Справится ли новое правительство Дагестана со стратегическими задачами?
1Главным событием декабря в политической жизни Дагестана стало оглашение врио Главы РД Сергеем Меликовым нового состава правительства РД, а также его обновленной структуры. Некоторые министерства и ведомства приобрели новых руководителей, в то же время многие министры сохранили за собой посты, продолжив работу с приставкой врио.
Ситуация, когда половина состава правительства республики остается в статусе врио по истечении трех месяцев нахождения нового руководителя во главе Дагестана, не является необычной для нашей республики. Подобную ситуацию мы могли наблюдать в конце 2017 – начале 2018 гг.
Провалы власти в Дагестане в предыдущие периоды, о чем я говорил ранее, не позволят быстро сформировать законченную конфигурацию власти и кадрового состава, поэтому можно предположить, что переходный период завершится в сентябре 2021 года. Отчасти подтверждается озвученное мной предположение о дефиците квалифицированных кадров на конкретные позиции.
Если обратиться к примерам самоорганизации из дикой природы, только определенное количество перелетных птиц способны собраться в клин, полететь в правильном направлении и преодолеть огромные расстояния, и только достаточное количество пчел в улье (не менее 1000 особей) способны собирать мед в товарном количестве. Исходя из этого, у дагестанского правительства могут возникнуть проблемы с движением в правильном направлении и «сбором меда». Естественно, это влияет на эффективность управления трендами, ресурсами и достижения лучшего результата в точках их пересечения в будущем, в чем, собственно, заключается суть стратегии. Что в свою очередь ударит по интересам дагестанского народа.
Суть стратегии еще и в том, чтобы сохранить и улучшить то, что уже есть. Насколько мы знаем, наше правительство часто поступает с точностью до наоборот, и огромные проблемы накоплены именно в государственном сегменте. Увеличение количества министерств часто оправдывают необходимостью решения проблем в профильных сегментах. Помню времена, когда в Дагестане было 13 министерств, а руководитель республики попал под критику за создание четырнадцатого. Теперь министерств 21(!), а стало ли меньше проблем? Нет, их стало в разы больше. А ситуация с Минкомсвязи РД, деятельность которого критиковали многие эксперты, в том числе и в сфере цифровизации. Сейчас же создано новое министерство цифровизации, которое возглавил как раз прежний глава Минкомсвязи РД. Хотя в других регионах страны обычно создаются не министерства, а управления распределенных реестров, руководителями которых назначаются известные в стране специалисты по блок-чейну и цифровизации.
В целом, вопросы об актуальности возникают по отношению к половине министерств, которые вряд ли смогут обосновать свое существование. Вместо ожидаемой реформы «слияний и поглощений», мы видим увеличение числа министерств и остальных госведомств, госслужб. Инстинкт самосохранения системы оказался сильнее, чем мы ожидали: вслед за ростом республиканского бюджета не отстает и государственный аппарат. Происходящее в итоге выдадут за рост бюджетной обеспеченности на душу населения!
Негосударственный сегмент экономики (4/5 экономики), стратегическое рыночное планирование и управление рисками важнее, чем управление бюджетом (1/5 экономики) и госпрограммами. Именно такой подход в последнее время практикует федеральное правительство. Инициированы серьезные реформы, сокращается количество ведомств, в остальных персонал уменьшается на 10%. Главой государства поставлены задачи развития рыночного сегмента экономики, стимулирования бизнеса, предпринимательства, объявлен новый инвестиционный цикл, предложена широкая программа преференций и прямой поддержки инвестиций, усилены институты развития. Тогда как республиканское правительство и Народное собрание заняты бюджетом, причем большая часть затрачиваемых ими времени и денег уходят на решение проблем.
Важно понимать: неуправляемое развитие способно продуцировать проблемы, риски и угрозы еще более высокого порядка. Мы это наблюдаем на примере многих отраслей дагестанской экономики, или хаотичной застройки в Махачкалинско-Каспийской зоне. Таким образом, отсутствие должного внимания к стратегии, стратегическому планированию и соответствующим документам сегодня, приведет к новым катастрофическим разрывам и диспропорциям в будущем. А правительство в таком случае вместо института развития постепенно будет превращаться в перманентную пожарную команду. Судя по последним назначениям, роль вице-премьеров становится еще менее понятной, хотя они должны быть центрами компетенций и решений. Имеются вопросы к утвержденной программе республиканского правительства, и к основному документу планирования – республиканскому бюджету.
Что говорить о разрывах в будущем, если в Дагестане ежегодно серьезные разрывы допускаются в реализации нацпроектов, исполнение которых находится на личном контроле президента страны! У правительства Дагестана в прежние годы нередко возникали значительные проблемы, как только перед ними ставились сложные задачи. Важно иметь в виду, что разрывы по нацпроектам возникали между освоенными средствами и качеством объектов, между выделенным бюджетом и кассовым исполнением, между бюджетом и привлекаемыми по нему инвестициям – ведь параметры нацпроектов рассчитаны таким образом, что достичь их можно только через привлечение внебюджетных инвестиций.
Более чем странным казались сильные разрывы в мониторинге, контроле и корректировке исполнения нацпроектов – администрация Главы, правительство и многочисленные контрольно-счетные органы вместо ежемесячного мониторинга исполнения нацпроектов и своевременной корректировки по итогам года с прискорбием сообщали о возврате неосвоенных средств в Москву – более 25 млрд рублей за 2018-2020 гг. Сумма соразмерная 50 школам и 100 детским садам, которые мы не получили! Кто признан виновным, и кто наказан?
Столь разрекламированный предыдущим правительством Дагестана документ Стратегии-2035, над которым исполнитель (Совет по изучению производительных сил (СОПС) Академии внешней торговли Минэкономразвития РФ) работал в течение двух лет, так и не был принят. Хотя регионы разрабатывают документ по требованию самого Минэкономразвития РФ, команда СОПС почему-то решила формировать Стратегию республики без проведения стратегического анализа территории, да и, собственно, без стратегии.
Какими-то невероятными усилиями Минэкономразвития РД удалось за последний год привести документ в более или менее вменяемый вид, сформировать госпрограммы и стратегические проекты. В ноябре 2019 года был проведен аудит представленного СОПС первого варианта документа, исполнителям направлены в огромном объеме замечания, предложения, позже скорректированы госпрограммы и стратегические проекты. Сотрудниками Минэкономразвития РД и экспертами в июле-августе проводились согласования госпрограмм с министерствами и ведомствами.
Кроме того, увы, и новое поручение Главы Дагестана Сергея Меликова разработать до конца текущего года Концепцию развития республики так же невыполнено. В этой связи предлагаем правительству тезисный план Концепции развития Дагестана.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2021-2024 гг. И ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Концепция социально-экономического развития Республики Дагестан на 2021-2024 гг. и период до 2030 года (далее – Концепция) разрабатывается в соответствии с поручениями врио главы РД Меликова С.А. по итогам заседания Правительства РД, состоявшегося 18 ноября 2020 года. Концепция определяет цели, основные задачи и направления социально-экономического развития региона, а также пути обеспечения экономического роста и достижения национальных целей, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Концепция представляет собой видение будущего и обобщающую модель РД в перспективе. Концепция подразумевает идентификацию направления развития региона, поиск ответов на вопросы о том, где мы и кто мы сегодня, что мы хотим и куда мы идем. Таким образом, формулируется образ желаемого будущего, который, по сути, является стратегическим видением с учетом триады устойчивого развития: экономических, социальных и экологических аспектов развития.
В текущих условиях перспективы социально-экономического развития РД во многом зависят от безотлагательных реформ по широкому спектру направлений. Их необходимо проводить, опираясь на существенную помощь и поддержку федерального центра и дагестанского общества, синхронизировав планы региона с планами общественно-политической модернизации и социально-экономического развития страны.
Развитие РД должно быть нацелено на обеспечение гармоничного развития человека, соответственно, на сохранение и приумножение человеческого потенциала, на качественные изменения в демографических процессах в республике, в сферах образования, здравоохранения, культуры и экологии – при ухудшении параметров в этих сферах не может быть и речи о процессе развития. Кроме того, важно обеспечить сбалансированное развитие на основе естественных преимуществ и внутренних ресурсов – традиционной специализации региона и существующей экономики, которые не исчерпали свой потенциал.
Форсирование регионального развития не должно игнорировать особенности РД, обычаи и ментальность, идеологические ценности коллективов людей и отдельно взятого человека – это огромные риски «невключения» консолидирующих мотиваций, необходимых для успешного развития. Успешного регионального развития невозможно достичь только традиционными экономическими методами. Система ценностей и мотиваций, как у значимых региональных «игроков», так и у жителей региона в целом, является центральной для успешного решения ключевых задач развития.
Целью разработки Концепции является обеспечение устойчивого социально-экономического роста и развития РД на основе эффективного использования человеческого и природно-ресурсного потенциала, конкурентных преимуществ региона, решения ключевых проблем, препятствующих инвестиционному, инновационному, пространственному развитию республики, сохранению природной среды.
Среди долгосрочных целей РД выделяются создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни населения, включая уровень здравоохранения, образования и культуры, а также становление и развитие постиндустриального общества. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение прироста валового регионального продукта.
Основными задачами реализации Концепции являются улучшение территории и социальной среды, обеспечение условий для выхода из «колеи» (траектории предшествующего развития), определение стратегических перспектив развития, достижение экономического роста, формирование новой модели развития.
В качестве тактических целей регионального развития также выступают промежуточные задачи по изменению ситуации, неблагоприятной для развития республики, и по созданию условий, необходимых для ее успешного развития. Среди тактических целей развития региона можно назвать привлечение новых видов бизнеса, расширение существующих бизнесов и развитие малого бизнеса. Кроме того, к тактическим целям можно отнести развитие промышленности, развитие сферы услуг, повышение уровня занятости населения.
Концепция является документом, определяющим необходимые условия и основные направления Стратегии социально-экономического развития РД на период до 2030 года. В кризисные годы, характеризующиеся высокой турбулентностью процессов и неопределенностью будущего, знание стратегических перспектив позволяет выбрать правильные ориентиры и снижать риски.
Основные разделы Концепции включают диагностику социально-экономического положения (состояние ключевых комплексов, земельно-имущественный комплекс, социальный аспект, научно-технический аспект, экологический аспект, основные проблемы и диспропорции); видение развития (анализ среды, стратегические альтернативы, целевые индикаторы, сценарии развития); государственную региональную политику (направления структурных реформ, повышение качества административного управления регионом, улучшение социальной среды, экономическую политику, стратегию улучшения территории); концепцию экономического развития (достижение экономического роста, долгосрочное экономическое развитие, стратегию привлечения инвестиций, маркетинговую стратегию, интеграцию в мировую экономику).
Так как Концепция во многом определяет Стратегию-2030 РД, то целесообразно обозначить модель Дагестан-2030 (комфортная среда, конкурентоспособная экономика, высокий уровень жизни, устойчивые потоки, лучшее позиционирование): как Улучшение территории + Эффективная экономика + Новая социализация обеспечивают республике Большие потоки, Новые выгоды и Лучшую позицию.
Необходимые условия формирования новой модели: политическая воля, законность и правопорядок, стратегический анализ территории, институционализация процесса, инвестиционная привлекательность территории, реализация стратегических проектов.
В модели должны быть реализованы основные положения базовых региональных стратегий: пространственной, инфраструктурной, ресурсно-факторной, отраслевой, кластерной, инновационной, маркетинговой, институциональной, инвестиционной. Ключевыми факторами успеха формирования модели являются ресурсообеспеченность, сбалансированность, технологичность, конкурентоспособность, эффективность.
Этап 1 (2021-2024 гг.). Мобилизация:
- в условиях кризиса масштабное перераспределение ресурсов государством и их концентрация на направлениях, объявленных приоритетными в целях решения проблем и структурного реформирования;
- создание институциональной среды, благоприятной для развития бизнеса;
- опережающее развитие инфраструктуры;
- создание базовых условий для достижения экономического роста и устойчивого экономического развития.
Этап 2 (2025-2030 гг.). Модернизация:
- специализация региона;
- кластерная организация экономики;
- опережающий рост инвестиций;
- реализация принципов шестого технологического уклада и устойчивой экономики;
- стратегия достижения лидерства среди регионов страны.
Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Пока чиновник, будет думать как хапнут и чем больше тем лучше, будет отписывать, тянут отказывать, вредить, рыскать где с кого содрать, и за это всё с него жестко никто с контрол и надзорных и судебных органов ничего не спросит, ничего не выйдет.
Нужен срочно закон, ставящий в рамки чиновника. страна и его народ больше страдает от коррупции чем от негодяев бандитов отшепенцев и т д. почему. Бандита террориста уголовника знают и ими занимаются определенные структуру кому это вменено в обязанности, рано или поздно будет нейтрализован. а Чиновник взяточник, коррупционер и т д его надо умет выявлять нейтрализовать, что не всегда получается, он намного опасен и больше наносит вред, порой все жизнь