Война мотивов: эксперты о конфронтации между Васильевым и главным казначеем Дагестана

11

На недавней сессии Народного собрания Дагестана депутаты приняли изменения в бюджет текущего года. Но главным событием стала публичная критика руководителя Дагестанского Управления Федерального Казначейства со стороны главы республики Владимира Васильева. В этой связи в СМИ и блогосфере возникла полемика вокруг личности Сайгидгусейна Магомедова. Его сторонники открыто заявляют, что глава УФК выявил нарушения в деятельности органов власти, утверждая, что критика Васильева призвана скрыть обнаруженные проблемы. Есть ли в действительности многочисленные нарушения, насколько эта критика является обоснованной и какими могут быть реальные мотивы Васильева? Все эти моменты для РИА «Дербент» прокомментировали эксперты.

Так, экономист Маир Пашаев отметил, что, действительно, создается впечатление, что в системном сбое в исполнительной власти Дагестана в 2018-2019 годах и, в частности, за ситуацию в бюджетной сфере, Глава республики считает виновным казначея и территориальную службу казначейства.

«Чем больше денег получает Васильев из центра (а объемы федеральных перечислений по итогам текущего года могут превысить 100 млрд рублей), тем хуже исполнение бюджета. Система государственного и муниципального управления и хозяйствующие субъекты региона оказались неспособны освоить растущие бюджетные доходы: профицит консолидированного бюджета в 2018 году составил 12,3 млрд рублей! Прошлогодний бюджет не исполнен, но кто-то наказан Васильевым? Еще больше отставание от графика в текущем году. И тем больше нарушений бюджетного кодекса в текущем году: суммы нецелевого использования нарастают. Кого он наказывает? Казначея?», – отмечает эксперт.

По словам Маира Пашаева, он допускает, что казначейство могло ужесточить проверки. «Также допускаю, что это не нравится Васильеву: казначейство выявляет все больше нарушений, а они частично на совести подчиненных Васильева. Но ни нарушения бюджетного кодекса, ни тем более нецелевое использование бюджетных средств не могут быть допущены по вине казначейства. Корни проблемы надо бы искать в исполнительной системе и в сфере хозяйствующих субъектов, заказчиков, исполнителей тендеров и т.д.», – считает экономист.

Маир Пашаев отметил, что противостояние руководителя казначейства Магомедова с Васильевым – далеко не новость.

Мотивы Казначея известны – он считает себя одним из претендентов на должность руководителя республики и дружит с влиятельными федералами.

Мотивы Васильева покруче – полный контроль над командными высотами, ключевыми экономическими комплексами и товарно-финансовыми потоками в Дагестане. История с Казначеем – не что иное, как попытка Васильева поставить под свой контроль бюджетные финансовые потоки. Хотя в бюджете текущего года 100 млрд рублей составляют деньги федерального центра, а казначейство федеральное, в принципе, и контроль должен быть федеральным.

Командные высоты даются нелегко, в основном, методами сквозных проверок, уголовных преследований и массовых посадок. Но экватор пройден: осталась часть федеральных территориальных органов и часть муниципалитетов. Ключевые экономические комплексы переходят под контроль постепенно, частями, по мере финансовой помощи со стороны государства, госзаказов, проверок и т.д. На сегодня это: гидроэнергетический, нефтегазовый, налогово-бюджетный, банковский, строительный, транспортный, а также промышленность, морские биоресурсы, предпринимательский сегмент и сфера инвестиций, экспорт-импорт.

На очереди – заправки, торговля, сельское хозяйство с виноградовиноконьячным кластером и профильные муниципалитеты – в силу своей широкой диверсификации, они пока на вольных хлебах. Постановка объектов на кадастровый учет создает огромные финансовые потоки. Взялись за обувной кластер Махачкалы, банкетные залы. Как все помнят, были попытки продвижения в Дагестан федеральных торговых сетей. Будут попытки продвижения заправочных сетей и контроля над многочисленными заправками. А это многомиллиардный бизнес.

Все бы хорошо, если бы подобный штурм дагестанской экономики не сопровождался падением экономики и снижением реальных доходов населения. Более 500 тысяч дагестанцев живут за чертой бедности, полагаю, что еще столько же живут крайне бедно. Одновременный рост налогов, сборов, кадастровых платежей, тарифов ЖКХ в такой ситуации приведет к социальному недовольству.

С потоками посложнее. Казначейство – оператор огромных бюджетных финансовых потоков. Соразмерные финансовые потоки только в территориальном отделении Пенсионного фонда, правда, это и вовсе – деньги граждан. Сложно, так как “рынок” финансовых потоков поделен давно и никто не хочет терять кормушку. Свежий пример из сферы товарных потоков: каким-то невероятным образом кильку в море, которую предыдущие сто лет ловили и перерабатывали дагестанцы, теперь будут ловить и перерабатывать не дагестанцы.

А в скором времени и другие виды рыб. Учитывая подорожание баранины, мяса, мясопродуктов в целом, потребитель вынужден замещать белковое питание более дешевой рыбой – разница в цене очень существенная. Для замещения достаточно вылавливать 20-25 тысяч тонн рыбы в год. А это, с учетом ее переработки, 4-5 миллиардов рублей. Примеры будут еще: политика есть концентрированное выражение экономики», – сказал Маир Пашаев.

В беседе с РИА «Дербент» экономист Халил Халилов согласился с озвученными главой Счетной палаты Дагестана Билалом Джахбаровым проблемами своевременного освоения бюджетных средств.

«К примеру, по региональному проекту «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» следующая ситуация: предусмотрено финансирование – 161,88 млн рублей, но на 1 октября 2019 год финансирование отсутствует. По региональному проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» ситуация такова: предусмотрено финансирование в размере 506,3 млн рублей, на 1 октября профинансировано – 200,34 млн рублей, или 40 %. Кассовое исполнение 129,6 млн рублей, или 64,7 %.

Региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Здесь предусмотрено финансирование в размере 144 млн рублей, по ситуации на 1 октября – финансирование отсутствует.

Региональный проект «Чистая вода», предусмотрено финансирование – 150,22 млн рублей, на 1 октября финансирование отсутствует. Кассовое исполнение отсутствует.

Региональный проект «Успех каждого ребенка», предусмотрено финансирование – 104,79 млн рублей, на 1 октября 2019 года профинансировано – 25,7 млн рублей, или 25%. Кассовое исполнение – 15,04 млн рублей, или 58,5%.

Региональный проект «Современная школа», предусмотрено финансирование – 4,447 млрд рублей, к 1 октября профинансировано – 846,79 млн рублей, или 19,92 %. Кассовое исполнение – 228,96 млн рублей, или 27 %.

Региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», предусмотрено финансирование – 176,15 млн рублей, однако к 1 октября профинансировано всего 2 млн рублей, или 1,1 %.

Здесь, как видите, проблемы освоения средств налицо, и администрирование выполнения бюджетных обязательств находится на очень низком уровне», – пояснил эксперт.

Также Халил Халилов поделился мнением о проекте бюджета Дагестана на 2020 год.

«Расстроило то, что очень важная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» будет профинансирована лишь в объеме 50 млн рублей. Или на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию горных территорий Дагестана – 100 млн рублей. Тогда как только на один Дербент по программе комплексного развития – 495 млн рублей. В то же время радует, что дороги будут активно развиваться, на эти цели предусмотрено свыше 8,867 млрд рублей», – отметил он.

Кроме того, Халил Халилов прокомментировал обоснованность критики руководителя Дагестанского УФК со стороны Владимира Васильева.

«Я спрашивал многих предпринимателей по поводу таких фактов, кто-то подтверждает, кто-то не дает четкого ответа. Однако хочу сказать, что отрицать такие явления напрочь нельзя, хотя я сам никогда не сталкивался с задержкой платежей по причине необоснованного затягивании процесса УФК по РД. Тем не менее, беспокойство Васильева обосновано, нужно сделать все возможное и наказать всех повинных в неосвоении бюджетных средств. Это очень печальное явление, десятки миллиардов неосвоенных рублей – это неполученные контракты, доходы населения, выручка предприятий, уменьшение торговли и ухудшение общего делового климата в республике. По причине таких явлений экономика республики находится в состоянии постоянной стагнации, рецессии», – считает эксперт.

Также Халил Халилов дал оценку аргументам Магомедова и Васильева.

«Правда есть и в тех фактах, которые озвучил Магомедов, правда есть и со стороны Васильева. Что следует предпринять? Нужно постоянно работать над ошибками, нужно постоянное формирование команды активных, эффективных управленцев, которые на всех доверенных участках ковали бы стратегическую цель, обозначенную во всех программных документах – повышение благосостояния народа, которое за последние годы пока только ухудшается. Вот чего не хватает и Васильеву, и Магомедову и всем остальным. Работа с прицелом на достижение поставленной цели», – считает эксперт.

Также ситуацию вокруг конфликта между Владимиром Васильевым и Сайгидгусейном Магомедовым для РИА «Дербент» прокомментировал экономист Фадик Мугулов.

«Здесь, думаю, сошлись много факторов. Во-первых, у нас очень противоречивая законодательно-нормативная база, в том числе в финансово-экономической сфере. Мы помним, как Глава Дагестана Владимир Васильев, выступая на бизнес-завтраке в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, сказал, что российское законодательство «написано для воров и коррупционеров». Во-вторых, межбюджетные взаимоотношения центр-субъекты отягощены еще большими противоречиями и мелочной опекой субъектов, если они к тому же, как Дагестан, являются высокодотационными регионами. В-третьих, по известным причинам, к бюджетным процессам в республике имеется особое внимание центра и контролирующих и правоохранительных органов. В-четвертых, «…это привело к тому, что никто не хочет браться за государственные подряды и просто не участвует в конкурсах и аукционах. И даже если вы что-то сделаете, то сдать свою работу по контракту вам будет проблематично. Никто из чиновников просто не хочет ставить свою подпись под актом приёмки работ. Никто не хочет, чтобы к нему ворвались в офис или положили мордой в снег». Все мы видим, как тяжело проходит освоение бюджетных средств, поэтому тут весьма широкое поле для взаимных претензий», – отметил Мугулов.

 

Руслан Махмудов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. ЗАКИР:

    Его притесняли что он хочет а так в кремле его кто та поддерживает занят места ВАВасильева а эта места уже подкреплено у силовиков РФ в Даге. Аварский фактор уже не работает.

  2. Аноним:

    Васильев до Абдулатипова даже не дотянул,

  3. Рас:

    Причем тут казначей !!!?!???это не эффективная  работа правительства -васи!!!

  4. Ахмед:

    ВОРОВАТЬ ВАСИЛЬЕВ НЕ ДАЕТ,ВОТ И  САБОТАЖ  ОБЬЯВИЛИ ЧИНУШИ КАЗНАЧЕИ,МИНИСТРЫ…….А В 2019ГОДУ 16 МЛРД.НЕ ОСВОЕНЫ, ЖДУТ ОТКАТЫ,   А  ВАСИЛЬЕВ  ПРЕДУПРЕЖДАЕТ   ,УЗНАЮ,ЧТ  ВОРУЕТЕ,ВСЕХ ПОСАЖУ.    ВОТ  И   ОЧКУЮТ  ЧИНУШИ,А  31 .12.  19    ДЕНЬГИ ОБРАТНО  В  МОСКВУ. А ЭТО  НЕ ДОСТРОЕННЫЕ ШКОЛЫ,  САДИКИ, УЛИЦЫ……..ПОЗОР !

  5. землянин:

    утопия 

  6. землянин:

    утопия , без преспектив в будущее 

  7. Аноним:

    Это вынужденная временная мера позволить освоить грамотно  финансы бюджетные и СОХРАНИТЬ для ДАГЕСТАНА "остатки" чиновников, которых еще не успели привлечь и "отсечь" от государственного управления))))

  8. Аноним:

    Добрый день!  Очень и очень актуальная для нашей республики статья! И самое главное-это незащищенность чиновник, подписывающего окончательный документ, который может элементарно стать основой УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ!!!!!

    Если признать, что уровень подготовки специалистов не позволяет освоить бюджетные деньги без последующей уголовной ответственности чиновника, подписывающего документ их освоения, необходимо в смету "заложить"  статью -НА БУХГАЛТЕРСКОЕ , ФИНАНСОВОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ (типа ТЕХНАДЗОР в строительстве с лицензией и ответственностью)… И за эти деньги надо нанимать МОСКОВСКИЕ ФИРМЫ и пусть ответственность несут ОНИ перед всеми проверяющими…

     

  9. Грибоедов:

    Казначея  посадит,  а федеральную   кормушку, в  которую то-ли дают, может и не дають  озвученные деньги. Просто закрыт.

    Казначей говорять раньше работал официантом  в ресторане. Не слабая карьера. Есть от чего голове закружится!

  10. Легбар:

    Вопрос нужно ставить в таком русле . Нужен ли нам внешнее управление? – да  нужен .  От коррупции мы не избавимся никогда . Власть поощряет коррупцию . Никому не нужен процветающий дагестан . Казначейству пора анализировать эффективность использования средств и закрыть многие фонды . Куда уходят деньги господа Васильевы и казначеи  . А ваши склоки народу надоели . Ваша коллективная деятельность  стала хуже времен  абдулатиповских

  11. Рашид:

    ГЛАВНОЕ тотальная сверхзвуковая коррупция в  казначействе республики. Зайдите в любое казначейство—всем нужен процент!! И от проверок финансовых тоже!