Провалы власти и проблемы: дагестанцы ждут перемен от Сергея Меликова
0Особенности Концепции развития Дагестана до 2025 года, о скором принятии которой объявил Врио руководителя субъекта Сергей Меликов, итоги визита 1-го замглавы Минэкономразвития РФ Михаила Бабича в Дагестан, а также вопросы инвестиционной привлекательности республики корреспондент РИА «Дербент» обсудил в беседе с экономистом Маиром Пашаевым, руководителем проектно-ресурсного офиса развития территорий, членом Общественного совета при министерстве экономики и территориального развития РД. Фрагменты этого интервью предлагаем Вашему вниманию ниже.
– Как Вы оцениваете заявление Сергея Меликова о необходимости Концепции развития Дагестана до 2025 года? Можно ли из первых заявлений на посту руководителя сделать выводы о его видении?
– Считаю его заявление своевременным и актуальным, поскольку дагестанцы ждут перемен и объявления нового курса. За короткий период нахождения на должности Сергей Меликов успел высказать свое мнение по некоторым проблемам и сферам социально-экономического развития республики. В частности, в ходе проведенного им 30 октября совещания по достигнутым параметрам социально-экономического развития Дагестан он заявил, что «позитивных эмоций они не вызывают». По его словам, «в сельском хозяйстве и промышленности удалось лишь сохранить прошлогодние объемы производства, а в ряде иных отраслей наблюдается спад – в таких, как строительство, розничная торговля». Также Меликов отметил «значительно» выросший уровень зарегистрированной безработицы.
Очевидно, что провалы в работе властей, допущенные в предыдущие периоды, еще долго будут сказываться. Многие проблемы находились вне поля внимания республиканского руководства, не говоря уже о контроле и решениях. Взять к примеру проблему опустынивания северных территорий, в результате которой уже следующим летом песчаные бури могут добраться до наших городов. Или же проблему задолженности республики за потребленные электричество и газ, превышающей 80 млрд рублей, за решение которой никто даже не брался. По этой причине в Дагестане не реализуются новые отраслевые инвестиционные программы. Кроме того, сохраняются серьезные проблемы в социальной сфере республики.
В этой связи следует предоставить Сергею Алимовичу определенное время для рекогносцировки территории, анализа ключевых проблем и формирования собственного видения развития Дагестана. Выработать Концепцию, соответствующую переломному моменту, непросто. Диспозиция республики сегодня и точка отсчета должны быть идентифицированы руководителем республики однозначно. Желательно, чтобы новое видение развития исходило от него лично.
– По Вашему мнению, что, помимо туризма, будет поставлено в приоритет?
– В качестве основных направлений, имеющих перспективу, Сергей Меликов назвал создание благоприятного инвестиционного климата, необходимых условий для развития агропромышленного комплекса, промышленности, малого и среднего предпринимательства, использование транспортного потенциала республики. В качестве стратегических задач Сергей Меликов обозначил развитие Махачкалинского морского порта, аэропорта Дербента, энергетического сектора и транспортной инфраструктуры, в частности, реконструкцию дагестанского участка федеральной трассы «Кавказ». Кроме того, он отметил необходимость создания новых производств с привлечением частного капитала.
При этом имеются вопросы по заявленному приоритету туризма. Дело в том, что с 2021 года начнется реализация нацпроекта по туризму и улучшится финансирование отрасли. Однако туризм не просто отрасль, а сложный межотраслевой комплекс, и развиваться он может только вкупе с несколькими сопряженными отраслями, а также с территорией в целом, инфраструктурой и транспортным обеспечением. Но некоторые считают, что инфраструктура первична, и достаточно просто развивать ее.
Инфраструктура и инженерные коммуникации безусловно важны, но вряд ли возможно развивать туризм без маркетинга отрасли и реализации полноценной программы маркетинга территории. Туризм, как бизнес – это прежде всего лучший маркетинг, широкое сообщество и качественный сервис. Чего у нас нет и в помине! Поэтому и туризма как бизнеса в Дагестане нет.
Существенно отстает и государственная политика в сфере туризма. Также эта сфера подвержена высоким внутренним и внешним рискам, да и без них в Дагестане достаточно факторов, ограничивающих развитие туризма и создающих высокие входные барьеры в отрасль. В частности, природные факторы, ведь мы не можем изменить короткий летний сезон, отменить штормы или добавить солнца. Не секрет, что с ухудшением экологии про туризм придется вовсе забыть, а все мы знаем, в каком состоянии города, море и берег.
Также напомню, что с 20 августа Институт «Гипрогор» разрабатывает мастер-план Приморского туристского кластера Дагестана. И здесь не совсем понятно, почему это делается отдельно от горного кластера и историко-культурного кластера Дербента. Неясно, что мы получим в итоге: новые объекты, пляжи, причалы, пароходы? Не получится ли так, что мы останемся с объектами, которые необходимо содержать круглый год, охранять, платить персоналу зарплату, а туристы даже летом не приедут или их будет крайне мало?
– Заявленная Сергей Меликовым Концепция-2025 должна быть представлена до конца текущего года. В чем ее суть и достаточно ли времени для подготовки документа?
– Концепция может содержать стратегический анализ, основные направления структурных реформ и доктрину экономического развития. Важно от комплексного подхода перейти к системному: с учетом места Дагестана в масштабе Каспийского региона, Кавказа и страны сегодня, завтра и в будущем, и с пониманием того, какие позиции мы придаем региону в будущем. От Сергея Меликова, имеющего серьезную поддержку федерального центра, стоит ожидать более амбициозную программу развития.
Думаю, уже в декабре основные направления Концепции-2025 будут обнародованы. Нет необходимости изобретать велосипед – сохранить, улучшить, приумножить то, что есть, тоже стратегия. Потенциал традиционной экономики в Дагестане далеко не исчерпан, но ключевые экономические комплексы нуждаются в модернизации. Что касается новаций, институтов развития, инвестиций и маркетинга, то их методики и технологии тоже отработаны, и наша задача заключается лишь в том, чтобы применить лучшие практики.
– Как Концепция отразится на Стратегии-2035, формирование которой продолжается? Каковы теперь ее стартовые условия и перспективы?
– Концепция развития Дагестана может внести существенные корректировки в проект Стратегии-2035. Понятно, что двигаться придется в менее благоприятных условиях, чем предполагалось на первом этапе формирования документа в 2018-2019 годах. Оценки текущей ситуации в Дагестане характеризуют ее как кризисную, с полномасштабным экономическим и социальным кризисами. Высока вероятность того, что по итогам текущего года Дагестан допустит максимальные за последнее десятилетие увеличение безработицы, снижение реальных доходов населения и увеличение бедности.
При этом сама республика не располагает достаточными финансовыми и материальными ресурсами для достижения параметров Стратегии-2035. Например, учитывая высокую безработицу в Дагестане сегодня и рост населения, требуется создание 250-300 тысяч новых рабочих мест. Примерно столько же заложены в Стратегии-2035. А это порядка 1 трлн руб. инвестиций. Не решены проблемы ресурсов, механизмов и рычагов. Крайне актуальным вопросом также является определение источников финансирования реализации заявленных планов и проектов.
Задачей-минимум Концепции-2025 является обеспечение выхода из текущего кризиса и придание лучших стартовых условий для Стратегии-2035, улучшив среду, институты, кадровый состав, финансирование и ресурсы. Задачами более высокого порядка, долгосрочного стратегического развития являются выбор приоритетов, специализации региона, принятие политики в отношении действующих сегментов экономики, обозначение и обоснование центров экономического роста, внедрение шестого технологического уклада, принципов устойчивого развития. Ведь сегодня формируется стратегия на 15 лет, и мы не должны отставать от передовых мировых практик.
– Недавно состоялось заседание Совета при Главе РД по улучшению инвестиционного климата. Обсуждались ли причины низкой инвестиционной привлекательности нашей республики и отсутствия крупных инвестиций?
– Руководитель республики заявил, что Дагестан является инвестиционно привлекательным регионом, и его географические условия должны благоприятно сказываться на инвестклимате. «Многое в этой деятельности требует практических изменений. Привлечение инвестиций – это приоритетное направление. Данная работа должна иметь системный характер. Необходима полноценная стратегия развития на несколько лет вперед, которая пока в практике не просматривается», – подчеркнул Меликов.
Несмотря на то, что инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат важны, эти категории становятся избитыми словами. Первопричины следует искать на уровне надсистемы экономики, и затем спуститься на землю. По поручению Сергея Алимовича начали прорабатывать Инвестиционную стратегию Дагестана и есть предложения по институтам развития, критериям формирования инвестиционного плана и каналам инвестиций. Но прежде необходимо выявить причины инвестиционного провала в предыдущие годы.
Например, целесообразно провести анализ реализации мероприятий и проектов по текущий год, запланированных Стратегией-2025 СКФО и подпрограммой Дагестана в рамках Госпрограммы социально-экономического развития СКФО от 15 апреля 2014 года. Следует определить, почему Дагестан не получил весь объем предусмотренных средств, по каким причинам не реализованы проекты создания особых экономических зон и туристического кластера. Ведь это и есть те самые потерянные нами проекты, инвестиции и рабочие места. Кстати, постановление правительства РФ по опережающему развитию РД от 2014 года тоже не реализовано.
Необходимо провести анализ степени реализации действующей Стратегии-2025 РД – это требование закона (ФЗ-172) при разработке нового документа стратегического планирования. Стратегия-2025 РД фактически реализовывалась в 2012 году, начиная с 2013 года уже фрагментарно, запланированные проект «Каспийский хаб» и зоны территориального развития не реализованы. А в случае успешной реализации, могли бы притягивать серьезные инвестиции. Опять-таки – это потерянные рабочие места. Низкий уровень ВРП сегодня и катастрофическое уменьшение рабочих мест в экономике Дагестана – результат инвестиционного провала в 2013-2019 годы, поскольку в экономике существует понятие временной лаг.
Из года в год исполнение бюджета РД держится на уровне 90-92%. Сам бюджет на 78% является социально ориентированным, а бюджета развития для поддержки институтов развития и частных инвестиций практически нет. Хотя проблема отсутствия крупных частных инвестиций в Дагестане намного глубже. Например, характеристики фундаментальных параметров крайне деформированной по структуре и отсталой, неэффективной дагестанской экономики пока не способны притягивать крупные инвестиции, а инвестиционные циклы проектов растянуты. В Дагестане мало качественных инвестиционных проектов, а некоторые из них преследовали только цель получить крупные площади земельных участков.
Сдерживающим фактором реализации крупных инвестиционных проектов является острый дефицит энергоресурсов. Установка новой газораспределительной станции оценивается в 200 млн рублей, и то их получим в случае включения в программу по Дагестану на 2021-2025 годы ПАО «Газпром». По итогам недавно проведенного совместно с представителями компании «Эко-культура» (заявленные инвестиции в Дагестан оценивается в размере 30 млрд рублей) осмотра крупных участков под тепличные проекты в Южном Дагестане ни на одном участке не оказалось достаточных лимитов по газу, а это значит, что проекты под вопросом.
– Каковы итоги визита Михаила Бабича в Дагестан? Чем примечателен его нынешний приезд?
– Михаил Бабич подчеркнул, что работа по решению насущных задач Дагестана, как и всего Северо-Кавказского округа, «находится на контроле, на самом высоком уровне, и Министерство уделяет этому первостепенное значение». Также он отметил, что аналогичное серьезное внимание к флагманам коньячной промышленности – Дербентскому и Кизлярскому заводам уделяется со стороны Минэкономразвития РФ и Правительством РФ в целом уделяется.
В ходе визита были подведены итоги предыдущих трех лет и озвучены новые предложения для Дагестана. Федеральный центр планирует максимально учесть ключевые задачи, которые необходимо решать в этот период в регионах, о чем и сказал Бабич. Основным итогом можно считать готовность федерального центра максимально учитывать интересы Дагестана. Думаю, что озвучены не все предложения, поскольку федеральный центр присматривается к текущему процессу переформатирования дагестанской власти.
– На днях федеральное правительство утвердило Единый план достижения национальных целей до 2030 года. В связи с этим, учитывая проблемы, в состоянии ли правительство Дагестана справиться с исполнением нацпроектов в будущем?
Структура Единого плана – это пять национальных целей и 25 показателей их достижения. По каждому из них определены целевые значения на ближайшие пять лет и конечный результат на 2030 год. При этом все целевые показатели декомпозированы до каждого министерства, ведомства, федерального органа исполнительной власти, региона и в том числе институтов развития. 28 октября в Государственной Думе в первом чтении принят закон о федеральном бюджете на предстоящую трехлетку. Ежегодные расходы на реализацию единого плана составят более 12 триллионов рублей: свыше половины планируемого бюджета на следующий год.
Действительно, это проблемный участок деятельности республиканского правительства. В предыдущем году по нацпроектам не были освоены 8,4 млрд рублей, а кассовое исполнение существенно отстает и в текущем году. Но начиная со следующего года, бюджет нацпроектов удваивается! Это совершенно новый уровень расходов, да и федерального контроля тоже, в частности личного контроля Главы государства. В случае неисполнения нацпроектов, будут наказаны все.
Еще в апреле 2019 года мы предложили республиканскому правительству создать особый неправительственный институт сопровождения нацпроектов и выработки рекомендаций по их эффективной реализации. В принципе это проблема не только нацпроектов, а всей бюджетной системы Дагестана, исполнение и эффективность которой давно оставляет желать лучшего (с 2013 по 2020 год включительно объем неосвоенных бюджетных средств оценивается в 70 млрд рублей). Ситуация с освоением бюджетных средств требует срочных решений.
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: