Указ Васильева о Совете по стратегии развития: от перемены названия суть меняется?
2На сайте Главы РД недавно опубликован указ Владимира Васильева от 11 декабря 2018 г. № 165 “О Совете при Главе Республики Дагестан по стратегическому развитию и проектной деятельности в РД”. Создание Совета по СР и ПД в РД выглядит как своего рода ответ оппонентам, которые попрекают Васильева и Председателя Правительства РД Артёма Здунова за отсутствие понятных стратегических целей и программы социально-экономического развития региона.
В то же время можно считать указ очередным бюрократическим шагом, который вытекает из нормативно-правовых документов о стратегическом планировании в России и Дагестане. Даже преемственность соблюдена – пункт 1 указа гласит: “Преобразовать Совет при Главе РД по устойчивому развитию и приоритетным проектам РД в Совет при Главе РД по стратегическому развитию и проектной деятельности РД”.
Предыдущий Совет, напомню, созданный 29 сентября 2016 года, был детищем экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, который весьма активно занимался и бравировал приоритетными проектами развития РД (вначале названные приоритетными проектами Президента РД, то есть Абдулатипова). Но ежегодные планы по реализации приоритетных проектов выполнялись примерно наполовину, в том числе, из-за нереалистичности проектов или необеспеченности их необходимыми ресурсами.
Тем не менее, экс-глава Дагестана рекламировал приоритетные проекты развития РД как образец проектного управления, ставшего модным подходом на федеральном уровне. И новый указ о создании Совета по СР и ПД в РД тоже отдаёт дань этой моде.
В соответствии с указом, новый орган опять получил статус (совещательный) прежнего Совета и, по сути, повторяет прежние основные задачи, среди которых, например, следующие:
1. Подготовка предложений Главе РД по разработке показателей реализации актуализации региональных проектов и (или) приоритетных проектов РД по основным направлениям стратегического развития РД, этапам и формам их реализации;
2. Организация мониторинга достижения целей проектов и показателей по основным направлениям стратегического развития РД;
3. Подготовка предложений по совершенствованию государственного управления в РД, повышению эффективности и результативности деятельности Правительства РД, органов исполнительной власти РД, в том числе через оценку их деятельности на основе ключевых показателей эффективности.
В состав Совета по СР и ПД в РД, в основном, включены члены Правительства РД, а также руководители ведущих государственных вузов (5 ректоров и 1 президент) и научно-исследовательских учреждений (2 директора и 1 председатель).
Но количество членов Совета сократилось с 37 до 31-го за счёт представителей научных и предпринимательских организаций. Если в прежнем составе чиновников из органов государственной власти было всего 9 из 37 членов Совета (24%), то в новом 19 из 31-го (61%)! Вероятно, что представители научно-образовательных и общественных организаций будут включаться в состав временных рабочих групп, но получается, что их статус понизили, и голос внегосударственных институтов и экспертов будет учитываться в последнюю очередь.
Странно также повторное наделение президиума Совета по СР и ПД в РД такими, например, полномочиями как:
1. “утверждение паспорта региональных проектов (или) приоритетных проектов”;
2. “принятие решений о достижении целей, целевых дополнительных показателей, результатов, выполнении задач региональных проектов (или) приоритетных проектов, решение об их завершении (в том числе досрочном)”;
3. “формировании органов управления региональными проектами и (или) приоритетными проектами”.
Во-1-х, эти функции скорее относятся к тактическим, а не стратегическим задачам и планам.
Во-2-х, такие полномочия скорее относятся по смыслу к Правительству РД и получается дублирование функций.
В-3-х, в соответствии с указом Президента РД от 18 февраля 2009 года “Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного инвестиционного проекта РД”, полномочия в части инвестпроектов, в том числе по контролю за их реализацией, давно закреплены за Правительством РД.
Если такие противоречивые указы при Абдулатипове объяснялись его желанием контролировать всё и вся, а также создавать видимость опоры на широкий круг экспертов, то непонятно зачем это Владимиру Васильеву, который заявил о полном доверии членам Правительства РД, но создаёт своего рода второе правительство.
Некорректным представляется и повторное наделение ответственного секретаря Совета по СР и ПД в РД полномочиями контроля за выполнением решений этого совещательного органа. Во-1-х, его основная должность (начальник Организационно-проектного управления Администрации Главы и Правительства РД, ) ниже, чем статус членов Правительства РД. Во-2-х, понятие «контроль за решениями», которые по статусу Совета являются рекомендательными, не соответствуют смыслу понятия “контроль”, подразумевающим действия при обязательном характере решений. В-3-х, не надо путать понятие “контроль за выполнением решений” со сбором информации о принятии и реализации рекомендаций Совета для представления её главе Дагестана или Председателю Правительства РД на предмет принятия официальных нормативно-правовых или распорядительных актов по анализируемой теме.
Примечательно, что Рамазан Абдулатипов провёл за 2 года с момента создания Совета при Главе РД по устойчивому развитию и приоритетным проектам РД всего 2 заседания, хотя, согласно Положению о Совете, их должно было состоятся как минимум 4. Посмотрим теперь, сколько внимания уделит Совету по СР и ПД в РД Владимир Васильев.
На этом фоне вызывает недоумение отсутствие распоряжения главы РД о подготовке ежегодного Послания (отчёта) Народному собранию РД, которое должно быть оглашено по сложившейся традиции в декабре или январе. Этот комплексный концептуально-программный документ обычно готовится 3-4 месяца и проходит многочисленные согласования.
Но Владимир Васильев, по всем признакам, предпочитает обсуждать ход реализации конкретных мероприятий ранее принятых государственных программ и текущие задачи, а затем действовать в режиме ручного управления. Вместо Послания (отчёта) он предпочёл заслушать 17 декабря на совещании-планёрке отчёты министров о предварительных итогах года в отдельных отраслях.
Так же как и на предыдущей планёрке, преобладали рапорты об успехах, которые, в отличие от прежних многочисленных заседаний, остались без привычных сомнений в достоверности представляемых сведений и резкой критики чиновников со стороны Васильева. Поэтому можно предположить, что поскольку процедура представления главой РД ежегодного Послания Народному собранию РД “О положении в республике и важнейших направлениях государственной политики” является нормой Конституции Дагестана, то эти парадные отчёты министров станут основой для формирования текста Послания (отчёта) и на 2019 год.
Эдуард Уразаев
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Неужели в горокомземе г Махачкалы будут исполнятся законы РФ, не верю и всё, якобы они ставки подняли на 2-3 раза.
Когда был Муху я был молодой. Была стратегия 2025. Открылся специальный сайт где можно было предлагать идеи по развитию. Я включился в этот процесс хотя никакого отношения к Дагестану не имею… были предложения реанимировать консервный завод и т.д. Потом всю эту тему слили благополучно в Дагестане сами дагестанцы. Теперь мне немного по барабану все эти стратегии.