Предупреждение Дмитрия Медведева относится и к Дагестану, но знает ли он о ситуации?
3На заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам, состоявшемся 15 октября, председательствовавший премьер России Дмитрий Медведев обрушился с жесткой критикой в адрес руководителей субъектов РФ, которые вводят соцобъекты с опозданием.
Глава кабмина запросил у этих губернаторов объяснения, пути решения и сроки реализации в письменном виде. При этом он предположил, что проблема кроется в отсталости руководящей команды регионов, а не в их общей отсталости в уровне социально-экономическом развития, усомнившись в умении работать руководства проблемных регионов.
Кроме того, Медведев обвинил глав регионов в представлении недостоверных данных по уровню смертности и заболеваемости граждан.
На мой взгляд, в первую очередь эту критику необходимо отнести и к Дагестану, руководитель которого Владимир Васильев также по селекторной связи принимал участие в заседании. Ведь и сам глава республики признавал не раз, что у нас статистика как минимум неточная, а то и вовсе кривая, что подтверждено было официально по данным в сельском хозяйстве. Не редко статистические показатели подгоняли в угоду каким-то политическим конъюнктурным интересам и для того, чтобы выгодно смотреться в глазах федеральной власти.
Еще одним доказательством того, что критику Медведева необходимо адресовать по отношению к Дагестану, являются уголовные дела, которые ведутся в отношении экс-министра здравоохранения и экс-руководителя территориального органа фонда обязательного медицинского страхования. Поскольку в здравоохранении бюджетные деньги направляются на основании статистических данных.
Но мы не знаем, попал ли Дагестан в список субъектов РФ, представленных Дмитрию Медведеву, где эти искажения статистики выявлены и уточнены. К сожалению, мы не знаем, и кто проводил проверку этих данных.
Видимо, там настолько серьезные искажения, что о них вдруг решили публично заговорить. Хотя и раньше внимание как Путина, так и Медведева обращалось на то, что Росстат дает не те данные, а ведомственная статистика периодически хромает.
В то же время нельзя исключать, что это делается в угоду каким-то политическим интересам. Получается, что теперь Медведев вдруг прозрел и вроде жёстко начал предупреждать. Это можно объяснить либо обострившейся борьбой в кремлевских «башнях», либо искренним желанием все-таки вывести страну на новые рубежи, обеспечить прорыв, как поставил задачу Путин в своих майских указах.
Поэтому здесь пока, если судить по самым свежим заявлениям и Путина, и Медведева, все-таки на самом верху решили попытаться оказывать давление на чиновников правительственного и регионального уровней для того, чтобы они более качественно работали.
На мой взгляд, это вызвано также тем, что мы перешли в новую стадию – информационного общества, когда формируется большой поток утечек, видео и текстовых сообщений граждан, который выявляет и показывает недостатки в работе властей. И если даже люди не выходят на очень большие массовые акции протеста, то тем не менее информации, дискредитирующей власти, очень много и рейтинги властей падают. Видимо, поэтому руководством страны решено в определенной степени усилить давление на средние и низовые уровни чиновников, рассчитывая на то, что рейтинг их самих настолько высок, что они могут достаточно уверенно это делать, не опасаясь расшатывания системы управления.
Также следует остановиться на фразе Медведева о необходимости смены команды. Руководитель Тувы, ставший главным адресатом критики премьера, уже объявил о том, что он будет менять правительство, т.е. свою команду. Это может говорить о том, что руководителям регионов пока дана определенная индульгенция. Но нельзя сомневаться в том, что в отношении нижестоящих чиновников этот пресс будет только усиливаться.
Если говорить о сомнениях в команде применительно к Дагестану, то здесь, конечно, тоже есть претензии, которые проявляются в статистических показателях социально-экономического развития: сохраняются либо низкие темпы роста, либо падение некоторых показателей в промышленности, строительстве, торговле.
Васильев вполне может предъявить дагестанским министрам претензии по этим показателям, но, насколько я понимаю по предыдущему опыту, Васильев пока готов только на точечные замены и не настроен менять команду и устраивать масштабную смену кадров.
Для него главными показателями стали увеличение сборов налогов, снижение степени коррупции, доведение все поступающих в бюджет средств до населения в виде социальных проектов, социальной помощи и т.д.
Объективное зерно в этих достижениях, которыми он часто хвалится, несомненно, есть. Все-таки Васильев в определенной мере подтянул дисциплину, и многие чиновники стали бояться воровать у государства.
Хотя, судя по докладу министра внутренних дел РД Абдурашида Магомедова, озвученного им на недавнем заседании Совета безопасности РД, за девять месяцев с начала года выявлено свыше 600 коррупционных правонарушений, и он заявил, что число преступлений по этой категории не уменьшается.
Очевидно и то, что многие аналогичные правонарушения совершены уже в период правления Васильева. Это демонстрирует, что часть чиновников, несмотря на предупреждения, не обращают внимания на антикоррупционную кампанию и не боятся продолжать воровать. Что говорит и о недостаточной эффективности антикоррупционной кампании.
С другой стороны, необходимо признать, что количество сдаваемых социальных объектов растет, так же как и количество людей, которые получают социальную помощь и поддержку, в частности, в рамках проектов по инвалидам, детям-сиротам и т. д. Ну и главное, что по тем направлениям, за которыми Васильев успевает проследить в режиме ручного управления, все-таки определенные продвижения есть.
На этом фоне двусмысленно выглядят озвучиваемые на последних совещаниях заявления об эффективности института общественного контроля, когда власти призывают инициативных граждан посещать пусковые объекты, в особенности те, которые входят в нацпроекты. Общественности предлагают контролировать и проверять ход их возведения, добавив, что на строительных площадках устанавливаются камеры слежения для постоянного контроля за ситуацией.
Но это выглядит так, будто нельзя доверять контролю со стороны надзирающих органов, и организованная властями общественность становится инструментом в борьбе против чиновничьего класса, который находится в полном подчинении у того же Васильева, имеющего все рычаги воздействия на них. Это означает, что вертикаль власти не совсем эффективно работает и антикоррупционная кампания не приносит результатов на желаемом уровне.
Эдуард Уразаев,
политолог – специально для РИА «Дербент»
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Э.э. А почему у Абдулатипова не спрашивают ни за что. За министров в цепях, которым поставили памятник на улице 26 Бакинских комиссаров. За то что занимаясь словоблудством, писал такие радужные отчеты в правительство Медведева, а там хавали откровенную дезинформацию.
У них что временами теряется зрение и слух, затем в нужное врем наступает экономическое озарение. Може уже пора поменять "загнанных лошадей". Мне кажется лошади даже столько не живут, сколько правит этот экономист по праву рождения.
Плохо,ничего не скажешь.надо менять корруционеров,ставленники мафии,бездарных чиновников на более достойные кадры.
От безысходности остается только ругать губернских чиновников.
А на местах каждый чиновник думает как бы побольше урвать, а потом и причины ищут, сваливая все на воровитый и ленивый народа.