Революционный труд – Albania Caucausica
0В свет вышла новая, научно достоверная книга о Кавказской Албании. Поистине революционное достижение ФЛНКА было презентовано на недавней Международной научной конференции «Дербент-2000: Перекресток цивилизаций», которая состоялась 10 июня в московском Президент-отеле.
Речь идет о презентации первого тома уникального научного сборника «Albania Caucasica», или «Кавказская Албания», который был издан накануне Институтом востоковедения РАН при финансовой поддержке ФЛНКА.
Суть конференции
Что касается Международной конференции, то это масштабное мероприятие было организовано под эгидой ЮНЕСКО Федеральной лезгинской национально-культурной автономией, Институтом Востоковедения РАН и Министерством культуры Республики Дагестан. Конференция была приурочена к 2000-летнему юбилею города Дербента. Напомним, это не первая научная конференция, посвященная истории Кавказской Албании и албанистике в целом. Но все же, масштабные научные форумы, посвященные данной тематике, достаточно редки. Каждый из них имеет важнейшее значение, потому что именно на них историки могут представить вниманию общественности свои новые труды, раскрывающие белые пятна истории древнего государства и населяющих его народов, а также обобщить предыдущие материалы. Среди участников конференции были парламентарии федерального уровня, представители иностранных посольств, общественных организаций, научные деятели, историки, академики, известные общественные деятели.
Дефицит научных трудов по Албании
Что касается презентации первого тома уникального научного сборника «Albania Caucasica», изданного накануне Институтом востоковедения РАН при финансовой поддержке ФЛНКА, то она имела к данной Конференции самое непосредственное отношение. Долгое время в научной и общественной среде чувствовалась необходимость в сборе всего этого массива ценной информации по истории Кавказской Албании, чтобы представить широкому кругу читателей новейшие наработки научных исследований в области албанистики.
С этой целью была создана единственная в своем роде книга «Albania Caucasica», первый том которой и был презентован на минувшей конференции. «Albania Caucasica» включает в себя избранные материалы, которые были представлены и апробированы на международных форумах «Кавказская Албания и этнокультурное наследие» (Ереван, 2007г.), «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность» (Москва, 2008 г.) и «Место и роль Кавказской Албании в истории Азербайджана и Кавказа» (Баку, 2011 г.).
Содержание сборника
Помимо материалов, представленных на перечисленных конференциях, авторы включили в книгу статьи, написанные специально для этого сборника. В работах авторов из Азербайджана, Армении, Грузии, России и Франции затрагиваются важнейшие аспекты политической и этнической истории Кавказской Албании, проблемы ее письменности, религии и культуры. Форзац книги украшает «Карта Колхиды, Иберии, Албании и сопредельных стран» французского картографа XVIII в. Анри Лиебо. А на титуле книги вверху размещен оттиск печати албанского царя Асвагена, этот же символ украшает и герб ФЛНКА. Авторами-составителями книги являются учёный, историк и исламовед, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов и доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Муртазали Гаджиев.
Оба ученых широко известны своими научными статьями и публикациями по истории Кавказской Албании. В своих трудах они затрагивали разные аспекты истории и историографии древнего государства, неизменно вызывавшие большой интерес как в научных кругах, так и среди любителей истории. В этом ключе им действительно есть что представить вниманию общественности в своей новой книге. Усилиями ФЛНКА в 2008 году в Москве был проведен Международный научный симпозиум «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность». Мероприятие было примечательно тем, что это был первый научный симпозиум, посвященный истории Кавказской Албании. До того албанистика не удостаивалась сколь бы то ни было заметного внимания даже в российском научном кругу, поэтому значение этого научного форума, проведенного силами Лезгинской автономии, очень велико, это было поистине эпохальное событие.
А между тем, Кавказская Албания – это одно из самых первых государств, появившихся на территориях, ныне входящих в состав Российской Федерации, и первое, принявшее христианство. Значение Кавказской Албании для лезгинских народов и всей России трудно переоценить, историческое наследие этого относительно малоизученного государства является общим достоянием всех лезгинских народов.
Ответ попыткам фальсификации и политизации истории
Вот что пишут в предисловии создатели этого уникального издания: «…Составители сборника приложили максимум усилий для того, чтобы избежать политизации научных проблем, относящихся к истории Кавказской Албании, и потому пригласили все заинтересованные стороны к открытому научному диалогу. Мы исходим из аксиомы, что политика не должна диктовать исторической науке свои оценки и пожелания, какими бы благими целями она не прикрывалась, хотя и понимаем, что эта задача порой трудна и не всегда выполнима по ряду объективных и субъективных причин. Но это единственный путь, по которому надо двигаться в научном поиске…» Действительно, сложно не согласиться с этими утверждениями, – с каждым годом мы наблюдаем все большую политизацию и идеологизацию исторической науки.
Целью проекта, прежде всего, является установление исторических реалий. Что это было за государство – Кавказская Албания, какие народы были вовлечены в его орбиту, какую роль оно сыграло в становлении государств Закавказья и современных государств данного региона, в том числе Южной России. Особенно интересна роль Кавказской Албании в период принятия христианства и в период принятия ислама. Потому что это две современные религии, которые на территории Российской Федерации впервые закрепились именно на землях Кавказской Албании. Актуален вопрос о южной границе Российской Федерации… Попытка ученых поговорить, обсудить, прийти к общему мнению в этих вопросах во многом снижает остроту политических дискуссий и спекуляций. При этом составителям сборника удалось собрать под одной обложкой труды ученых из многих стран. В том числе из Азербайджана и Армении. До сего момента азербайджанские авторы избегали участия в прямых дискуссиях по историческому наследию Кавказской Албании.
Преодоление ангажированности
Это было связано с тем, что из-за своей значимости наследие Кавказской Албании стало предметом политических, псевдоисторических спекуляций. Историки Азербайджана пишут о нем, как о тюркском государстве, населенном тюркскими племенами. А в школьных учебниках истории этого государства в разделах, посвященных истории Кавказской Албании, нет ни слова о народах лезгинской группы.
Естественно, за пределами Республики Азербайджан такая интерпретация истории обречена на провал, так как мировому научному сообществу прекрасно известно, что Кавказская Албания не могла быть тюркским государством. Более того, бесспорно, что потомками племен Кавказской Албании являются народы лезгинской группы. Однако, несмотря на это, азербайджанская сторона не прекращает попыток присваивания искажения наследия Кавказской Албании.
Периодически со стороны азербайджанских общественных деятелей, аффилированных с официальным Баку, звучат претензии на Дербент и историю Албании. Цель масштабных мероприятий, организованных ФЛНКА, – симпозиумов, конференций, круглых столов, – заключается в том, чтобы авторитетные ученые-историки из самых разных стран мира очистили историю Кавказской Албании от политизирования и развеяли появляющиеся псевдоисторические мифы.
Таким образом, в 2013 году ФЛНКА достигла договоренности с Российской Академией наук об издании первого выпуска научно достоверной книги об истории Кавказской Албании, которая поможет читателю не впасть в заблуждение под влиянием массы ложных статей, публикаций и книг об истории этого государства. В итоге появилось на свет замечательное издание, сборник серьезнейших научных публикаций под названием «Albania Caucasica». Отрадно, что азербайджанские авторы начинают постепенно признавать, что наследие Кавказской Албании не является напрямую тюрко-азербайджанским. Но при этом они справедливо отмечают, что народы Кавказской Албании на протяжении долгих веков оказывали сильное влияние на этногенез самого азербайджанского народа.
Сохранить наследие лезгинских народов
Проблема также состоит и в том, что на протяжении 70 лет советской эпохи и за 25 лет новейшей истории, азербайджанские историки не хотели признавать тот факт, что удины, табасараны, рутульцы, цахуры, лезгины, агулы, крызы имеют очень близкую степень культурно-языкового родства и выделены в общую языковую группу. Говоря о Кавказской Албании, азербайджанские ученые практически никогда не упоминают о лезгинских народах. А некоторые дагестанские историки, касаясь народов Кавказской Албании, избегают термина «лезгинские народы», предпочитая термины «самурские народы» или «народы Южного Дагестан».
Ни азербайджанские, ни дагестанские политики не скрывают истинных целей в их попытках исказить историю Кавказской Албании. Это происходит из-за опасений перед ростом влияния и консолидации сообщества лезгинских народов по обе стороны Самура. Нечистым на руку политикам и там, и там выгодно разделенное состояние лезгинского народа, сохранение его в ослабленном, разорванном виде, с постепенным забвением собственной истории и глубочайшего исторического наследия. Поскольку при таком состоянии лезгинского народа политики по обе стороны Самура могут безнаказанно расхищать не только сегодняшние природные богатства, но и фактически переиначивать и переписывать истории великого государства древности в угоду своим узко-корыстным интересам.
Ученые признают наследие лезгинских народов
В публикациях первого тома «Albania Caucasica» неоднократно приводятся выводы множества ученых из разных стран о том, что современные лезгинские народы являются прямыми потомками кавказских албан, а язык этого древнего государства является ближайшим родственником лезгинских языков. «Принципиально важный вывод, к которым пришли исследователи албанских палимпсестов в результате дешифровки текстов, заключается, в частности, в том, что «лезгинский характер» кавказско-албанского языка «находится за пределами всяких сомнений» (The Caucasian Albanian Palimpsests of Mt. Sinai. Vol. I. Р. II–65).
«…наиболее авторитетные представители двух крупнейших школ албанистики, азербайджанской и армянской, до сих пор находящихся в жесткой конфронтации друг с другом по вопросу о происхождении албан, согласились не только с мнением мировой научной общественности, в том числе и исследователей кавказско-албанских палимпсестов, но и друг с другом: одни из них прямо пишут о лезгинских народах как «прямых потомках» албан (Акопян А.А., Мурадян М.М., Юзбашян К.Н. К изучению истории Кавказской Албании (по поводу книги Ф. Мамедовой «Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III до н.э. – VIII в. н.э.)») // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. Т. I. Ереван, 1991. С. 323.), другие ― относят их к албанскому этносу (Мамедова Ф. Кавказская Албания и албаны. Баку, 2005. С. 627).
А.А. Акопян, М.М. Мурадян и К.Н. Юзбашян назвали «современные лезгиноязычные народности юго-восточного Дагестана и северо-восточного Азербайджана (лезгины, удины, табасаранцы, цахуры, рутульцы, агульцы, крызы, будуги и хиналугцы)» «прямыми потомками собственно албанских племен» (ссылка выше).
Ф.Д. Мамедова считает, что наряду с удинами «к албанскому этносу относятся и лезгины, леги, цахуры-лпины, хыналугцы, крызы, алпаны, рутульцы, будухи» (ссылка выше).
«Дело в том, что, по мнению Й. Гипперта и В. Шульце, кавказско-албанский язык с фонологической и лексической точек зрения «сохранил исконно лезгинские (более точно: восточносамурские) признаки намного лучше, чем современный удинский» (Gippert J., Schulze W. Some Remarks on the Caucasian Albanian Palimpsests //Iran and the Caucasus 11, 2007. P. 207),интернет-версия «Армянские источники V–VII вв. (Елишэ, Фавстос Бузанд, «Ашхарhацуйц» и «История 684 года» в составе «Истории Албании» Мовсэса Дасхуранци) упоминают как отмеченные албанские племена (кроме удинов), так и еще почти полтора десятка небольших этносов,в основном, несомненно, лезгиноязычных, проживавших в восточной части античной Албании. Это – ваты, гаты (гавы), глуары, hечматаки, таваспары (тапаставаны), ижмахи, пасхы, пухы (пусхы), пюкуаны (пуканаки), шилбы, хрсаны (хсруаны), хелайи, хенавы (хенуки), алутаканы и, возможно, гаргары (или гугары)…» (А.А. Акопян. К хронологии завершения этноконсолидации удинов и лезгин).
Теперь «Albania Caucasica» и забытые страницы нашей истории станут достоянием широкой общественности. Особенно важно отметить, что книга представляет собой первое академическое издание, посвященное Кавказской Албании. В этом свете она будет служить одним из авторитетнейших источников объективной и неангажированной информации по данной тематике.
Руслан Курбанов, старший научный сотрудник ИВ РАН
http://flnka.ru/glav_lenta/9953-revolyucionnyy-trud-albania-caucausica.html
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: