Шарвили, Ахты, Сталин и непроверенные слухи
4Эта странная история началась после публикации 9 октября в соцсети Facebook информации о том, что на главной площадке Международного тотального диктанта на лезгинском языке в историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале состоится презентация фильма «Шарвили. Из глубин веков в грядущее». Ее опубликовала на своей страничке автор фильма, тележурналист Гулера Камилова.
Однако данный пост почему-то вызвал эмоциональную реакцию у нескольких людей. Точнее не пост, а прикрепленная к нему афиша, на которой был изображен памятник «Защитнику Отечества» в Махачкале. Монумент ассоциируется с одноименным героем народного эпоса Шарвили (на самом памятнике написано: Славным Защитникам Отечества, подразумевая, что он представляет собой собирательный образ).
Довольно витиевато на него отреагировала искусствовед Джамиля Дагирова. «Ваять Шарвили, теперь Сталина… он тоже лезгинский герой. Скоро к вам придет пятиметровый ОН. ВОТ ТО СЧАСТИЕ НАСТАНЕТ, АЖ СТРАШНО», – написала она в комментарии, который имел совсем мало отношения к теме поста и оставлял много вопросов. Однако расшифровывать свою аллегорию Дагирова, как ее об этом попросила автор поста, не стала.
Впрочем, вечером 13 октября на страничке историка Патимат Тахнаевой в продолжение темы, поднятой Дагировой, появилось сообщение, озаглавленное «ВЕСТИ из Дагестана. В рубрике «Ни дня без говнища». В ней Тахнаева превентивно обрушилась с негодованием на жителей села Ахты, в котором, по ее словам, планируется установить многометровый памятник «вождю советского народа», призвав не допустить этого. Однако на следующий день, после того, как ей написали, что данная информация не соответствует действительности, пост был удален без объяснений.
Тем не менее, скульптор Шариф Шахмарданов, автор того самого монумента «Защитнику Отечества», вошедшего, кстати, в «Золотой фонд лучших произведений России» (возможно, именно его и предлагала сделать нерукопожатным человеком Тахнаева) в телефонном разговоре с журналистом РИА «Дербент» прояснил многие вопросы.
В настоящее время Шахмарданов работает над восстановлением монументальной композиции в Санкт-Петербурге, центральным элементом которой является Сталин. Однако насчет памятника Иосифу Сталину в Ахтах он ничего не слышал кроме того, что старый памятник, который в советское время собирались разрушить, сохранил у себя во дворе один из местных жителей. В журнале «Дружба Народов» в публикации об этом селении Веры Харченко один из ахтынцев так прокомментировал причину сохранения памятника: «Судить можно, но замалчивать, уничтожать память – нет».
Шариф Шахмарданов пояснил, что согласно решению правительства о восстановлении утраченных памятников (подробнее см.: Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ) такие культурные объекты будут восстанавливаться по всей России.
Восстанавливаемый в Санкт-Петербурге монумент, по словам Шахмарданова, представляет собой 15-метровый памятник Сталину, а также 16 героям, форсировавшим реку Свирь в 1944году (начальный этап Свирско-Петрозаводской операции, приведшей к выходу Финляндии из войны). Среди них есть и один дагестанец – Герой Советского Союза Александр (Араз) Алиев. Данная композиция носила название «Приказ». Однако в хрущевское время она, как и многие памятники Сталину, была демонтирована скрытно от общественности. Теперь представители Лодейнопольского района Ленинградской области хотят ее восстановить. И с этой просьбой обратились к Шарифу Шахмарданову.
Несмотря на то, что имеются разные взгляды на исторические события и роль в них Иосифа Сталина, в Лодейнопольском районе, в котором в 1931-37 гг. находился Свирлаг (Свирьский концентрационно-трудовой лагерь), наиболее близкий к Ленинграду объект в системе ГУЛага, столь острых эмоциональных всплесков как в Дагестане не наблюдалось даже у хранителей Лодейнопольского историко-краеведческого музея.
Амиль Саркаров
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Этих тупиц дагировых и всяких тахнавщин ещё и историками называют? Они элементарных вещей не знают,у них в тупой их голове один национализм. Не обращайте внимание на них. Сабаки лают,а караван идёт.
Ужасные времена наступили. Каждый старается отметится в интернет-пабликах своим "мнением", зачастую даже не прочитав о чем пишут или не поняв, что хочет сказать автор… Лишь бы быстрее опубликовать своё " единственно правильное мнение"…. Причём тут Шарвили и Сталин?… Что объединяло в данной статье этих двух человек? Над этим подумать у наших "историков" нет времени… Надо срочно написать какую то чушь несусветную, тем более оно будет касаться лезгин… Не могу понять, почему такое ревностное отношение к лезгинам? Может уважаемые историки объяснят?
Да Алишер! Мы не умеем себя преподнести из за сверх крыши скромности.Уже время показывает кто есть кто а так в Даге каждый народ должен быт на свой получке по менталитету.А также 40(сорок коренных) нации одинаков права, если нет нац борьба в Дага на века.
Некоторых представителей северного Дагестана почему-то сильно нервирует история лезгин. Причем, реальная история, документально обоснованная. А не выдуманная, и не разрекламированная. Единственным обоснованием которых не являются утверждения "я так думаю" или "отсюда можно сделать вывод…" Их нервирует эпос "Шарвили", история полководца и государственного деятеля Хаджи Давуда, плеяды известнейших за пределами Дагестана Алкадарских (в том числе герой соцтруда гениальный конструктор времен ВОВ Генрих Гасанов, его брат основатель дагестанской профессиональной музыки Готфрид Гасанов), Лезгинцевых, Шайдаевых и др., внесших значительный вклад в науку и укрепление государственности СССР и России, за то,что всех дагестанцев раньше называли лезгинами, за то,что Танхо Израилов назвал в будущем всемирно известный ансамбль "ЛЕЗГИНКА" в честь женщины лезгинки (читайте воспоминания Т. Израилова о создании этого ансамбля), за то, что основанный в 1931 году ДГУ до 1951 года носил имя С.Стальского и т.д., и т.д., и т.д.. У лезгин есть чем гордиться, но они не кичатся, не бравируют этим. Ругаются те, у которых нет аргументов, но есть сильное желание быть гегемоном.Давайте будем жить в нашем Дагестане уважая, любя друг друга. НЕ стараясь перетянуть одеяло только на себя, деля общий пирог по справедливости. Надо помнить, какими бы аргументами не оправдывал свое желание быть хозяином в чужом доме, Бог все видит и воздаст по намерениям. Тем более, что мы всего лишь гости на этом свете и с собою ничего не унесем.