“Сумма” несбыточных надежд

4

Вместо обещанных инвестиций в родной Дагестан братья-олигархи Магомедовы осваивают республиканские средства.

В середине мая в правительстве Дагестана обсуждался вопрос развития курорта «Матлас». На реализацию этого проекта власти возлагают большие надежды – как на «локомотив для туристско-рекреационного кластера республики».

Генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Олег Горчев на заседании озвучил обращение зампреда правительства РФ Александра Хлопонина: инвестору «Матласа» – проработать вопрос дальнейшего развития курорта. «Резидентом заявлены достаточно серьезные цифры с точки зрения инвестиций в особую экономическую зону», – напомнил Горчев. Инвестор назван не был, но ни для кого не секрет, что в проекте участвует группа «Сумма» дагестанских олигархов братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых.

Еще в 2010 году «Матласом» занимался их скандально известный двоюродный брат Ахмед Билалов, спешно покинувший Россию после возбуждения против него уголовного дела по статье «злоупотребление полномочиями» во время сочинской олимпийской стройки. «Сумма» включилась в проект в 2013 году. С этого момента Магомедовы начали проявлять недюжинную активность в Дагестане – казалось, не осталось ни одной сферы деятельности, в которой они не заявились бы хотя бы с одним инвестиционным проектом.
Сейчас пиар-активность братьев в регионе практически сошла на нет. Можно было бы подумать, что озвученные планы реализуются своим чередом и без шума. Но фактические претензии Хлопонина к «Матласу» в равной степени можно отнести и к остальным масштабным проектам Магомедовых в Дагестане.

Камень преткновения

Презентация горнолыжного курорта в 2013 году проходила в шатре на туристической площадке на плато Матлас с участием представителей руководства республики, администрации района, журналистов, а также друзей, родственников и коллег Зиявудина Магомедова. Пышный праздник в горах под лезгинку и другие номера фольклорных коллективов Хасавюрта и Хунзахского района устроил сам олигарх. Осенью 2014 года шатры раскинулись на Матласе вновь – уже для закладки первого камня комплекса «Матлас». Мероприятие прошло не менее пафосно.

Если представители власти наперебой рассказывали, каким важным является проект для всего Дагестана, то представители предпринимательского сообщества – о том, каким роскошным будет курорт. По словам Зиявудина Магомедова, «Сумма» должна была вложить в строительство комплекса около 200 млн евро. За три года на площади 16 тыс. кв. м обещала построить комплекс со СПА-центром и полем для игры в гольф. Председатель совета директоров компании «Матлас» француз Лоран Коломбани был настроен еще оптимистичней, сообщив, что «если все будут помогать», то с работами управятся менее чем за три года.

Теперь же СМИ все чаще тиражируют другую информацию – о том, что горнолыжный курорт «существует разве что в отдаленных планах», а Дагестан безнадежно отстал от соседних регионов в плане конкурентоспособности в туристическом секторе. Действительно, практически все сроки вышли, но на Матласе так ничего и не сделано.

Припортовые мечты

В конце декабря 2013 года между ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) и ООО «Порт-Петровск», входящим в группу «Сумма», было подписано соглашение о намерениях по развитию Махачкалинского морского транспортного узла. Планы были масштабные – реконструировать существующие объекты портовой и припортовой инфраструктуры и построить новые, создать площадки для обработки и хранения грузов, модернизировать транспортно-логистическую инфраструктуру. Все это для того, чтобы увеличить объемы мощностей ММТП по перевалке грузов.
Единственный незамерзающий глубоководный порт России на Каспии уже давно стоит в плане приватизации, но никак не перейдет в частную собственность.

А на него у Магомедовых были весьма серьезные виды – братья давно хотят создать транспортно-логистический холдинг, куда бы вошли железнодорожные перевозки, порты и судоходная компания, и тем самым взять под контроль транзит товаров из Европы в Азию и обратно. Особенно «Сумму» интересовала перевалка нефти. «Порт-Петровск» даже прикупил для этих целей несколько земельных участков по соседству с территорией порта и заявил о готовности инвестировать в проект 300 млн долларов. Но вот прошло три с половиной года, а реализация масштабного проекта по созданию перевалочного терминала не сдвинулась с места, несмотря на поручение президента страны и всяческое содействие со стороны федерального центра и Министерства транспорта РФ.

Стройка на века

Чувство патриотизма, видимо, отказало Зиявудину Магомедову и, когда он провалил следующий открытый с помпой проект – строительство духовно-просветительского центра имени пророка Исы. На его территории должны были появиться резиденция муфтия, реабилитационный центр, библиотека, круглосуточная бесплатная столовая, много других объектов и даже школа и детский сад, а мечеть имени пророка Мухаммада обещала стать самой крупной в Европе.

Начиналось все именно с мечети, под строительство которой была отведена площадка в 20 гектаров около автотрассы Махачкала-Аэропорт. Власти дагестанской столицы пытались таким образом решить вопрос с загруженностью основных магистралей города во время совершения еженедельного коллективного намаза у мечетей Махачкалы. Когда на народные средства уже был заложен фундамент здания, Зиявудин Магомедов объявил, что берется завершить строительство собственными силами.
«Всевышний нам дал человека, который взял на себя дальнейшее завершение строительства комплекса.

Это бизнесмен Зиявудин Магомедов, который изъявил такое желание – завершить начатое нами с помощью Всевышнего богоугодное дело», – сообщал осенью 2015 года радостную весть тогдашний имам центральной мечети Махачкалы Магомедрасул Саадуев. Накануне сам муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев сообщил о том, что финансирование продолжения строительства духовного центра взял на себя Магомедов. Сегодня лишь неподвижные краны стоят на месте «стройки века».

В республике рассказывают, что Зиявудин Магомедов объясняет задержку со строительством центра неприятностями у группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), контрольный пакет которой принадлежит через Novoport Holding Ltd. «Транснефти» и «Сумме». Как известно, НМТП стал жертвой мошенничества владельцев и менеджмента «Внешпромбанка», в котором компания, объединяющая несколько российских портов, держала 18,7 млрд рублей. Итогом шумного скандала с банком стал вынесенный в середине мая этого года приговор суда, по которому за хищение 113,5 млрд рублей экс-президент Внешпромбанка получила девять лет колонии общего режима.

Вот только проект духовного центра в Дагестане проходил как благотворительный. Но, по словам информированного источника, в благотворительном фонде «Суммы» – «ПЕРИ» – признались, что бюджет на проект строительства центра даже не закладывался. Выходит, Зиявудин Магомедов, мягко говоря, ввел в заблуждение уважаемого муфтия. Причем дважды: когда пообещал финансирование и когда объяснял причину, почему не может завершить строительство.

Убойный цех вместо мегафермы

Самым масштабным заявленным, но нереализованным проектом «Суммы» в дагестанском АПК стал агротехнопарк «АгроДагИталия», пышная церемония закладки первого камня в фундамент которого прошла осенью 2012 года. Частные инвесторы должны были вложить в проект не менее 14 млрд рублей – на строительство крупнейшего в стране птицекомплекса по производству 50 тыс. тонн мяса птицы и 650 млн яиц в год, на возведение мегафермы для содержания коров мясных и молочных пород, а также на растениеводческий комплекс. В результате в республике появилось бы 16 тысяч новых рабочих мест.

Первоначально региональные власти в «АгроДагИталию» поверили всей душой и даже выделили агротехпарку огромные площади на равнинной территории. Влияние на это решение, очевидно, оказал зять Магомедовых – депутат Госдумы Умахан Умаханов, который и был назначен куратором проекта. По некоторым данным, сейчас он перестал появляться на заседаниях парламента – пережидает в Европе расследование масштабных хищений при строительстве стадиона «Арена Балтика» в Калининградской области, в которых замешаны компании «Суммы». А «АгроДагИталия» почил в бозе. В марте 2015 года республиканский Минсельхоз констатировал, что строительство производственных корпусов инвестиционного проекта так и не началось.

Как сообщают СМИ, теперь «АгроДагИталия» сосредоточилась только на производстве мяса традиционного для региона мелкого рогатого скота в горах. А там, как говорят эксперты, ничего масштабного построить нельзя – максимальный объем инвестиций не превысит и 2 млн долларов.
Другим сельхозпрожектом «Суммы» стал комплекс по переработке риса мощностью 50 тысяч тонн в Кизлярском районе. Уже на этапе обсуждения стало понятно, что рис в таком количестве регион не производит, и компания Магомедова предложила пока инвестировать средства в строительство чеков, т.е. заплатить работникам, чтобы те распахали отведенный участок земли, и оросительной системы, которая бы залила пашню водой. Обещала в 2014 году, но строительство комплекса так и не завершено, а об участии в проекте группы Магомедовых ничего не слышно.

Короли прожектов

Ждали власти Дагестана и обещанных инвестиций в развитие хоккея в республике и строительство ледового дворца, и появление велотрека, с идеей которого в 2014 году выступал сам Зиявудин Магомедов, не создано предприятие на базе рыбного порта. Минимум на два года затягивается строительство культурно-образовательного центра «Периметр» в Махачкале с обещанным объемом инвестиций в 1 млрд рублей, а ведь на словах Зиявудин Магомедов в развитии республики делает ставку именно на талантливую молодежь.

Единственное, что получается у братьев Магомедовых в родном Дагестане, это осваивать бюджетные средства. Дочерняя компания «Суммы» – «Мостоотряд-99» – в последние годы получала большинство госзаказов в одной из самых коррупциогенных сфер – строительстве автодорог. Правда, эксперты замечали, что в сравнении с ежегодными контрактами на несколько миллиардов рублей собственные вложения группы в развитие дорожно-строительной инфраструктуры региона ничтожно малы.
Хотя и в освоении бюджетных средств «Сумму» тоже успешной не назовешь.

Сразу несколько государственных структур, в том числе Росавтодор, отказались от сотрудничества с входящей в группу Магомедовых компанией «Стройновация» за систематический срыв сроков выполнения работ. А компанию «Глобалэлектросервис» вообще обвиняют в хищении нескольких сотен миллионов рублей при строительстве уже упомянутого стадиона «Арена Балтика» и выводе их в офшор. В рамках расследования в офисе компании прошли обыски, арестованы ее представители, а также несколько калининградских чиновников.

Громкие коррупционные скандалы делают практически нереальным возвращение группы «Сумма» в рейтинг «Форбс» «Короли госзаказа». Зато братья Магомедовы могут рассчитывать на первое место в рейтинге «Короли по закладке камней в разного рода проекты, превращающиеся в прожекты».

http://kremlnews.ru/articles.html?p2_articleid=8720



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Омар:

    "Единственное, что получается у братьев Магомедовых в родном Дагестане, это осваивать бюджетные средства. Дочерняя компания «Суммы» — «Мостоотряд-99» — в последние годы получала большинство госзаказов в одной из самых коррупциогенных сфер – строительстве автодорог. Правда, эксперты замечали, что в сравнении с ежегодными контрактами на несколько миллиардов рублей собственные вложения группы в развитие дорожно-строительной инфраструктуры региона ничтожно малы."      Как ни прискорбно звучит, этим абзацом и можно охарактеризовать братьев МАГОМЕДОВЫХ. Это к сожалению было бы кратко и лаконично. Но Вы тут всё так по полочкам разложили и разобрали по косточкам то, о чём все думающие люди и так знают. Но "РИАДЕРБЕНТ" в свойственной ей манере публикует очень содержательные и актуальные темы, за что Вам баркаллаh. А мы ведь вначале обрадовались "приходу" олигархов в Дагестан. Наблюдая с какой помпезностью они "входили" в республику., по своей наивности и доверии мы думали: ну вот, теперь в Дагестане всё наладится! Даже у С.Керимова мы не замечали такого пафоса, чем у этих ребят. Им тоже наверное по началу нравилось какие речи толкал наш ГАДЖИМУРАДЫЧ. Они тоже "поймали фишку": главное-имитация какой-нибудь деятельности и побольше урвать и вовремя соскочить. Наш уважаемый "Дагавтодор" в своей комменте тоже всё разложил, что лучще и не скажешь.  Да, чуть не забыл. Вы всё-таки забыли указать положительный пункт  в "Дагестанской биографии" Магомедовых-ДОМИК ПЕТРУ 1. Какие же вы всё-таки не благодарные, человек так старался (известно для кого)! А вообщ-то, если бы каждый человек был бы ответственен за каждое произнесённое им слово, было бы больше порядка. А так, они видят, что за всю болтавню ГАДЖИМУРАДЫЧ ни перед кем, ни за что не отвечает и тоже толкают  речи! Главное, чтобы всё выглядело солидно, желательно с элементами шоу.

  2. Дагавтодор:

    Насчет дорожных контрактов всем уже известно – Мостоотряд-99 высасывает из бюджета деньги. 
    Под видом инвестиций поставили несколько асфальтобетонных заводов, но понятно, что это было все 
    только для того, чтобы на бюджетные деньги построить дороги в своих районах – Хунзахском и Тляратинском, 
    что сейчас успешно и выполняется.
    Ненасытный Хучбаров (родственник Магомедовых) этим не ограничился, создал еще кучу своих компаний-подрядчиков, куда смываются деньги. Другие подрядчики, если и допускаются к работе, то с огромными 
    откатами, доходящими уже до 50%.

  3. Амир:

    Паны дерутся, а чубы у холопов летят.

  4. Ризван:

    Не надо было Зяве поливать Ризвана Курбанова. Получил один ответ на три публикации в разных СМИ.