Почему в России решили пересмотреть Список коренных малочисленных народов в Дагестане?

23

В верхних эшелонах власти заметили нарушение закона в части отнесения в перечень коренных малочисленных народов (КМН) всего списка из 14 «титульных» народов Дагестана. Об этом заявил глава Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов в интервью «Дума ТВ». Он напомнил, что соответствующее постановление приняло российское правительство под председательством Михаила Касьянова в 2001 году. Оно в свою очередь приняло к сведению постановление Госсовета Дагестана 2000 года «О коренных малочисленных народах РД».

Согласно принятым постановлениям такой статус получили аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры и чеченцы-акинцы. Данные народы имели своих представителей в Госсовете республики (до прекращения его полномочий в 2006 году), на их языках выходят официальные издания, они представлены в школе (кроме татского языка).

Между тем, Гильмутдинов не прав, утверждая, что документы были приняты с нарушением федерального законодательства. Дело в том, что в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» для Дагестана была сделано специальное уточнение:

«Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Другое дело, что данное расширение закона совершенно безосновательно. А то, как предоставленным правом воспользовалась исполнительная власть Дагестана, может вызывать только недоумение. Однако правительство РФ согласилось с мнением Дагестана. Гильмутдинов объяснил такое решение особенностями политической ситуации в стране в то время. Однако почему-то такой правовой абсурд оставался незамеченным на протяжении многих лет, несмотря на многочисленные обращения представителей малочисленных народов, тех из них, которые оказались непредставленными и безуспешно боролись за получение статуса КМН, возможности изучать родной язык (включая подготовку педагогический кадров, издание учебников и методическое сопровождение) и другие права.

Общественные активисты, представляющие рутульцев (Вагаб Казибеков – слева) и катрухцев (Мамед Халилов – в центре)

Кстати, даже принятый список КМН Дагестана не вошел Единый перечень КМН РФ – они там не перечисляются. То есть от его наличия ни один народ Дагестана ничего не приобрел. Видимо, он служил целью заморозить сложившуюся этнополитическую ситуацию в республике. Об этом говорит тот факт, что в переписях населения 2002 и 2010 гг. непредставленные народы были включены в состав более многочисленных общностей, как и ранее. А официальная численность данных народов (учтенных в качестве субэтносов) была далека от реальной.

Сложно сказать, почему теперь обратили внимание на постановление 19-летней давности. Если для Дагестана отменят особый порядок, то вначале следует внести изменения в упомянутый выше закон, в котором, вопреки сегодняшним реалиям, до сих пор упоминается упраздненный Госсовет Дагестана.

В случае соблюдения статистического критерия (численность народа не должна превышать 50 тысяч человек) в перечень войдут лишь 4 народа, включенных в постановление (агулы, рутульцы, цахуры, возможно и ногайцы (но их численность в РФ в 2 раза превышает установленную планку). Зато он сильно расширится за счет включения по крайней мере 16-ти непредставленных народов  (8 андийских народов, 5 – дидойских, арчинцев, кайтагцев и кубачинцев), к которым возможно добавятся катрухцы и терекеменцы.

И вот тут уже встанет вопрос реализации правовых механизмов, предусмотренных в законах о КМН. Наиболее непростым будет придание данным языкам официального статуса со всеми вытекающими оттуда обстоятельствами. Вот в этом заключается загадка: почему этот вопрос был поднят в то время, как государство отказалось от своих обязательств (закрепленных в Конституции и федеральных законах) в отношении языков народов РФ.

Таким образом, позиция Гильмутдинова рациональна и полезна, так как Дагестан давно следует привести в единое правовое русло в этом вопросе, что, несмотря на возникающие дополнительные сложности, значительно оздоровит межнациональные отношения в республике.

 

Амиль Саркаров



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Максим Смирнов:

    Такого озлобленого  демагога и  клинического националиста ,  как "Тимур" не  часто встретишь на просторах  России (и слава Богу). Но в Дагестане некоторые представители из "северных племён " с маниакальной настойчивостю пытаются  белое выдать за чёрное,  желая утвердить бредовую идею о том, что лезгинами  они назыаают только себя . А настоящих лезгин  в их воспаленном мозгу призывают называть кюринцами, названием одной из территорий  Дагестана.

  2. Тимур:

    Прочитал писанину Таривердиева –  борца с аварским народом. которого рекламируют лезгинские СМИ. Так вот, первым делом меня удивляет: почему все "кюринские" блогеры озабочены ситуацией в Сулакском речном бассейне?  А ваших мыслей о судьбах крызов, будухов, хапитов  –  не видно и не слышно. Видимо боятся "кюринские " активисты бакинского пинка.  Второе, еще раз вам говорю:  согласно письменным источникам ни к лезгинам, ни к лекам  последних столетий ваши деды не имели никакого  практически отношения. Посмотрите Вахушти, кого он называет леками и как называет ваших дедов? Леки – унцукульские аварцы, а ваши деды – "чил дагестан". В русских документах Х1Х века, когда ситуация на Кавказе  для них прояснилась, лезгинами ваших дедов не называют. Не переворачиваете П. Услара. Он пишет, что кюринцы считают лезгинами только себя, а что думали другие? 

  3. Салам:

    Мы, самурские лезгины, всегда лезгин кюрюнского округа называли "куьревияр" но по факту были одним народом и иного самоназвания мы не знаем. Всегда были лезгинами, есть и будем!

    • табас:

      Табасараны ахтынских лезгин называют ахцегьар, а левобережных – ярккурар, так как, они являются переселенцами с берегов реки Кура в Азербайджане.

    • Кавказская Албания:

      А Цахуры (Лезгины) и Рутулы (Лезги) – “равнинных Дагестанских Лезгин” называют Йиркар
      И Южных в Южном Лезгистане Къахъаяр либо тоже Йихркар.

      Так что ц|апаши кусайте йух Алтайцы чумазые.

      Мы все были есть и будем Кавказцами, Албанами (Кавказскими) / “Дагестанцами” даже Бакинские которые никогда не жили в “Республике Дагестан”!

      Кавказ Един

  4. Тимур:

    Уважаемый Ибрагим. Аварцы 100 раз вызывали и вызывают лезгинских этнологов и их слушателей на диспут касательно роли  Самурского и  Даниялова  в поднятой Вами проблеме. Но  почему-то ответа нет. Только блогеры с их репликами.  Если можете дать аргументированный ответ, но   публичным словом, то выходите  и дискутируйте с ними. Аварская позиция такая: Самурский, будучи под влиянием тюркистов, занимался в 20-е годы ослаблением дагестанских языков и дагестанской культуры, действуя в пользу Баку. Даниялов же, всеми силами,  защищал в 1956 -57 годах аварское единство, а  у лезгинского начальства на это смелости не хватило. Сегодняшняя лезгинская позиция такая: будем кусать аварцев и даргинцев до тех пор, пока они не займутся всеми  своими силами консолидацией народностей  и племен лезгинской группы, а мы – лезгины – буде сидеть в тени и ожидать почетного приза. 

    • Ибрагим:

      Не знаю сколько там раз кто кого вызывал, 100 или 200. Я не специалист по дагестанской истории, но могу сказать, что для защиты узкоэтнических интересов в советские годы нужно было обладать властью Первого секретаря Дагестанского областного комитета КПСС, каковым являлся Даниялов в указанный Вами период. Кому как ни ему принимать решения и много ли смелости для этого было нужно?

      Не надо наш разговор переводить в межнациональную плоскость. Речь идет не о каком то недобром отношении к аварцам, а о том, как некоторые отдельные личности посеяли рознь, разделив одних, укрупнив других, проводя политику двойных стандратов. Вся эта история о слабыми элитах просто демагогия. Сильные – те у кого власть.         

  5. Тимур:

    Уважаемый Ибрагим ! Вы сообщили мне факт общеизвестный, а я сообщил исследователю Саркарову то о чем он, да и другие этнологи лезгинской национальности, почему-то умалчивают. А вообще,  никому нет  дела до вашего этнонима, называйте себя как угодно. Но  аварцы давно поняли, что  научные консультанты лезгинских политиков и власть имущих убедили последних, что являются-де носителями таких знаний  из блока "общественных дисциплин", которые аварцам не доступны, и, как результат,  получили от них "карт-бланш"  вредить, "кусать" нашу национальность. Делается это под видом отстаивания "справедливости", борьбы на права человека и т.д. Вот, например, какое дело лезгинам до земельных проблем в Казбековском и Новолакском районах? Вы проживая  на равнинах десятками тысяч душ  на ЧУЖИХ землях  начинаете поучать другие дагестаноязычные  народы, тому: что такое хорошо, а что такое плохо. Начинаете писать и распространять  статьи на названную тему.  Одним словом, в аварских  культуроведческих  кругах решено: на каждый лезгинский "укус"  по отношению к аварской национальности, на каждое измышление отвечать аналогично, а то и еще более  "больно " для вас. 

    • Ибрагим:

      Уважаемый Тимур! Мне лично трудно понять один простой вопрос: почему же все-таки одних разделили, а других не тронули. И это действо формально произошло при столь любимом вами Даниялове. Я не имею ничего против того, что наши братья агульцы, табасаранцы, рутульцы и другие носят свои собственные этноимена и идентифицируют себя таковыми, но мне непонятно почему такое же право не могут иметь другие этнические группы, которых в Дагестане предостаточно. А ведь правила игры должны быть для всех одинаковыми раз мы считаем себя братьями-дагестанцами. Это залог справедливости, взаимного уважения и сближения. А пока мы видим крайнее раздражение одних в отношении некоторых вопросов «табу», категорическое неприятия подобных обсуждений. Пока мы этого не поймём, так и будем жить в этноклановом средневековье и удивляться собственным «уникальностям».            

  6. Омар Ибрагимович.:

    Короче.

    Всем сдать кровь на генетический анализ. Каждому коренному дагестанцу ежемесячно   два  раза, выдавать долю от продаж с дагестанской нефти. газа. электричества, красной рыбы  и черной икры. Долю  с таможни.и оплат за трубопроводы. Морского порта, ж\д , и с тарифов Платана.

    Если ты доказанный коренной Дагестанец. то должен жить как шейх в Абу-Дабу. 

    • Аноним:

      и обратно возвращать на вооруженные силы, на пограничную стражу, на развитие производства, инфраструктуру  на  пенсионеров, учителей, врачей и прочее, прочее..и все это в республике.. да плюс еще дотации от Москвы.. я ничего не перепутал? 

    • Дагестан:

      Я проголосовал 🙂

  7. ХАДЖИ-МУРАТ:

    Ну, друзья! Пора уже начинать записываться в очередь на все чиновничьи посты в Дагестане, начиная с главы республики. И пока полный круг не пройдет, чтобы  дважды ни один представитель одного народа не назначался.Кто был самый ущемленный, тому народу право  первым  открыть список.Или по жребию?  Аварцам и даргинцам прошу не беспокоиться.

    • Дагестан:

      Истину сказал – Дагестан со времён Кавказской Албании был есть и будет КОНФЕДЕРАТИВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ генитических братских народов со времён ХУРИТОВ, УРАРТОВ, ПЕЛАЗГОВ, ХАТТОВ, ХЕТОВ, и тд

  8. Тимур:

    Саркаров. А  почему Вы  постоянно апеллируйте  только к переписи, которая проводилась при Самурском? Неужели не подошло  время вернуться к правдивой  фиксации народов Дагестана,  а именно, к той которая зафиксирована в общероссийской переписи от 1897 года: 1) аваро-андийцы, 2)даргинцы,  3) кюринцы, 4)  казикумухцы и прочие 5) удины?  Спрашивается: кто позволил кюринцам  присваивать этноним "лезгины"?  Не в том ли здесь дело, что  Самурскому, который писался  до 1930 года  кюринцем,  захотелось  выставить себя  перед Москвой в качестве  представителя  "лезгинских племен" обще-имперской переписи от 1897 года, в которой  стоили на первом месте  "аваро-андийцы", а на  третьем "кюринцы". Прославленные в истории Кавказа "лезгины"  разве  говорили на ч1ал? При царизме, когда не родился даже отец Даниялова, называли "лезгинами" население бассейна реки Сулак, а не носителей кюринского языка. Вы почему скрываете от дагестанцев, что согласно разысканиям акад. Марра, проведенным в начале ХХ века,  единственной этно-племенной группой группой на всем Кавказе,  имевшей самоназвание "лезги+н "  были  закавказские аварцы?  Прошу Вас, Саркаров,  попробовать опровергнуть мои слова на базе фактов. а не записок крикунов

    • Ибрагим:

      Уважаемый товарищ Тимур. Я не Саркаров, но позволю себе возразить. Вы слышали об исследователе Петре Александровиче Усларе (1816 -1875)? Читайте внимательно его цитату: «…существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.). Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов». Термин «кюринцы» был пущен в научный обиход им же Усларом потому, что термином «лезгины» русские и другие некавказские народы, мало знакомые с этнической обстановкой на Кавказе, называли всех горцев-дагестанцев без разбора. А к исследованиям Марра я отношусь как к маразму.

    • Гаджи М.:

      Салам-алейкум уважаемые земляки!!! Случайно столкнулся с вашими мнениями по разным вопросам истории Дагестана. Так, как я в этом не силен, об этом промолчу. Но здесь подняли вопрос зачем лезгины взяли себе это название, когда их все называли "Кюринцами". Как мне передал мне мой отец,а ему мой дед и так далее я лезгин и никогда не был "Кюринцем". Кюринцами  среди самих лезгин называли людей проживающих в Кюринской округе, а нас называли "Яркинцы" происходит от местности, т.е. живущие в  "ярки дере", а через ущелье живущих лезгин называли (и сейчас называют) "Агьмарар", т.е живущие под одноименном дере, живущих в курах дере тогда и сейчас называют "Курахвияр". от того что их называют: Кюринвияр, Яркар, Агьмарар, Курахвияр и т.д. они ни тоггда ни сейчас не перестают быть лезгинами. Я лезгин и уважаю свой язык и свой народ и каждый наверно так без этого мы потеряем свою идентичность. Дагестан и народы это дар оставленный нам нашими предками, народы Дагестана никогда не воевали друг с другом и не оскорбляли самих себя… Давайте все споры в рамках допустимого. Мир нашему Дагестану  и процветания!!!

    • akabo:

      закавказские не дагестанцы

    • Алтай родина ц|апашей:

      Ц|апаш мать твою 🙂

  9. Мага:

    Учитывая уникальность, политические и прочие шизофренические особенности… Госсовет (во главе с нимудрейшим и наипочетнейшим) определил кому быть КМН, а кому не быть. Однако, главой РД не могут быть представители этих самых КМН. И вообще зачем ими становиться ведь ничего особенного это не сулит.  Воистину уникальная и очень особенная республика.   

     

  10. Магомедрасул Асхабов:

    Ассалам алейкум 

  11. Хучнинец:

    Хорошо было бы, если так называемых азербайджанцев Дагестана назовут тем,  кем они на самом деле являются: персами, арабами, татами, терекемейцами. А то, потомки иранских и арабских завоевателей рады, что им дали погоняло "азербайджанцы"  и думают, что дагестанцы забыли о зверствах их предков на земле Дагестана.

    • Caucasian Albania:

      Сагърай стха!!!
      Истину сказал!!!
      Выгнать их с Кавказа, не только с Дагестана, но и с территории Кавказской Албании !!!

      В Республике Дагестан их для начала надо лишить статуса государственного и коренного! Это же абсурд, искусственная нация 1918 года, сброд разных племён и рас.

      Маймуна на Алтай!