Зиявудин Магомедов и Сулейман Керимов столкнулись в порту. Поступило официальное опровержение о строительстве нефтяного терминала
0Вчера, 25 февраля, на сайте «Нефтегаз» появилось сообщение о начале завершающей стадии реализации проекта по строительству терминала в порту г. Махачкалы
силами Государственной нефтегазовой компании республики Дагестан (ГНКД). По информации компании, проектная мощность терминала по прокачке сырой нефти составит 5 млн т/год.
Нефтяной терминал, стоимостью 2,19 млрд рублей, будет введен в эксплуатацию в четвертом квартале 2016 г. По данным на 1 февраля 2016 г, объем привлеченных средств в проект составил 1,16 млрд рублей. Кроме того, также к концу 2016 года компания намерена завершить строительство 17-км нефтепровода от своего терминала до магистрального нефтепровода Баку-Новороссийск.
Однако, судя по сегодняшней реакции гендиректора ФГУП «Махачкалинского морского торгового порта» (ММТП) Ахмеда Гаджиева, отраженном уже на официальном сайте порта, данной сообщение и планы ГНКД оказались для них полной неожиданностью.
У нас строят только федералы
Судя по сделанному Гаджиевым опровержению, Дагестан ожидает новый скандал. Так, комментируя эти «новости» генеральный директор ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» Ахмед Гаджиев подчеркнул, что пока предприятие является федеральным унитарным, кроме средств федерального бюджета иные привлеченные средства в инфраструктуру порта вкладывать нельзя.
«Махачкалинский морской торговый порт только в конце января этого года решением правительства Российской Федерации включен в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2016 год. Кроме строительства морского пункта пропуска, начатого еще в прошлом году по Федеральной целевой программе, строительство новых объектов на территории порта в ближайшее время не запланировано и о планах строительства нового терминала в порту нам неизвестно. В настоящее время коллектив старейшего предприятия в соответствии с приказом Росимущества готовит порт к акционированию и работает в обычном режиме: занимается перевалкой нефти, зерна, строительных и других грузов. Сегодня главная задача коллектива порта – наращивание объемов грузооборота», — заявил генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Ахмед Гаджиев.
Магомедов и Сулейманов: логика и логистика
Порт должны приватизировать. Разговоры об этом идет давно, но в свете кризиса и планов российского правительства выставить на торги крупнейшие объекты госсобственности, приватизация Махачкалинского порта может быть ускорена. Возможно, с этим связано появление информации о начале «завершающего строительства» нефтетерминала, о котором не в курсе руководство порта.
Напомним, что гендиректор порта Ахмед Гаджиев приходится братом депутату Госдумы РФ Магомеду Гаджиеву, с которым дружен сенатор Сулейман Керимов. О его планах по участию в приватизации порта давно известно.
Ахмед Гаджиев
Сегодня монополистом по перевалке нефти в порту Махачкалы является компания «Дагнефтепродукт». Как сообщал РИА «Дербент», руководство «Транснефти» неоднократно выражало недовольство деятельностью «Дагнефтепродукта». Претензии предъявлялись как качеству нефти, поступающей с его нефтебазы (утверждалось, что в ней высокое содержание воды), так и к стабильности поставок.
Вероятно, владея этой информацией, Транснефть и ответственные инвесторы могли быть заинтересованы нарушить монополию «Дагнефтепродукта» и построить вблизи Махачкалинского порта собственную нефтеперевалочную базу. В частности, были обнародованы планы о строительстве нового узла учёта, мощностей по хранению 10 млн. тонн нефти и 3 млн. тонн нефтепродуктов в год, железнодорожной эстакаде.
Готовые объекты инвесторы предполагали передать в эксплуатацию структурам «Транснефти». Идею «Транснефти» первоначально (в первой половине 2014 года) поддерживали. Глава госкомпании Николай Токарев высказывался о перспективах участка магистрального нефтепровода «Махачкала – Новороссийск». Мол, в компанию обращаются желающие прокачивать нефть в Новороссийск именно через Махачкалу. В их числе – нидерландская Trafigura, один из крупнейших мировых нефтетрейдеров, которая предложила взять на себя консолидацию всех поставок туркменской нефти в Махачкалу.
Однако в конце мая этого года в интервью ТАСС глава «Транснефти» был менее оптимистичен. Николай Токарев заявил о неопределенности ресурсов, которые могут переваливаться через порт в Махачкале. Туркменская нефть перекачивается с тех пор, как в отношении Ирана действуют санкции. Казахстанцы предупредили о предстоящем снижении объемов. «Завтра будут сняты санкции с Ирана, и туркменские партнеры уйдут на Нэку, им так удобнее… Казахстанские партнеры сократят объем… Поэтому пока не спешим… пока пять с небольшим миллионов тонн мы через территорию Дагестана в направлении Новороссийска имеем», – сказал Токарев.
На тропе приватизации
Как утверждает журнал Forbes со ссылкой на источники в окружении Сулеймана Керимова, миллиардер сейчас присматривается к трем крупным госкомпаниям, от приватизации которых российское правительство рассчитывает выручить серьезные средства для пополнения бюджета. Речь идет об «Алросе» – крупнейшем алмазодобывающем предприятии страны, транспортной компании «Совкомфлот» и трубопроводной монополии АК «Транснефть». И если претендентом на «Алрос» Сулейман Керимов считался уже давно, то в ходе приватизации «Совкомфлота» и «Транснефти» его интересы могут пересечься с другим дагестанским олигархом – Зиявудином Магомедовым.
Стратегическая тройка Миноритарным акционером «Алроса», контрольный пакет акций которого принадлежит государству в лице Росимущества, Сулейман Кермов уже был. Однако в сентябре 2013 года он без объяснений продал свой пакет акций компании (0,5%), что было весьма неожиданно, поскольку «Алрос» планировал выход на IPO (первичное размещение акций). Тогда фондовые аналитики подсчитали, что на продаже акций «Алроса» Сулейман Керимов мог потерять не менее 28 млн долларов.
Незадолго до истории с «Уралкалием» известный журналист Олег Лурье, специализирующийся на расследованиях, выдвинул предположение, что в ходе кампании по массовой приватизации, идейным вдохновителем которой являлся на тот момент вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, «Алрос» достанется именно Сулейману Керимову. Однако два других актива, которые Forbes недавно записал за ним, а именно «Совкомфлот» и «Транснефть», предназначались, по версии Лурье, другому дагестанскому миллиардеру – Зиявудину Магомедову (группа «Сумма»).
Последнее предположение выглядело логично, поскольку с «Транснефтью» «Сумма» на паритетных началах владеет контрольным пакетом Новороссийского морского торгового порта, а «Совкомфлот» имеет прямое отношение к ключевому направлению деятельности холдинга Зиявудина Магомедова – транспорту и логистике.
1 февраля – процесс пошел
В то же время можно вспомнить, что менеджмент, близкий к Сулейману Керимову, контролирует Махачкалинский морской торговый порт – крупнейший российский пункт перевалки нефти на Каспии. О планах по скорейшей приватизации «Совкомфлота» было известно еще в прошлом году.
«Если земля не налетит на небесную ось, то мы ожидаем в 2016 году приватизацию “Совкомфлота”. Компания не под санкциями, юридически готова к приватизации», – заявил в декабре заместитель министра финансов Алексей Моисеев. На первом этапе планировалось приватизировать 25% компании минус одна акция, от продажи пакета правительство рассчитывало выручить 12 млрд рублей. Приватизацию «Траснефти» планировалось обсудить 1 февраля на совещании у президента Владимира Путина, посвященном распродаже государственных активов.
Незадолго до этого начальник управления Росимущества Виталий Сергейчук сообщил, что в правительство уже внесен проект указа о дополнительной эмиссии обыкновенных акций компании, после чего «Транснефть» разместит привилегированные акции на 30–50 млрд рублей. В результате у государства останется 100% обыкновенных (голосующих) акций «Транснефти», а госдоля в ее уставном капитале компании сократится с 78 до 75% плюс одна акция.
Однако на совещании 1 февраля, судя по списку его участников, опубликованному на официальном сайте президента, представители «Транснефти» не присутствовали. Зато в нем участвовали президент «Алроса» Сергей Жарков и генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк, что может косвенно свидетельствовать о подготовке именно этих компаний к скорейшей приватизации.
Али Гасанов
Для звонков, SMS-сообщений, отправки фото и видео посредством WhatsApp: +79634201548!
РИА «Дербент» в
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: