Плюсы и минусы дагестанского бюджета на 2019 год
0На заседании Правительства Дагестана 24 октября, а затем на еженедельном совещании у главы республики 29 октября, состоялось обсуждение проекта закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Это главный финансовый документ, который во многом определяет задачи органов власти и условия жизни дагестанцев. С докладом по проекту закона в обоих случаях выступил врио зампреда Правительства Дагестана Гаджимагомед Гусейнов, который широко использовал инфографику. Фактически у него получилась весьма оптимистичная презентация будущих достижений республиканских властей.
Вместе с тем, пристальное сравнение цифр на 2019 год с цифрами за 2018 год вызывает ряд вопросов и сомнений. Но сначала о положительных моментах нового бюджета.
Во-1-х, проект предусматривает увеличение доходов (на 5,9%) и расходов (6,3%) республиканского и консолидированного бюджетов РД в темпах, превышающих темп роста валового регионального продукта (2,7%) и потребительских цен (3,1%), что на фоне роста цен и незначительного роста экономики по стране в целом выглядит если не успокаивающим, то примиряющим фактором. Так, благодаря увеличению финансовой помощи из федерального бюджета почти на 4,9 млрд рублей и увеличению собственных доходов консолидированного бюджета на сумму почти 2,6 млрд, планируется повысить зарплату учителям, врачам и другим категориям работников бюджетной сферы, вошедших в “майские” указы Президента России от 2012 года на 6% с 1 января, а остальным на 4% – с 1 октября. Повышается также минимальный размер оплаты труда до 11,2 тысяч рублей.
Во-2-х, бюджет не только увеличивается в параметрах, но и составлен более качественно с точки зрения увеличения доходов и эффективности расходов. Это проявляется, например, в росте доходов от сдачи газовых сетей почти в 2 раза (с 312,9 до 614 млн рублей).
В расходной части не может не радовать увеличение доли поступлений от НДФЛ в пользу городских округов с 16 до 22% (+568 млн рублей) и субсидии муниципалитетам на сумму поступления транспортного налога (770 млн рублей), что позволит повысить собственные возможности муниципальных органов по развитию территорий.
Почти в 3,5 раза увеличивается республиканская инвестиционная программа (с 1,7 до 5,8 млрд рублей), в рамках которой будет профинансировано строительство 72 объектов: 18 школ, 22 детсадов,4 объектов здравоохранения, 2 спортзалов, 5 водоводов. Запланированы также расходы на ремонт 150 школ, обеспечение пожарной безопасностью 199 учреждений, покупку 95 автобусов для перевозки школьников, закупку медицинского оборудования. Такое впечатление, что за почти те же деньги властям удастся сделать работ и услуг намного больше, чем это было раньше.
Вместе с тем, в качестве отрицательных моментов республиканского бюджета на 2019 год можно отметить резкое снижение расходов на ЖКХ с 2,2 млрд рублей до 400 млн, что вызывает недоумение, поскольку износ сетей в пределах 70-90% и в плачевном состоянии много других объектов.
Не может не вызывать тревогу и планируемое снижение финансирования сферы культуры с 1,7 млрд рублей до 1,3 млрд. Если это оптимизация за счёт сокращения неэффективных расходов, которые осуществлялись по распоряжению экс-главы Рамазана Абдулатипова, то это может и неплохо.
Аналогичные вопросы вызывает и уменьшение финансирования СМИ с 416 млн рублей до 389 млн, что также может быть связано с отказом от всевозможных контрактов с федеральными СМИ, которые Абдулатипов использовал для саморекламы.
В то же время непонятно на таком фоне планируемое увеличение расходов бюджета по статьям “общегосударственные вопросы” – с 3,7 млрд до 5,5 млрд, которая подразумевает в основном обеспечение деятельности чиновников. Также вызывает вопросы рост расходов по статьям “национальная безопасность” – с 957 млн рублей до 1 048 млн (+91 млн) и “национальная оборона” – с 62 до 90 млн (+28 млн), поскольку по этим направлениям деятельности полномочия и функции почти полностью относятся к ведению федеральных органов власти. Разве что в рамках статьи “национальная безопасность” к региональному уровню частично переданы функции по линии МЧС и профилактике преступности, а по статье “национальная оборона” – переданы вопросы обеспечения воинского учета и призыва в армию.
Так что не смотря на общий рост доходов бюджета, органы государственной власти, латая “дыры” в одних сферах и пытаясь улучшить ситуацию в других, не может найти необходимых средств на третьи тоже важные сферы жизни общества. Возможно, что по ходу обсуждения бюджет приобретёт более сбалансированный вид, хотя идеальных решений тут не бывает. Достаточно вспомнить каждому оптимально ли он расходует свои деньги.
Кроме того, в общественных финансах важен контроль за тем, чтобы бюджетные средства не разворовали, поскольку это определяет эффективность трат и управления ими.
Эдуард Уразаев
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: