Stratfor: экономика РФ увязнет в проблемах регионов

Хотя Россия намерена выйти из рецессии в этом году, экономический спад во многих регионах продолжится, говорится в докладе Stratfor.

Аналитики компании считают, что ряд регионов рискнет выступить против политики Кремля, которая усугубляет экономические проблемы регионов за счет невыполнения обязательств по кредитам и увеличения дефицита. В свою очередь Кремль попытается усилить контроль в регионах, введя санкции и ужесточив меры безопасности.

После двух с половиной лет глубочайшего экономического спада Россия взяла курс на восстановление. В этом году она намерена выйти из рецессии. Рост должен составить 1,5% благодаря более точному плану расходов и более реалистичным ценам на нефть, заложенным в бюджет. Западные кредитные рейтинговые агентства, такие как Standard & Poor‘s, подняли прогноз в отношении страны с «негативного» на «стабильный».

Однако, несмотря на предстоящий подъем, россияне в довольно отчаянном положении. В 2016 г. четверть российских компаний сократила зарплаты. Среднемесячная заработная плата в России снизилась на 8% в прошлом году, и это после падения на 9,5% в 2015 г. Сейчас она ниже $450 — меньше средней месячной заработной платы в Китае, Польше или Румынии, при этом уровень бедности вырос почти на 15%.

Огромная территория России состоит из 85 регионов различных форм и размеров. Согласно данным Минфина РФ 10 из 85 – крупные товаропроизводители либо мегаполисы – экономически или финансово стабильные, упали почти вдвое с 2015 г. 30 регионов едва сводят концы с концами, так как непосредственные федеральные субсидии составляют 33% от их доходов. Только в 10 из этих регионов ежегодно поступает половина суммы от субсидии в $3,5 млрд, которую выделяет Кремль: Дагестан, Чечня, Якутия, Камчатка, Крым, Алтай, Тува, Бурятия, Ставропольский край и Башкирия.

70 регионов России отправляют 63% от своих доходов в федеральный бюджет, региону остается 37%. Федеральное правительство возвращает не более 20% в виде субсидий и межбюджетных трансфертов. В последние четыре года Кремль увеличил сумму поступлений из этих регионов на 12%, в этом году намечается увеличение еще на 2%. Хуже всего то, что Москва переложила часть бремени по социальным расходам на плечи региональных властей после финансового кризиса 2008-09 гг. Через несколько лет, после того как Путин пошел на третий срок, страна оказалась в очередном финансовом кризисе.

Рецессия и растущие финансовые обязательства вынудили большинство регионов России работать с высоким дефицитом бюджета. Ходят слухи, что с 2016 по 2018 гг. дефицит некоторых региональных бюджетов составит 10%, однако в 17 регионах дефицит превысит порог в 10%. Федеральный бюджет в настоящее время испытывает большое давление, регионы все больше полагаются на коммерческие кредиты. Standard & Poor’s отмечает, что долг регионов страны превышает $100 млрд – большая часть общего долга России.

Тяжелое положение регионов не несет ничего хорошего для Кремля с финансовой точки зрения. Кремль всегда предоставлял руководителям многих регионов страны достаточное количество автономии. С одной стороны это в каком-то смысле облегчало контроль за регионами, с другой стороны поддержание необходимой лояльности регионов по отношению к федеральному правительству было постоянной головной болью Кремля. Десятки регионов пытались вырваться из-под власти или получить больше автономии от России после распада СССР. Война в Чечне – пример того, к чему эти попытки привели в конечном итоге. Во время кризиса 1998 года многие регионы предпочли самостоятельное финансовое выживание, без опоры на федеральное финансирование.

В конце 2016 г. соотношение долга к доходам в 25 регионах России превысило 85%. И регионам не остается ничего другого, кроме как увеличить заимствования, чтобы обеспечить восстановление. Standard & Poor‘s считает, что региональные органы власти должны занять еще $20 млрд, чтобы покрыть выплаты долгов. Кремль тем временем продолжает требовать увеличения поступлений из регионов.

Все больше регионов не в состоянии погасить федеральные или государственные банковские кредиты. Минфин признал, что за последние два года более десятка регионов перестали выплачивать кредиты. 27 декабря президент Татарстана Рустам Минниханов осудил план Кремля по увеличению объема региональных поступлений в бюджет. Он сравнил текущую экономическую политику Москвы с программой раскулачивания, которую в свое время проводил Иосиф Сталин – инициатива, при которой советское правительство отобрало частные сельскохозяйственные земли и превратило их в катастрофические колхозы, уничтожив при этом миллионы людей.

Реакция Кремля на экономические потрясения и недовольства регионов была неоднозначной. Путин назвал растущий долг регионов «серьезной» проблемой, однако винит он в этом, похоже, сами регионы, нарушающие правила федерального правительства по дефициту. Министерство экономического развития предложило повысить финансовую поддержку регионов на 9% в этом году. Но Москва настроена проводить жесткую экономическую политику в регионах. Путин призвал министра финансов Антона Силуанова реализовать новый бюджетный кодекс к 2019 г., в рамках которого должны быть соблюдены стандарты в отношении региональных дефицитов и долговых коэффициентов. Любой регион, который не сможет соответствовать нормативным актам, будет подвергаться санкциям (хотя, каким, пока неясно).

Кроме того, Москва расправляется с региональными лидерами: за два года арестованы три губернатора по обвинению в коррупции. Российские СМИ смаковали эти случаи, щедро предоставляя снимки столов, набитых наличными, авторучек, инкрустированных бриллиантами, дорогих подарков. А 23 января Путин подписал закон, в рамках которого все губернаторы теперь обязаны раскрывать информацию о своих активах и доходах.

А в 2016 г. Федеральная служба безопасности разработала новую систему оценки губернаторов на основе производительности регионов экономической стабильности, их избирательной деятельности и уверенности Кремля в них. Вскоре после этого Федеральная служба охраны, которая крайне лояльна к Путину и враждует с ФСБ последние несколько лет, придумала свою собственную систему для отслеживания производительности губернатора и региональной стабильности.

Финансовая нестабильность, преследующая регионы России, является продуктом сложного экономического положения страны, результатом борьбы за власть, раздирающей Кремль. Хотя Москва и располагает средствами для предотвращения финансовых кризисов в регионах, она не может определить, как лучше это сделать. И пока федеральное правительство не остановит свои внутренние споры, регионам не придется ждать помощи от властей.

 
vestifinance.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1+

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение