С требованием восстановить статус татарского как госязыка республики обратились в Верхсуд РФ

Административное исковое заявление в Верховный суд Российской Федерации с требованием приведения ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) в соответствие с Федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан, которое гарантирует обязательное преподавание государственного татарского языка в школах Татарстана в равных объемах с государственным русским языком направил житель г. Набережные Челны Р. Хуснуллин. Кроме того, подготовлен аналогичный иск от директора казанской школы СОлНЦе Павла Шмакова.

Родитель несовершеннолетнего ученика заявляет, что в ноябре 2017 года по неизвестной причине, без согласия родителей, СОШ №** г.Набережные Челны сократила преподавание татарского языка на 3 часа в неделю, и эти часы прибавил для изучения русского языка. «В настоящее время мой сын изучает государственный язык республики (родной язык) всего 3 часа в неделю и 9 часов в неделю изучает государственный язык РФ — русский язык», — говорится в иске.

Ответчиком по иску выступает Министерство образования и науки РФ. Третьими лицами являются Генеральная прокуратура Российской Федерации, Президент Российской Федерации, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №**с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны.

Отметим, что по данным СМИ в октябре 2017 года школы в Республике Татарстан стали получать представления прокуратуры. Надзорная инстанция потребовала исключить татарский язык из обязательной программы и перевести его в факультатив. Прокуратура указала, что русский язык преподается в школах в недостаточных объемах, после чего учреждения начали корректировать свои учебные планы.

Ранее РИА «Дербент» сообщало, что Ассоциация Преподавателей Лезгинского Языка готовит официальное обращение в адрес Президента РФ Владимира Путина с просьбой вмешаться в ситуацию, сложившуюся с родными языками республики.

Исковое заявление в полном объеме*

Мы готовы к сотрудничеству со всеми, кто заинтересован в обеспечении законности и справедливости в нашей стране.

В Верховный суд Российской Федерации

121260, г. Москва, ул. Поварская д.15

Административный истец:

Хуснуллин Р в защиту интересов несовершеннолетнего сына **

Административный Ответчик:

Министерство образования и науки

Российской Федерации (Минобрнауки России)

Россия, 125993, Москва ул.Тверская, д. 11 ГСП-3

Третье лицо:

1.Генеральная прокуратура Российской Федерации

Адрес125993, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а

2.Гарант Конституции

Президент Российской Федерации

103132, г.Москва, ул. Ильинка, д. 23

3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №**с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны

Адрес:​**

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Мой сын, **учится в **классе МБОУ СОШ № ** г. Набережные Челны.

Согласно учебному плану, утвержденному на 2017-2018 учебный год, а также в соответствии с дневником учащегося, расписанием звонков и занятий с начала учебного года он изучал государственный язык Республики Татарстан — татарский язык 6 часов в неделю (грамматика и литература). Такое же количество часов он изучал и русский язык.

Однако в ноябре 2017 года по неизвестной причине, без согласия родителей, СОШ №** г.Набережные Челны сократила преподавание татарского языка на 3 часа в неделю, и эти часы прибавил для изучения русского языка. В настоящее время мой сын изучает государственный язык республики (родной язык) всего 3 часа в неделю и 9 часов в неделю изучает государственный язык РФ — русский язык.

Кроме того, все остальные предметы преподаются также на русском языке.

08 февраля 2018г. я обратился с просьбой о восстановлении количества часов для преподавания государственного языка Республики Татарстан, что предусмотрено законодательством Республики Татарстан.

07 марта 2018г. СОШ ** г.Набережные Челны со ссылкой на Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 и от 17.12.2010г. № 1897 и утвержденные ими ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования образовательными учреждениями) Истцу было отказано в восстановлении количества часов преподавания государственного языка Республики Татарстан.

В обоснование отказа администрация МБОУ СОШ №** г. Набережные Челны указала, что в соответствии с п.18.3.1. ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.

В связи с тем, что в- МБОУ «СОШ №** с углубленным изучением отдельных предметов» имелись упущения, приводящие к нарушению прав обучающихся лиц и их родителей (законных представителей) на получение гарантированного, общедоступного образования в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЭ, на основании решения педагогического совета от 30.10.2017г. № 6 приказом по школе от 30.10.2017г. № 314 учебные планы МБОУ «СОШ №** с углубленным изучением отдельных предметов» на 2017/2018 учебный год приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, учтены мнения родителей (законных представителей) о возможности свободного выбора языка, о котором говорил Президент РФ, в связи с чем МБОУ СОШ №** г.Набережные Челны получило предписание прокуратуры.

Вместе с тем не учтено, что учебные планы в ФГОС явно противоречат закону, что татарский язык — является для моего сына и родным и государственным языком Республики Татарстан, имеющим привилегированное положение в Республике относительно других языков народов, которые являются для обучающихся родными (к примеру: карельский, мордовский, башкирский, чувашский и т.д.).

Кроме того, обучение государственному языку Республики Татарстан, имеющий статус публичного (официального) языка не может основываться на добровольности, поскольку публичность предусматривает обязательный норматив и преподавание государственного языка Российской Федерации не должно ущемлять права национальных меньшинств и прав субъектов РФ на установление общеобязательных дисциплин по изучению государственных языков республик в том же объеме, что и русский язык.

1.Истец считает, что оспариваемые им положения нормативных актов нарушают права его ребенка, обучающегося в Муниципального бюджетном общеобразовательном учреждении города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №**» поскольку создают предпосылки вольного толкования в правоприменительной практике права (компетенцию) субъектов Российской Федерации на установление общеобязательного государственного языка республики, преподавание которого должно обеспечиваться в равных объемах, что и государственный язык Российской Федерации.

Как следует из п. «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В силу ч.2 ст.68 Конституции Российской Федерации республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои государственные языки. Субъекты Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства.

Соответственно придание одному из языков России статуса государственного не должно умалять права и законные интересы этнических групп, для которых русский язык не является родным в местах их наибольшего (компактного) проживания (на исторически сложившейся национально-культурной территории, пользовавшейся даже во времена СССР статусом Автономной республики в составе РСФСР).

Как следует из ч.1 ст.10 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.

В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

В силу ч.1 ст.1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года №1-ЗРТ «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан». Статус татарского языка как государственного языка предусматривает обязательность его использования в сферах, определенных Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках народов Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Республики Татарстан от 8 июля 1992 года №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан на пользование татарским языком как государственным языком.

Как следует из ч.2, 3 ст.8 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ «Об образовании» в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Татарстан, преподается и изучается татарский язык в соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан».

В силу ст.9 Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в равных объемах в рамках федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования. Преподавание и изучение татарского языка осуществляются в соответствии с имеющими государственную аккредитацию образовательными программами, разработанными с учетом различного уровня подготовки обучающихся.

Указанные акты Республики Татарстан не признаны недействующими или неконституционными, сохраняют свою юридическую силу и не предусматривают добровольность и альтернативность изучения государственного языка Республики Татарстан.

В пункте 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» было указано, что в « целях обеспечения на территории Республики Татарстан использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель Республики Татарстан вправе — по смыслу статьи 68 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 43 и в соответствии с федеральным законодательством — предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан при получении основного общего образования.

Следовательно, введение законами Республики Татарстан изучения татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан само по себе не нарушает закрепленные Конституцией Российской Федерации право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения (статья 26, часть 2) и право на образование (статья 43), а также вытекающие из нее право родителей или лиц, их заменяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей (пункт 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»), право на получение основного общего образования на родном языке (пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации «Об образовании»), согласуется с таким принципом государственной политики в области образования, как защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, и отвечает предъявляемому к содержанию образования требованию — содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, этнической принадлежности (пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Тем самым проживающим в Республике Татарстан лицам, которые не владеют татарским языком, предоставляется возможность изучать его».

В соответствии со ст.6 и ст.79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Указанные конституционные положения сохраняют свою юридическую силу, однако при принятии оспариваемых истцом ФГОС не были учтены.

Оспариваемые Истцом п.19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, п. 18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 предусматривают «возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения».

Вместе с тем к числу обязательных дисциплин государственные языки республик не отнесены, государственные языки республик отождествляются с дисциплиной «родной язык», что создает неопределенность в правоприменительной практике, в т.ч. понимание того, что изучение государственного языка республики должно производиться добровольно, без учета особенностей, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 N 16-П.

Указанный правоприменительный подход, изложенный в оспариваемых актах противоречит ч.2 ст.68 Конституции Российской Федерации, ст.3 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», ч.1 ст.10 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», ч.3 ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» и является фактически незаконным вмешательством в исключительную компетенцию субъекта РФ – Республики Татарстан (п.13-13.2 ч. 2 ст.26.3 ФЗ «Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), поскольку приравнивает государственный язык республики к родному языку, который не всегда у обучающегося может быть тождественен с государственным языком Республики Татарстан, который в силу разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 N 16-П, может являться для обучающихся общеобязательным наряду с государственным языком Российской Федерации.

Также истец считает, что предоставление «иностранному языку» общеобязательности, предусматривающую итоговую аттестацию и непредоставление государственным языкам республик в оспариваемых ФГОС признаков общеобязательности для обучающихся на территории Республики Татарстан фактически умаляет право субъекта РФ Республики Татарстан на свой государственный язык, закрепленное в ч.2 ст.68 Конституции РФ, ст.3 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», ч.1 ст.10 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и Конституции Республики Татарстан.

Оспариваемые положения ФГОС, создающие условия для добровольности изучения государственных языков республик, по мнению Истца создают предпосылки для нарушения прав обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №32», поскольку они в будущем будут менее конкурентоспособны, т.к. не владеют государственным языком республики, необходимым в общении и деловой переписке в органах государственной власти субъекта РФ и органах местного самоуправления.

Указанные несоответствия фактически направлены на принудительную русификацию, ассимиляцию татаро-язычного населения и татарского этноса, как второго по численности этноса России, и как следствие, утраты национально-этнической самоидентификации, т.к. предусматривают добровольность изучения татарского языка (гражданами иной национальности) и получения образования на государственном языке республики, который впоследствии (при проведении ЕГЭ) оказывается не нужен для прохождения итоговой или промежуточной аттестации, а полученное в «татарских классах» (имеющих собственную этническую специфику) образование оценивается по критериям ФГОС, не учитывающим указанную этническую принадлежность обучающегося, т.к. сдача обучающимися в национальных классах ИГА (ЕГЭ) на татарском языке прикладных и гуманитарных дисциплин вышеуказанными актами не предусмотрена.

Согласно ч.1.1 ст.21 КАС РФ дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов подсудны Верховному Суду РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1.1 ст.21 КАС РФ, ст.124-125 КАС РФ, Главой 22 КАС РФ, ч.2 ст.68 Конституции Российской Федерации, ст.3 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», ч.1 ст.10 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», ч.3 ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации», п.13-13.2 ч. 2 ст.26.3 ФЗ «Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), пунктом 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 N 16-П, ч.1 ст.8 Конституции Республики Татарстан, ч.1 ст.1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года №1-ЗРТ «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан», ч.2, 3 ст.8 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ «Об образовании», Законом Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», ст.6, 13, ст.14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.2 Протокола 1 к ней, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ

ПРОШУ:

1.Признать пункт 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, пункт 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, пункт 18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413, в части исключающей обязательность изучения государственного языка Республики Татарстан противоречащими действующему федеральному законодательству ч.2 ст.68 Конституции Российской Федерации, ст.3 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», ч.1 ст.10 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», ч.3 ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации», п.13-13.2 ч. 2 ст.26.3 ФЗ «Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) , пункту 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 N 16-П.

2.Признать пункт 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, пункт 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, пункт 18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 частично не действующими в части исключения возможности получения образования на государственном языке Республики Татарстан в равных объемах с государственным языком Российской Федерации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



С требованием восстановить статус татарского как госязыка республики обратились в Верхсуд РФ

1 комментарий

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение