, что шансы Мовсума Рагимова растаяли, то едва ли не единственная возможность сохранить в структуре администрации дуумвират «Яралиев – Фарухов». После «каспийского провала» Мовсума Рагимова резко, надо полагать, возросли шансы у другого Рагимова – Азади. Хотя он и был прислан в город главой республики, чтобы затем возглавил администрацию, эта процедура слишком затянулась, и он до сих пор числится в ранге и. о. Толчок был дан во время последнего визита в Дербент полпреда Президента РФ в СКФО Сергея Меликова, где он потребовал ускорить процесс выборов главы администрации. Надо ещё вспомнить, что Имаму Яралиеву пришлось пережить несколько недель достаточно жёсткого противостояния с республиканскими властями (в итоге это обернулось возбуждением в отношении него уголовного дела). Впрочем, все попытки юридического давления профессиональный юрист Яралиев отразил вполне эффективно, добившись отмены постановления о возбуждении дела. Тем не менее можно предположить, что мэр города сейчас не пожелает идти на дальнейшую эскалацию отношений с руководством республики.
Ещё несколько дней назад прикид кандидата носил и бывший начальник Дербентского РОВД Мамед Шахбазов, который, несмотря на возбуждённые ранее уголовные дела против него и его сына – следователя Дербентского ГОВД, не оставляет надежды занять какую-нибудь руководящую должность. Отметим, год назад во время политического шторма вокруг кресла главы Дербентского района Шахбазов попытался включиться в борьбу потенциальных претендентов, однако не потянул и взял паузу. По последним данным, он также снялся с дальнейшей гонки.
Самой неожиданной фигурой в данной политической эстафете можно с уверенностью назвать Текрара Ахмедова, заместителя министра по национальной политике Дагестана и по совместительству директора ГБУ РД «Дом дружбы», который также выставил свою кандидатуру. Но сделал он это, если верить нашим источникам, в помощь Азади Рагимову и по настоятельной просьбе из Белдома. Впрочем, есть и иное мнение, согласно которому Азади Рагимов, проработав несколько месяцев, оставит своё кресло и вновь сменит прописку на махачкалинскую, назначив на своё место Текрара Ахмедова.
Госдума через год?
Градус политической борьбы в Дагестане может добавить и обсуждаемая на федеральном уровне инициатива по объединению выборов в законодательные собрания ряда субъектов страны с намеченными на 2016 год выборами в Госдуму. (В поддержку такого шага уже высказался спикер Госдумы Сергей Нарышкин.) К примеру, в Дагестане в 2016 году должен будет сформироваться новый состав (VI созыв) Народного собрания республики. (В марте 2016 года истекает срок полномочий НС РД, который, в случае переноса выборов в Госдуму на сентябрь или декабрь 2016 года, может быть продлён до дня голосования.) Аргументов в пользу объединения выборов много. «Черновик» попросил прокомментировать ситуацию известных российских политологов и политтехнологов. По мнению политтехнолога Руслана Модина, сдвиг выборов в Госдуму на март или сентябрь объясняется не только очевидной экономией бюджетных средств, но и ожидаемо низкой явкой населения. «Занижение естественной явки населения всегда срабатывает в пользу «партии власти» и позволяет эффективно осуществить её привод в Госдуму или же заксобрания. Эта модель, к примеру, давно успешно работает в Европе и США», – говорит Модин. К числу факторов, могущих поспособствовать переносу выборов, относится нестабильная внешнеполитическая ситуация, при которой «каждый месяц задержки становится непредсказуемым». В то же время ни перенос выборов на год вперёд, ни нестабильность внешнеполитического курса страны, утверждает Модин, не повлечёт обострения политической борьбы на выборах и расклад политических сил в Госдуме серьёзно не изменит. «Апатия в оппозиционных кругах и их патологическое нежелание доводить дело до конца, бестолковые юристы и засилье дилетантов, к сожалению, не позволят им выступить заметной силой. Внешнеполитическая нестабильность, её усугубление может только усилить позиции власти. Главное, чтобы власть не допустила фатальных ошибок и вместо выдвижения маргинальных спикеров (байкеров, представителей казачества, сомнительных героев военных конфликтов, артистов и т. п.) ответила на запрос электората на экспертное представительство, – считает эксперт, хотя сомневается, что, к примеру, в администрации президента России (АПР) осознают запросы голосующего населения. – Компетенции людей, ответственных за внутреннюю политику в АПР, мягко говоря, вызывают сильные сомнения и скептицизм. В то время как кадровые назначения, к примеру, в Общероссийском народном фронте, вопросов у экспертного сообщества не вызывают. Такая репутация сотрудников Управления внутренней политики АПР напрямую касается куратора этого направления Вячеслава Володина (первый замглавы АПР – «ЧК»). Предполагаю, что эти факторы вызовут ряд конфликтов между региональными элитами и АПР в период согласования списков кандидатов. Некоторые из них возникают уже сейчас, как, к примеру, несогласованность действий «Единой России», АПР и ОНФ, губернатора, мэра и местных элит в Новосибирской области. А эти конфликты не скрыть…»
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко считает бессмысленным проводить выборы в законодательные собрания, а затем и в Госдуму внахлёст – сначала в сентябре, а затем в декабре. «Идея объединения выборов правильная, позволяет экономить бюджетные средства», – говорит Минченко. Он ожидает обострение политической борьбы в тех субъектах РФ, где выборы в Госдуму и законодательные собрания совпадают, но не видит в этом ничего страшного. «Выборы – это и есть политическая борьба», – уверен политолог.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов считает, что объединённые выборы лучше всего провести в сентябре 2016 года. Тут не только экономия бюджетных средств, но и тот факт, что население уже привыкло к Единому дню голосования (во-первых) и (во-вторых) с трудом воспримет избирательную кампанию, которая будет непрерывно вестись с марта по декабрь. «У декабря тоже есть позитивные аспекты – дополнительная мобилизация избирателей (явка), соблюдение конституционных сроков… но сентябрь более оптимален», – считает политолог.
По мнению Орлова, выборы в Госдуму усилят представительство в парламенте «Единой России». Это может произойти за счёт депутатов-одномандатников. «Выборы депутатов-одномандатников – это, прежде всего, соревнование ресурсов, которыми располагают партии. Не административных ресурсов, а финансовых, информационных и так далее. Ясно, что «Единая Россия» располагает большими ресурсами и сможет привлечь в качестве кандидатов лидеров общественного мнения, тех, кого в обществе реально поддерживают. Вероятность прохождения в Госдуму сохраняется у КПРФ и ЛДПР. ‘‘Справедливая Россия’’ – под вопросом. Может пройти, может не пройти. Есть значительный общественный запрос на то, чтобы в Госдуме была представлена какая-либо правая или либеральная партия, но нет политической силы, способной этот запрос удовлетворить. Я думаю, что структура нового состава Госдумы будет похожа на нынешний, с некоторым увеличением доли ‘‘Единой России’’», – предполагает эксперт.
Автор «Индекса избираемости глав субъектов РФ», руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв тоже поддерживает идею объединения сентябрьских и декабрьских выборов, но считает, что выборы необходимо проводить всё же в декабре: «С точки зрения синергетического эффекта для партий, экономии как бюджетных, так и партийных средств объединение выборов – это правильно. Это, кроме того, на пользу партиям (малым и новичкам), у которых нет средств на две кампании. Если выборы не объединять, то в тех регионах, где пройдут выборы как в заксобрания, так и в Госдуму, у населения будет усталость от выборов, что скажется на явке, повлияет на легитимность выборного процесса. Поэтому понятен и главный аргумент объединения выборов: иначе партии, кандидаты в депутаты Госдумы одного региона окажутся в неравных условиях с партиями и кандидатами из другого региона, где местных выборов не было и, соответственно, население от выборов не устало. Я сторонник проведения выборов в декабре. В сентябре население ещё не сталкивается с теми проблемами, которые проявляются глубокой осенью или в декабре. Это проблемы начала отопительного сезона, ЖКХ, уборки улиц, неубранного снега и так далее. Проблемы, которые определяются сезонно-климатическим фактором и сказываются на социальном самочувствии избирателей, которое в сентябре выше (лучше), чем в декабре. Есть ещё один момент. В сентябре некоторые преимущества имеют старожилы, то есть те политики-кандидаты, которые уже раскручены. Летняя избирательная кампания – это кампания расслабленная. Лето – это мёртвый сезон. Людям не до выборов: одни на дачах, на грядках, другие просто отдыхают… Донесение любых месседжей летом намного проблематичней, чем осенью, это знает любой медийщик. Поэтому представителям от «партии власти» в сентябре немного легче, чем другим кандидатам. Именно поэтому есть смысл перенести выборы на декабрь, чтобы снять все вопросы о том, что власть создаёт удобные для себя условия. Ведь запас прочности у той же «Единой России» очень большой и, как показывают последние исследования, рейтинг партии хоть и не достигает путинских высот, но не падает, а растёт. Плюс к этому возможности находящегося на подъёме ОНФ, использование его площадки для праймериз… Поэтому если говорить о чистоте эксперимента и одинаковых условиях для всех, чтобы не подыгрывать никому, то выборы необходимо проводить в декабре. Власть должна быть заинтересована в том, чтобы снять всякие вопросы по поводу того, что она якобы чего-то боится и создаёт для себя дополнительные комфортные условия. Поэтому нужно было бы сейчас власти пойти по пути более трудному, парадоксальному, но при этом риски минимальные. На результатах голосования это мало отразится, думаю, это будут доли процента. Стоят ли эти доли процента вопроса о доверии к партии власти? Думаю, стоят. Данная проблема – проблема легитимации результата. Большинство населения в честные выборы не верит. Поэтому, когда есть такие настроения в обществе, власть должна идти путём, доказывающим честность выборов».
Госдума, да не та?
Напомним, что в Госдуме Дагестан представляют 12 депутатов (см. таблицу). Двое из них – Джамалдин Гасанов и Александр Кропачев – не представляют нашу республику напрямую. Гасанов в 2011 году избирался в Госдуму по Ростовской области от «Справедливой России». В 2008 году он избирался в Госдуму от ЛДПР, представляя Ставропольский край и Дагестан. Приходится племянником экс-мэру Махачкалы Саиду Амирову. Кропачев основные голоса собрал в Краснодарском крае, но де-юре, так как его избирательный округ охватывал ещё Ингушетию и Дагестан, он представляет дагестано-ингушских элдэпээровцев тоже. Раньше дагестанских депутатов было 13, но во время прихода в республику команды Рамазана Абдулатипова один мандат, принадлежащий спикеру НС РД Хизри Шихсаидову, был передан представителю Ленинградской области Светлане Журовой.
С учётом того, что выборы дагестанской части депутатов Госдумы всегда были под жёстким контролем руководства республики, уже в скором времени можно будет наблюдать активность, связанную как с подбором надёжных кандидатов, так и с предложением таковых со стороны различных политических сил. Пока же ясно одно: вряд ли мы увидим в списке депутатов, избранных от Дагестана, целый ряд известных фамилий. На ситуацию накладывается и такой момент, что половина Госдумы будет избираться через депутатов-одномандатников, следовательно, сильные и харизматичные политики, которые не могли пройти во власть через партийные списки, могут попытаться сделать это в 2016 году.
Серьёзным (внесистемным) фактором в этом плане может стать для республиканских властей ДРО «Справедливая Россия». Как заявил лидер этой партии, депутат Госдумы Сергей Миронов, он лично будет возглавлять в отдельных регионах партсписки кандидатов в заксобрания, во избежание административного давления и произвола местных избиркомов. Отметим, что от партии Миронова на выборы в Госдуму от Дагестана вполне могут выдвинуться не только Джамалдин Гасанов, но и его брат-единоросс Магомед-кади Гасанов. Сомнительно, что Абдулатипов или Шихсаидов (как руководитель ДРО ВВП «Единая Россия») поддержит амировское наследие. Тем не менее Гасановых можно считать влиятельными и умными лоббистами. К примеру, 17 мая в Госдуме в первом чтении был принят закон, согласно которому в УПК РФ предлагается внести поправки, лишающие преюдициального значения приговоры, вынесенные по делам, которые слушались в особом порядке (когда подсудимый признал вину), вынесенные в отношении тех, кто заключил сделку со следствием (ст. 316 и 317.7 УПК), а также дела, дознание по которым производилось в сокращённой форме (ст. 226.9 УПК). Законопроект год назад был внесён в Госдуму Сергеем Мироновым. Приблизительно в тот период, когда юристам Амирова стало понятно, что обвинение в отношении него, да и сам приговор экс-мэру будет строиться на основании признательных показаний Магомеда Абдулгалимова, согласившегося на сделку со следствием. Сейчас же эта поправка ждёт второго и третьего чтения… Скорее всего, в список поддерживаемых главой РД не попадут Ризван Курбанов и Умахан Умаханов. Последний, несмотря на то что является руководителем отделения ОНФ в Дагестане, должен будет приложить массу усилий, чтобы Абдулатипов забыл его претензии к нему по поводу Кизлярского коньячного завода, а также обращения в правоохранительные структуры.
http://chernovik.net/content/politika/goryachiy-sentyabr
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: