Стратегия Дагестана одна: нет лишних территорий и чужих народов

1

В беседе с РИА «Дербент» руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД Маир Пашаев поделился своим мнением относительно итогов уходящего месяца в экономической и политической жизни Дагестана.

Недавно республиканским правительством подведены итоги социально-экономического развития Дагестана за 2020 год. Не совсем благоприятная в последнее десятилетие для республиканской экономики ситуация, продолжает ухудшаться или есть тенденции к улучшению?

– Темпы роста в среднем 1-1,5% в год не могут считаться для Республики Дагестан достаточными, тем более не обеспечивают должную динамику, поступательное развитие. Во многом, учитывая отрицательные или близкие к нулевым значения роста в предыдущие периоды, подразумевается восстановительный рост. Если посмотрим на структуру роста, то это экстенсивный рост – за счет увеличения гособоронзаказа, площадей виноградников, объема добычи рыбы, перевалки грузов, строительства социальных объектов по нацпроектам и др. Отстают логистика, перерабатывающий сектор, региональный рынок во многом ограничен низкими доходами населения. В качестве пояснения отмечу, что перевалка является услугой порта по погрузочно-разгрузочным работам, логистика же – это перевозки и хранение. Хранение, в свою очередь, может быть с сортировкой, переработкой, упаковкой.

Тенденции к улучшению есть, но их необходимо поддерживать и развивать. В этой связи в Стратегии-2030 прорабатываются специальные разделы «Центры экономического роста» и «Ускорение экономического роста». На приемлемую динамику в 3-5% устойчивого роста в год республика может выйти уже за счет «импортозамещения» и расширения внутреннего рынка, также развития экспортно-ориентированных производств. Мощным драйвером роста может стать увеличение туристического потока, который с созданием пяти туристических кластеров, безусловно, вырастет.

Каково состояние и перспективы отдельных отраслей республики? Спикер НС РД Хизри Шихсаидов предложил восстановить профильное ведомство, которое будет ответственным за виноградарство и виноделие, определять планы и программы развития отрасли. Насколько это актуально?

– Председатель Народного собрания в свое время возглавлял профильное ведомство по виноградарству «Дагвино». У него сложилось свое видение отрасли, как, возможно, и определенные опасения по состоянию отрасли и ее перспективам. Новые ведомства по управлению значимыми для республики отраслями вполне могут быть созданы и успешно функционировать. В проекте Стратегии-2030 предложены альтернативные подходы к управлению – создание сильных институтов развития, организация кластеров и центров экономического роста. В качестве перспективного кластера сферы АПК предложен виноградно-вино-коньячный промышленный кластер (развивающийся кластер, уровень локализации – 1 место в РФ).

Что можно сказать о векторах развития туризма в Дагестане, обозначенных Сергеем Меликовым?

– Предложенные им ранее подходы к развитию туризма в Дагестане на основе организации пяти туристических кластеров доработаны в соответствующем разделе Стратегии-2030. Пять туристических кластеров, ряд туристских территорий регионального и местного значения, с учетом сложных географических и природно-климатических условий Республики Дагестан – это организационная система высшего порядка, которая требует качественного планирования, проектирования, конструирования в ближайшее десятилетие.

Перспективные кластеры и опорные проекты территорий объединены в стратегический проект РД, а реализация планируется с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессионных соглашений. Далее, если кластеры получат организационно-правовые формы, участников, управляющие компании и, самое главное, выйдут на этап реализации Программ развития, они могут развиваться автономно. Планируется также принципиальная схема туристской обеспечивающей инфраструктуры равнинной зоны. Необходимо провести инвентаризацию освоенных и действующих рекреационных зон с целью выявления потенциала специализации, перепрофилирования и строительства новых объектов, так как инфраструктура в чистом поле обойдется в 3-5 раз дороже.

Каковы итоги поездки Сергея Меликова по северным районам Дагестана? Наблюдаются ли первые результаты нового для руководства республики формата работы с муниципалитетами?

– Формат работы один – нет особых «своих» или «чужих» муниципалитетов, тем более, когда дело касается социально-экономического положения и проблем людей. Поэтому проводится сквозной аудит всей территории республики и каждого муниципалитета. В северной зоне сложилась непростая ситуация, связанная с землями отгонного животноводства, а теперь накладываются экологические проблемы. Чрезмерный выпас скота действительно может превратить степь в пустынную зону с соответствующей, хотя и с несколько измененной и обедненной, флорой и фауной. Процессам опустынивания подвержена вся территория республики к северу от Махачкалы.

Подобная ситуация складывается и в восточных территориях Ставропольского края, в Калмыкии и Астраханской области. Общая площадь территорий, подверженных процессам опустынивания превышает 6 млн гектаров. 19 мая 2021 года зафиксирована мощная пыльная буря, сформировавшаяся на территории Астраханской области, сильные фронты которой прошли по северным территориям Дагестана, а остаточная волна дошла и до Махачкалы.

В проект Стратегии-2030 РД включен специальный раздел «Восстановление экологического и хозяйственного баланса северной зоны». Для всей территории от Махачкалы до Южно-Сухокумска прорабатывается крупный Биосферный проект с новыми подходами к хозяйственному развитию территории. Дополнительно для Ногайского района предусмотрены программа комплексной экологической реабилитации, комплексный план развития территории, ряд инвестиционных проектов с государственной поддержкой. В основе лежит понимание того, что у нас нет лишних территорий и чужих народов, а значит и ногайский народ является нашим.

Что можно сказать об усовершенствовании закона о статусе земель отгонного животноводства в Дагестане, анонсированном Сергеем Меликовым? В мае на фоне победы дагестанских овцеводов на всероссийском конкурсе в очередной раз заговорили об успехах в этой сфере. Какова реальная картина в отрасли?

– Решения проблем в сфере земель отгонного животноводства прорабатываются совместно с республиканскими Минсельхозом и Минимущества, а также с независимыми экспертами, которые готовы предложить свои подходы. Многие проблемы снимаются с повестки через устойчивое развитие и вывод всей системы на более высокую ступень. Система планирования предложенного Биосферного проекта и его масштабы позволяют решить и проблему земель отгонного животноводства: скотопрогонных трасс, более 200 поселений, жилищные и социальные проблемы около 100 тысяч жителей.

В целях решения проблемы земель отгонного животноводства разработан и отдельный стратегический проект РД. Кроме того, группа специалистов готова в установленный срок представить Справку и проекты решений для внесения изменений в закон РД «О землях отгонного животноводства», эффективных действий правительства по стабилизации ситуации в отрасли овцеводства. Состояние отрасли нестабильное, как по ситуации с кормовой базой и ценами на корма, сбоем системы широкой племенной работы и воспроизводства, так и с учетом текущих проблем с пастбищными зонами и тенденцией к снижению поголовья.

Буквально позавчера врио Главы провел совещание по вопросам развития Каспийска. Какое видение Каспийска обозначил Сергей Меликов?

– Вопросы развития Каспийска активно прорабатываются как на федеральном уровне, так и в республике. При обсуждении 12 марта тезисного варианта Стратегии Сергей Алимович озвучил свою позицию и поручил выработать особые подходы и механизмы развития Каспийска. Соответствующие разработки и решения предложены в проекте Стратегии-2030.

Перспективы города Каспийск связаны с растущей быстрыми темпами городской территорией и обусловлены тем, что он становится место дислокации морской флотилии. В связи с принятым решением о передислокации кораблей (судов) Каспийской флотилии в район г. Каспийска возникает необходимость обеспечения военнослужащих жильем, а членов семей работой. Необходимо комплексное развитие города, предусматривающее интенсивное строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры. В Стратегии-2030 предложен стратегический проект РД для развития Каспийска.

Ранее неоднократно было заявлено, что по примеру Дербента и в других муниципалитетах республики могут быть приняты мастер-планы. Какие из них продвинулись в этом вопросе? Как обстоит дело в Махачкале?

– Собственно разработки мастер-планов не происходит. Однако, согласно положениям Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года, вводится понятие “агропромышленный центр” – территория одного или нескольких муниципальных образований, специализирующаяся на высокоэффективном агропромышленном производстве. Подобные пять центров экономического роста представлены в виде концепций территорий размещения и соответствующих стратегических проектов РД, прорабатывается и шестой.

Согласно Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года Махачкалинская агломерация отвечает требованиям категории “крупная городская агломерация”. В Стратегии-2030 предложен соответствующий стратегический проект РД, который вкупе с возможными подпрограммами 2 июня выносится на согласование с администрацией Махачкалы.

Как Вы оцениваете озвученные мэром Дербента в своем большом интервью планы по развитию древнего города? И в каких направлениях Дербент все-таки имеет перспективы?

– Интервью показывает, что пока проблем больше, чем планов, программ и, собственно, их результатов. Помимо действующей республиканской программы комплексного развития Дербента стоимостью 28 млрд рублей, формируется отдельная федеральная программа стоимостью 333 млрд рублей (в т.ч. федеральный бюджет – 53 млрд рублей). Согласно Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года Дербент имеет особый статус «историческое поселение», как один из старейших городов РФ и участие федерального центра в развитии города вполне обосновано. В проекте Стратегии-2030 РД предложен кластер культурно-познавательного, спортивного и экологического туризма в южной зоне (развивающийся кластер, уровень локализации – 1 место в РФ).

Какие стадии проходит Стратегия-2030 в процессе своей разработки? Известны ли какие-то новые подробности относительно проекта данного важнейшего документа?

Работы по стратегическому анализу и обоснованию стратегии долгосрочного развития РД начаты 11 января 2021 года. На основании проведенного анализа и представленных материалов обоснования, правительство приступило к формированию проекта Стратегии-2030 (Распоряжение правительства РД от 4 мая 2021г №160-р). Согласно поручению врио Главы РД Сергея Меликова Минэкономразвития РД в настоящее время приступило к согласованиям проекта Стратегии с министерствами, ведомствами, муниципалитетами.

Это документ государственного управления РД на десятилетие: речь идет о первой в РФ Стратегии социально-экономического развития субъекта, выполненной в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей на период до 2030 года и Стратегией-2030 РФ. В целях успешного завершения необходимо выделить бюджет проекта Стратегии, утвердить группу по формированию проекта, назначить ответственного руководителя группы и предоставить группе соответствующие условия коллективной работы.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Гость:

    … и ногайский народ является нашим…..

    Контекст фразы несколько странный, как-будто кто-то утверждает или утверждал обратное и ему пытаются доказать, что он не прав.