Перенести нельзя оставить – О столице Дагестана в Дербенте

7

Фото: АГиП

Необходимость придания Дербенту особого статуса неожиданно стала обсуждаться вкупе с возможным переносом столицы Дагестана в древнейший город России. В качестве весомого аргумента приводится аварийное состояние Махачкалы, которое не позволяет городу соответствовать стандартам столичного центра крупного субъекта. И это действительно так. Пока никакой конкретики в этом вопросе нет, однако это дает экспертам и аналитикам почву для обсуждений, как, впрочем, и пищу для провокаторов.

Если предположить, что столицу Дагестана все-таки перенесут в Дербент, то это, на мой взгляд, может в корне повлиять как на пространственное развитие и административно-территориальное устройство республики, так и на дальнейшее развитие Махачкалы и Дербента.

Дербент уже был одним из важнейших центров в древности: в городе долгое время находился патриарший престол государства Кавказская Албания. Есть предположение, что Дербент начиная с первого века являлся столицей Кавказской Албании и распространение христианства на Кавказе начинается с Дербента. Город имел колоссальное значение во времена арабского завоевания, когда он стал ключевым форпостом халифата, имея права и свободы, которыми не располагали многие центры внутри самого мусульманского государства. Да и в последующем Дербент оставался значительным политическим, экономическим и стратегическим центром. Как говорится, древнему городу к столичным статусам не привыкать. Никто не отменял и статус туристической столицы Дагестана.

В сентябре 2015 года вице-премьер федерального Правительства Александр Хлопонин, курировавший деятельность министерства по делам Северного Кавказа, на предюбилейном совещании в Дербенте посоветовал руководству Дагестана придать городу особый статус. Свою позицию он аргументировал тем, что это позволит увеличить финансирование и, как следствие, вывести Дербент на тот уровень, которого заслуживает этот уникальный памятник истории и архитектуры. На некоторые возражения тогдашнего Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, тут же предложившего особый историко-культурный статус, вице-премьер еще раз уточнил, что речь идет об особом, универсальном статусе. По мнению Хлопонина, этот статус дал бы городу новые возможности для всестороннего развития, изучения и сохранения его культурно-исторического наследия, а также для создания современной инфраструктуры, как для туристов, так и для местных жителей.

История с особым статусом нашла свое продолжение в октябре 2015 года, когда в республике был подготовлен проект закона о придании городу Дербенту статуса историко-культурного центра. Через год окончательно было объявлено о том, что Дербенту все-таки, несмотря на настоятельные рекомендации федерального Правительства, предполагается придать статус именно историко-культурного центра. Но затем вопрос благополучно спустили на тормозах и не обсуждался.

В ноябре 2019 года Дербент получил масштабный мастер-план и Стратегию-2040. Хотя за прошедший год в основном проводились работы по обновлению инженерной инфраструктуры и благоустройству, одновременно прорабатывались проекты набережной, центрального парка, канатной дороги, строительства конгресс-холла и города-спутника на 15 тысяч населения. Теперь, в случае получения Дербентом особого статуса, планы по развитию Дербента могут быть пересмотрены.

Само предположение о переносе столицы, которое прозвучало аккурат после утверждения врио главы города в должности и избрания действующего председателя городского собрания главой Дербентского района, свидетельствует о предполагаемых масштабных изменениях в мастер-плане Дербента, разрабатываемом генеральном плане и возможных новых крупных проектах. Прежде всего, в связи с предложениями Главы Дагестана Сергея Меликова по масштабному развитию туристко-рекреационного комплекса республики. Тут без Дербента никак.

А уже в «столичном проекте» могли бы быть отражены проекты Дербентской агломерации, кольцевой автомобильной дороги, морского порта, аэропорта, сити, наземного метро и транспортно-пересадочных узлов. Это заявка на миллионную агломерацию на горизонте 2040 года, и мы имеем дело с мега-проектом, стоимость которого оценивается в сотни миллиардов рублей. Но, в таком случае на первый план выходят вопросы создания десятков тысяч рабочих мест, комфортной среды на огромных новых городских территориях, мощного инфраструктурного обеспечения будущего мегаполиса. Пока по ним нет какого-то понимания.

В тоже время, риски не реализации мега-проектов настолько велики, что требуется особый режим надежности. Должен быть создан специальный институт развития Дербента и инвестиционный пул, имеющий гарантии инвестиций Сулеймана Керимова, других инвесторов, например, ВЭБ.РФ, РФПИ. В свое время Керимов предлагал для Дагестана проект «Новый город» на 60 тысяч жителей, который не состоялся по причине элементарной жадности и безалаберности некоторых бывших руководителей республики. Опыт строительства нового города есть и у другого нашего земляка-миллиардера Леонида Михельсона, который, кстати, кроме крупного газового бизнеса, занимается и девелоперскими проектами (компания «НОВАТЭК» Михельсона на базе упраздненного поселка Сабетта на Ямале, начала в 2011 году работы по созданию современного города-порта, население которого уже составляет десятки тысяч человек, хотя еще в 2006 году там проживали всего 19 человек – прим. РИА «Дербент»).

Что касается особого статуса, то федеральным законодательством ранее были предусмотрены статусы ОЭЗ, ТОР, а теперь добавилась и «федеральная территория», имеющая своего «губернатора». Но, надеемся, что обсуждение возможного переноса столицы республики в Дербент ускорит принятие решений по развитию Махачкалы, которые позволят городу защитить свой столичный статус. Практика кардинальной перестройки городов на постсоветском пространстве (Ашхабад, Нурсултан, Баку, Туркменбаши, Грозный, Батуми) показывает, что крупные города могут быть успешно перестроены.

В таком случае Махачкала станет вторым после Дербента отдельным объектом стратегического планирования, хотя принципиальные решения по развитию города могут быть включены в Концепцию развития Дагестана, а после и в Стратегию-2030. Текущие дискуссии о перспективах Махачкалы и Дербента сгенерируют обсуждение проблем развития остальных городов, а в целом и новой стратегии пространственного развития Республики Дагестан. Как видим, триггеры, новые импульсы для достижения экономического роста и экономического развития республики могут быть и столь неожиданные.

 

Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. 000:

    Что за чушь, переносить столицу. От безделья незнают что делать. Лучше все силы приложите постройте мусоросортировочные заводы несколько штук, а то в грязи тонем. Наши чиновники незнают что вначале надо сделать, а что остальное. Начнуть переносит столицу, потратять огромные деньги, как потратили огромные деньги на переименование улицы в Махачкале, лучше бы эти деньги пустили на  асфальтирование дорог в поселках  Кяхулай  и в Семендер. Еще раз говорю направьте  и тратьте деньги  на строительство дорог и на строительство мусоросортировочного завода, а не на перенос столицы и на переименование улиц. Переименованием дорог занимался Лялятипов и прикарманивали деньги огромные. Ерундой занимаются наши чиновники. Постройте и наладьте работу мусоросортировочного завода, чтоб был безотходное производство. Асфальтируйте все дороги в Махачкале, а то везде грязь в поселках Махачкалы

  2. джон:

    цена на квартиру уже поднялась на 300 тыс

  3. Тельман:

    Это будет очередная ошибка Меликова! В Дербенте своим не проехать, пробоки из-за узких дорог, тут ещё если будут со всего Дагестана заезжать, мало того частые перекрытия дорог силовиками, то это будет коллапс! Потом начнут не считая, что сегодня забирают земельные участки у народа, вдобавок начнут сносить дома народа, чтобы расширить дороги и вот тогда допущенные ошибки о себе дадут знать!

  4. Абдула:

    Давно пора куда-нибудь перенести столицу, госучреждения, вот они являются причиной затруднения автомобильного движения в Махачкале.

  5. Аноним:

    Уважаемый автор! Почему Вы называете Дербент древнейшим городом России? Вы убеждены, что ему 5 тысяч лет, или не признаете Крым российским?

  6. Тагир Магомедов:

    Кому это пришло в голову? Или это чьи то амбиции? 

  7. Аноним:

    Глупости)))