Ассимиляция непризнанных коренных народов как вектор национальной политики Дагестана

Заявление министра по нацполитике РД Татьяны Гамалей о том, что языки бесписьменных народов Дагестана находятся под угрозой исчезновения, говорит только о некомпетентности этого ведомства в сфере национальных отношений.

А на самом деле…

Вряд ли найдется хоть одна ботлихская, каратинская или андийская семья, где основным языком общения является русский или любой другой язык. Говорить не на своем языке дома или в среде своих соплеменников для представителей этих народов выглядит, по крайней мере, неестественно. То же самое могу с уверенностью сказать о багвалинцах и чамалинцах, ахвахцах и бежтинцах, годоберинцах и тиндинцах, хваршинах, цезах (дидойцах), гунзибцах и гинухцах. Думаю, кубачинцы, кайтагцы, арчибцы также хорошо владеют своими родными языками и в своей среде, как правило, общаются на своих родных языках.

Видимо, в министерстве даже не слышали о том, что на многих из этих бесписьменных языков изданы сотни книг, пишутся стихи, поэмы и другие произведения, издаются газеты.

А может, таким образом, министр хотела отчитаться перед республиканскими властями о завершении процесса ассимиляции поистине коренных малочисленных народов Дагестана? Ведь, главный вектор национальной политики нашей республики в последние четверть века, был направлен на унификацию этнического самосознания с целью ассимиляции поистине коренных малочисленных народов и образования крупных этносов. С этой целью было принято абсурдное Постановление Госсовета Республики Дагестан от 18.10.2000 года №191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан», который противоречит Федеральному Закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ.

Абсурдность и нелепость этого Постановления отчетливо проявляется в том, что даже народы, имеющие свою государственность и численность носителей от миллиона до десятков миллионов человек: русские, азербайджанцы и чеченцы, вдруг, по прихоти руководства РД, стали коренными малочисленными народами Дагестана.

Постановление преступно по своей сути, ибо направлено на принудительную ассимиляцию 16 коренных непризнанных народов Дагестана и, в современном мироустройстве такому нормативному акту не должно быть места. Но, тем не менее, указанное Постановление является «основным законом», определяющим главные принципы государственного управления и местного самоуправления в нашей республике. Негласные принципы соблюдения баланса национальных интересов или т.н. «нацквотирование» — это основа, на базе которой дагестанские политпроходимцы «разводили кремлевских лохов», добиваясь, каждый раз, учета своих личных интересов.

И вот теперь, в условиях подавления гражданских свобод, член кабмина, как бы рапортуя о выполнении главной задачи своего ведомства, заявляет об угрозе исчезновения языков непризнанных народов.

По словам министра, численность носителей этих исчезающих языков очень маленькая. Общая численность 16 непризнанных народов Дагестана составляет около 300 тысяч человек. А это 10% населения республики! Является ли этот показатель «очень маленьким», как утверждает министр?

Но самым большим преступлением властей против непризнанных народов является преподавание в качестве «родного», другого языка, не являющегося родным для детей из семей непризнанных народов. В аварском языке родной язык переводится как «рахьдал мацI», что означает «молочный язык» — язык, который ребенок получает вместе с материнским молоком, язык колыбельной песни, на котором мать молится Всевышнему за своих детей.

Дети еще не понимают, что преподаваемый им в качестве «родного» — это язык не его народа, а другого и, вырастая к урокам «родного» языка относятся также как и к русскому, английскому, немецкому, … которые просто необходимо изучать в рамках школьной программы. Можете ли себе представить состояние ботлихского, андийского, каратинского… первоклассника, когда учитель с первых же уроков говорит с ним на совершенно непонятном ему языке? Дети, благодаря всеобъемлющему влиянию телевидения, больше понимают русский язык, но ни слова на этих «родных» языках. Школа упорно навязывает сознанию ребенка, что этот непонятный язык для него является родным и впоследствии дети даже начинают верить в это, также как и в то, что тот язык, на котором мать пела ему колыбельную является всего лишь «диалектом» главного – титульного языка.

Муртуз Гасангаджиев,

представитель коренного малочисленного народа Дагестана «Буйхади» — Ботлихцы

 

http://kavpolit.com/blogs/botlihru/35144/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

9+



Метки: » »

Ассимиляция непризнанных коренных народов как вектор национальной политики Дагестана

11 комментария

  1. Почему в Дагестане нет движений с идеями:

    1) передела районов на национальные везде где только можно национальные кантоны по образцу Швейцарии и квотного представительства в смешанных кантонах — городах.

    2) пропорционального налога на истощающее землепользование кутанами — 

    3) строительства дорог местного значения (бюджетами районов) за счет наличных в раоне жителей для чего налоги с жителей кутанов собирать по месту фактического проживания

    4) организации компенсирующие выплат национальным обществам, земли которых изъяты и изымаются под кутаны

    5) укоренения существующих кутанов на равниназ с прекращением практики кктанов впредь как принципиально порочной

    Конечно, это может ущемить многих, но хоть как-то прояснить существующую мутную воду

    1+

  2. Гамалей Татьяна Владимировна по национальности русская, но, насколько мне известно, родилась и жила в Дагестане. Разумеется, в вопросах межнациональных отношений, национального многообразия в Дагестане она некомпетентна, поскольку по профессии является филологом и в политике оказалась случайно. У нас в Правительстве РД наверняка остальные столь же неквалифицированны в вопросах подконтрольных им министерств и ведомств. Я глубоко убежден, что каждый человек на таких серьезных позициях должен заниматься своим делом, а когда кесарь занимается врачеванием, а лекарь сбором налогов — получается не совсем то, чего ждет от них общество. Самое интересное, муж Гамалей является каратинцем по национальности, и удивительно, что она делает такие заявления. 

    1+

  3. Лучше моего родного гунзибского языка нет ничего хорошего для нас в аварском языке. Честь чего и ради чего мы и наши потомки должны изучать  этот для нас иностранный язык. Начиная от нас андиийцев……..кончая генухцев и т.д….пора положить конец нам этому элитному языку который принуждают нас изучать неблагодарные чиновники РД.  

    4+

  4. обычно русские ведомства поручают украинцам по происхождению делать нападки на Ислам и на языки малых народов. Поэтому ваша Гамалей скорее всего украинка.

    3+

  5. Муртуз, дружище! Я конечно признателен Вам, но это не мне нужно говорить спасибо. Это ВАШИ односельчане и ботлихцы должны ВАС благодарить за упорство и стремление к торжеству справедливости. То, что Вы делаете для своих соплеменников, дорогого стоит.  Мне, например, для того, чтобы написать тут пару строк и то не хватает ни времени, ни терпения. А Вашему терпению, заниматься тем, что Вы делаете, можно только позавидовать. Зря только Ваши сородичи не ценят это. Как правило, к сожалению, цену преданности своему делу и т.п. чаще всего познают по истечении какого то времени. Но время назад не повернёшь. Так что было бы не плохо, если бы Ваши соплеменники ценили Вас  СЕГОДНЯ за то, что Вы так усердно занимаетесь этим. Я, конечно, не судья, но если смотреть на это со стороны, то поведение Ваших соплеменников, которые не поддерживают Вас, по меньшей мере ВЫГЛЯДИТ СТРАННЫМ. Развивать тему, что наше "эксклюзивное"))  дагестанское богатство и отличается многообразием языков в том числе нет необходимости. Об этом знают все. Но удивляет то, что сами обладатели этого богатства не ценят того. Чтобы не уходить в глубокие дебры, хочется напомнить известное изречение:"ЕСЛИ САМ СЕБЯ НЕ БУДЕШЬ УВАЖАТЬ ТО НИКТО НИ БУДЕТ ТЕБЯ УВАЖАТЬ! Терпения, эдоровья и достижения Ваших ОБЩИХ целей!          P.S. Хочется отметит Вашу несгибаемую волю и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, которые нынче в очень БОЛЬШОМ ДЕФИЦИТЕ! Примером тому (непоследовательности) может послужит наш Гаджимурадыч, который с легкостью может менять не только идеологию, но и друзей!      И последнее. Муртуз, ещё хотелось бы отметит и своё скромное мнение; как мне кажется не бывает чамалинца аварского и наоборот, потому как есть чамалинец и аварец или буйхадинского аварца и наоборот, также как не бывает кубачинского даргинца и наоборот, рутульского цахурца и наоборот и так можно бесконечно привести примеров. Пока я тут думал написать, подоспел ещё и наш уважаемый Исмаил Черкесов, с чьим мнением которое вряд ли будет оспаривать любой здравомыслящий  человек. Респект Исмаилу тоже, за его стремления навести порядок у себя в районе!

    9+

  6. Уважаемый Муртуз, спасибо Вам за статью! Мне понятна Ваша боль, мы, ногайцы, тоже боремся за сохранение своего языка, за издание учебников ногайского языка. Удивляет отношение чиновников к проблеме сохранения языков малочисленных народов. Думаю, что такое же отношение не только к языкам народов Дагестана, но и всей страны. Неужели не понятно этим министрам и чиновникам поменьше рангом, что каждый язык, пусть на нём разговаривает всего 500 человек, это жемчужина, которую Россия может потерять?! Каждый язык, каждый, даже самый малочисленный, народ- это самобытная культура! С потерей каждого языка Россия теряет свою самобытность, своё богатство. Если не начать сейчас бережно относиться к исчезающим языкам, может дойти очередь и до русского языка, глоболизация потребует перехода на общий для землян язык, английский. Дагестанцы, учите своих детей родным языкам. Потеряем свои языки, потеряем будущее.

    5+

  7. Спасибо, Омар за понимание! Понимание, которое очень редко нахожу даже среди своих односельчан…

    Согласен, что глобализация неизбежна, но вопрос в том, каким каждый из нас войдет в новый, глобализованный социум? Можно легко отказаться от привычных и даже сакральных ценностей и принять "выгодные" чужие ценности, чтобы быть похожими на всех и стать второсортным представителем нового сообщества с доминированием "духовных скрепов" нового народа и новой культуры. Уверен, такие и их потомство в новом социуме очень легко скатятся в самое дно, т.к. в них генетически заложено предательство.

    А можно, сохраняя духовную силу своего народа, уважая и ценя историю и культуру своих предков… Я глубоко верю (как верят в Бога), что НАДО бороться до последнего за свой язык, историю и культуру своего народа. А, как говорил мой друг и великий каратинец Магомед Ахмеднабиев: "Язык последняя крепость сдаваемая народом!". 

     

    5+

  8. Уважаемый Муртуз. Вызывает уважение Ваша стойкость духа и терпение. Не слушайте тех провокаторов, которые говорят о неизбежности глобализма….. Да, глобализм неизбежен, но каждый народ имеет право, я бы даже сказал, обязан сохранить свою культуру, свою самобытность и т.д. Любой думающий человек понимает, что когда тот же АРГ говорит о необходимости сохранения культуры, единения и т.п. ЧТО он подразумевает. Когда они с трибун нам втюхивают разного рода искажённые понятия о национальном самосознании…., люди, слушающие эту ересь, хотя бы должны сопоставлять их слова с делами, я имею ввиду не принятие Закона предоставляющего гарантии прав коренным малочисленным народам РФ и делать соответствующие выводы. Так что Муртуз, Ваш вектор движения, как раз, находится в правильном направлении и Вы занимаетесь богоугодным и благородным делом. Остаётся только пожелать Вам попутного ветра.)))) А что касается  людей, не ценящих свой язык, то могу сказать, что каждый человек должен сделать вывод о том, что если он сегодня может предать свой язык, то завтра он может предать свой народ а посдезавтра и свою родину! На эту тему есть масса примеров "патриотизма", но об этом придётся писать долго.

    10+

  9. Она наверно казачка то ест русачка ей не надо головное боли об андийцах, дидойцах, каратинцах и другие  время свою отсидит и…..она должен и обязна протолкнут закон о языках в Даге. ТАТЯНА ВЛАДИМИРОВНА ОСТАВЬ ОТ СЕБЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОТ СЕБЕ ПАМЯТЬ НА ВЕКУ ВЕКОВ протолкните закон о языках В ДОБРОМ и ДРУЖНЫМ ДАГЕСТАНЕ!!!

    3+

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение