Язык мой враг – твой?
0Как национальное достояние стало угрозой национальной безопасности
Может ли лезгинский, кумыкский, даргинский или какой-либо другой из дагестанских языков подрывать государственные устои нашей страны, а начальная школа с обучением на дагестанских языках в сельских районах развалить российское государство?
Оказывается, да. Причем так думают не какие-то маргиналы националисты, а руководители языковых и литературных вузов и музеев, Председатель Госдумы и другие высокопоставленные персоны. Кажется невероятным? Тогда ознакомьтесь с проектом Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации и сомнения отпадут сами собой.
Забракованный труд
Сама идея Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации появилась благодаря инициативе Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина. Он возглавляет созданную в этой связи рабочую группу, объединяющую пять десятков экспертов, которая состоит из трех подгрупп. Руководителем подгруппы по проблемам преподавания литературы в общеобразовательных организациях является директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, во главе подгруппы по проблемам преподавания русского языка в общеобразовательных организациях стоит директор Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Александр Молдован, а третью, самую интересную для нас подгруппу – по проблемам преподавания русского языка в условиях ограниченной и иноязычной языковой среды возглавляет ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.
Под руководством данных экспертов и писалась данная Концепция. Как видно из регалий руководителей рабочей группы – это все очень серьезные люди, состоявшиеся специалисты. Но именно в этом и заключается беда, так как споры ксенофобии, как оказалось, проникли столь высоко, даже в академическую среду.
Существенные изъяны в проекте Концепции были обнаруженына слушаниях в Общественной Палате РФ, где ее попросту забраковали. Профессор кафедры славянских языков и методики их преподавания МПГУ Елизавета Хамраевой высказала мнение о провокационном характере ее отдельных пунктов, в частности, раздела «Особенности преподавания русского языка в условиях ограниченной русской среды». Кстати этот раздел в дальнейшем изменили на «Особенности преподавания русского языка как неродного и иностранного». Была переписана самая одиозная часть этого раздела, которая раньшезвучала так:
«Недостаточный уровень результатов ЕГЭ в школах тех регионов, где преподавание ведется не на русском языке, указывает на необходимость пересмотра существующих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях в условиях ограниченной русскоязычной среды».
О том, что данное положение не соответствует действительности , на прошедшем в Госсовете Республики Татарстан «круглом столе» сказал Директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) Леонид Московкин: «Никогда не видел российских школ с преподаванием на родном языке, где бы показатели ЕГЭ были ниже, чем в русскоязычных школах».
Дальше – хуже
Новая версия, предложенная взамен, стала объемней, но, что самое поразительное, еще более провокационной:
«Русский язык как язык образования играет важную роль в выравнивании стартовых позиций молодых граждан страны. Основной государственный экзамен и итоговая государственная аттестация (ОГЭ и ЕГЭ) предусмотрены только на русском языке, программы высшего образования также реализуются только на русском языке, в силу этого полноценное владение русским языком дает равные шансы на успешное прохождение государственных экзаменов, продолжение образования и трудоустройство.
Однако существующее положение дел свидетельствует о том, что не во всех регионах интегративная функция русского языка реализуется в полном объеме. Так, на сегодняшний день более 4 тыс. школ РФ дают образование не на русском языке, что ставит граждан России в неравные условия».
В ней объясняется, почему, по мнению составителей проекта, русский язык как язык образования должен обеспечить бóльшие шансы на послешкольное образование и трудовую занятость. Что, опять же противоречит сказанному выше оценке эксперта из РОПРЯЛ. Более того, имеющееся несоответствие Основному закону России ( Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 26 Конституции РФ), выраженное в том, что сдача госэкзаменов и программы высшего образования предусмотрены только на русском языке, создатели проекта считают нормой. Зато наличие школ с преподаванием на языках других народов России для них является аномалией!
Конституцию – в мусорный бак
А вот к каким последствиям (полужирным выделены добавленные пункты в поздней версии Концепции) это якобы может привести:
«Игнорирование данной проблемы неизбежно приведет к ситуации утраты языкового единства государства, усилению социального расслоения и нарастанию напряженности, что является прямой угрозой национальной безопасности».
Именно эта часть Концепции вызывала бурное негодование у многих экспертов, особенно в республиках.
«Если концепция сохранит свой злобный вектор против национальных школ, то это станет первым документом, призванным быть детонатором взрыва, который обрушит федеративные устои нашего государства. Угрозой национальной безопасности России являются не национальные школы, а такие концепции, которые сеют семена взаимного недоверия и межнационального раздора!», высказал свою позицию в письме Председателю Госдумы С.Е. Нарышкину директор Республиканского лицея г. Якутска, доктор физико-математических наук, депутат Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Иван Шамаев.
И подобную оценку высказывает все больше специалистов. Вызывает огромное удивление, что такой антиконституционный и взрывоопасный проект был одобрен не кем-то, а Председателем Госдумы – законодательного органа страны. Как вообще такое могло случиться?!
Языки народов России, которые не представляют никакой угрозу русскому языку, но тихо и все более ускоренно вымирают, вдруг были объявлены врагами нашего государства!
Вместо того, чтобы создать, наконец, реальные механизмы поддержки российских языков, позволяющие им согласно Конституции наравне с русским языком полноценно функционировать во всех сферах общественной и политической жизни в местах их распространения, данные языки (национальное достояние Российского государства – согласно федеральному закону) пытаются быстрее угробить. И этим занимаются сами законодатели и экспертное сообщество, обладающее соответствующими полномочиями.
Сам факт пренебрежительного, даже брезгливого отношения к языкам народов России показывает, что если в ближайшее время не будут внесены существенные коррективы на самом верху, то нашу страну ожидают серьезные проблемы. Открытая дискриминация по языковому и национальному признаку со стороны государства, к тому же нарушающая собственное законодательство, как наглядно демонстрируют события в соседней Украине, не может остаться безответной.
Амиль Саркаров
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: