Отставка пяти глав районов: нужно ли их переизбрание Владимиру Васильеву?

1

Эдуард Уразаев, политический обозреватель 

Неожиданные досрочные и добровольные отставки со своих должностей глав Кайтагского (Алим Темирбулатов), Карабудахкентского (Махмуд Амиралиев), Унцукульского (Иса Нурмагомедов), Курахского (Замир Азизов) и Чародинского (Мухидин Магомедов) районов в период с 3 по 6 марта сопровождаются сообщениями в СМИ и интернете, являющимися либо просто констатацией факта, либо объяснениями, мол, они спешат переизбраться с помощью голосов преданных им депутатах, которых может не хватить после выборов в сентябре текущего года нового состава районных собраний.

Однако возникает вопрос: это связано только с желанием глав районов сохраниться в насиженных креслах или это продиктовано продуманной кадровой политикой властей?

Как было — не будет

До недавнего времени у команды главы Дагестана Владимира Васильева не хватило времени и знаний, чтобы предметно заняться городами и районами, что проявилось на выборах депутатов местного уровня в некоторых городах и на выборах глав в 2018-2019 годах, когда в одних муниципалитетах они прошли под диктовку прежних «князьков», а в других — сопровождались скандалами из-за противоборства различных группировок и отсутствием должной реакции со стороны Администрации Главы и Правительства РД. Правда некоторые из 52 глав районов и городов попали-таки под колесо антикоррупционной кампании, но это не было связано с продуманной кадровой политикой.

Частичным подтверждением ранее сложившегося нейтрального подхода к местным властям можно считать слова Васильева, сказанные на общем собрании Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Дагестан», состоявшимся 12 февраля 2020 года: «Когда я вступил в должность, то всех предупредил, что не буду влезать в работу глав районов, но мы будем спрашивать с тех, кто неспособен организовать работу в интересах людей. Человек не должен страдать от того, что руководитель не думает».

Но после этого напоминания глава Дагестана там же провозгласил, по сути, новый подход к роли личности на должностях глав муниципалитетов, который изложен пресс-службой Администрации Главы и Правительства РД так: «Владимир Васильев предупредил их, что не получится просто отсидеться, придется работать и работать эффективно, в противном случае их места займут другие. «Все поставленные задачи мы выполним с вами или же без вас. Сегодня пришло время талантливых людей, незаменимых нет», – подчеркнул Васильев, заметив, что сегодня в республике нет нехватки в руководящих кадрах».

А кто же есть? 

Действительно, незаменимых нет и нет нехватки в руководящих кадрах! Но в тоже время есть сохранение, по сути, прежней конструкции власти и прежних лиц в ней на федеральном и региональном уровнях, не смотря на многообещающие намёки  в ходе подготовки поправок в Конституцию России о новой роли Госсовета РФ и досрочных выборах в Госдуму. Не повлияли на ситуацию, пока, ни распространение коронавируса, ни обвал цен на нефть, ни падение рубля.

Более того, у правящего класса есть желание сохранить супермонополию на власть, что выражено в плане лидеров партии «Единая Россия» получить минимум 2/3 мандатов депутатов Госдумы ФС РФ, составляющих конституционное большинство в парламенте, и на выборах в 2021 году. Остальным партиям планируется сохранить небольшой сегмент политико-правового поля для критики и высказывания полезных идей.

В этом контексте понятно вынесение вопроса о выборах депутатов в представительные органы местного самоуправления в повестку дня общего собрания Ассоциации «Совет МО РД». Выступивший с докладом первый заместитель Председателя Народного собрания РД Сайгидахмед Ахмедов сообщил, что избирательные кампании пройдут в 38 районах и 5 городах, в которых проживает 1,2 млн избирателей, составляющих 76% от их общего числа в республике.

Он напомнил, что именно главы муниципалитетов «обязаны по законодательству обеспечивать и помещения, и условия, и связь, и транспорт, и все необходимое для проведения избирательной кампании», а также указал на то, что «явка избирателей – это оценка эффективности работы муниципалитетов, в том числе поселений». Эти слова не случайны, поскольку дагестанцы в последние годы, особенно в городах, мало посещают избирательные участки.

Партийные задачи «Единой России», в решении которых основную роль играют на местах главы МО, обозначил на собрании Ассоциации «Совет МО РД» и Председатель Правительства РД Артём Здуновподчеркнувший, что «руководители органов местного самоуправления должны понимать, что делается в республике, как это делается и почему, и доводить это до своих избирателей». И, наконец, как бы в подарок главам МО, подавшим в отставку, чтобы удобно переизбраться, Государственная дума и Совет Федерации ФС РФ приняли поправку в Конституцию РФ, «обнуляющую» сроки президентства для Владимира Путина. Теперь главы МО тоже могут ссылаться на необходимость стабильности власти в период турбулентности, в который попала страна, а также необходимостью реализовать уже намеченные планы в составе команд Васильева и Путина.

Алим Темирбулатов и Владимир Васильев

А вдруг «буйнакский вирус»? 

Но на намеченном триумфальном пути укрепления своих позиций партию власти могут поджидать неожиданности в виде того, что в 2016 году случилось в г. Буйнакске. Напомню, что в августе, за месяц до выборов депутатов городского собрания мэр Гусейн Гамзатов, предварительно подав в отставку, организовал переизбрание себя хорошо знакомым ему составом народных избранников, входящих в большинстве своём в «Единую Россию».

Однако в новом составе депутатов городского собрания, избранного в сентябре 2016 года, большинство мандатов получили представители партии «Ветераны России». И они стали требовать новых выборов мэра г. Буйнакска.

В результате конфликт между большинством депутатов и мэром перерос в противостояние республиканской власти, возглавляемой тогда главой РД Рамазаном Абдулатиповым, и он аукается жителям и властям до сих пор.

Аналогичный конфликт возник в Избербаше, где в сентябре 2018 года на выборах в городское собрание победили представители КПРФ. Мэр Абдулмеджид Сулейманов был избран задолго до выборов, но у него не сложились отношения с новым главой РД Владимиром Васильевым. Сулейманов вскоре подал в отставку, но из-за конфликта долго не могли избрать нового главу города и лишь в феврале 2020 года депутаты приняли бюджет.

Поэтому возникает вопрос: а не поразит ли политический «буйнакский вирус» и другие муниципалитеты? Такая опасность есть, но, вероятно, поддержка со стороны республиканской власти «отставившихся» экс-глав районов основана, во-1-х, на их заверениях уверенного контроля над общественно-политической ситуацией и проведения выборов без скандалов, во-2-х, с обещаниями работать честно и на результат, и, в-3-х, с выражением готовности подать в отставку в случае каких-либо скандалов, провалов и отставания в показателях эффективности.

Но поскольку в каждом из районов у глав МО есть конкуренты, то возникает вопрос о том, насколько соответствует реальности их уверенность в своих силах и авторитете? Ситуации в районах разные и одни главы МО уверенно «держат руль», другие —чувствуют шаткость своего авторитета, но рассчитывают воспользоваться поддержкой республиканских чиновников, а третьи — уповают на авось.

Васильев может и хотел бы более кардинальной смены руководителей городов и районов, но как прагматичный политик он придерживается принципа, говорящего, что если особой надобности нет, то лучше опираться на сложившийся каркас власти и лиц в нём. Поэтому он опять даёт экс-главам МО шанс с расчётом на использование их потенциала и с уверенностью, что в случае чего он в добровольно-принудительном порядке проведёт замену на других лиц в любой нужный момент. Тем более, что проект новых поправок в Конституцию РФ предусматривают участие госорганов в формировании органов местного самоуправления.

Мнение же избирателей о главах МО приобретает значение в глазах руководства республики лишь в случаях, когда люди выходят на массовые протесты, закулисно или явно поддерживаемые депутатами или бизнесменами. Такой подход, не смотря на ущербность для общества в целом, тем не менее, делает глав МО в основном обязанными руководству, частично — депутатам, а населению — ничем, пока это не вызывает скандалы или массовые протесты. Республиканской власти удобна зависимость глав МО от неё, а вопросы голосования на выборах или на всероссийском опросе по проекту поправок в Конституцию РФ планируется решать за счёт авторитета Президента РФ и деятельности системы власти в целом, реализуя социальные программы поддержки населения и национальные проекты. Главам МО зависимое и подчинённое положение от республиканской власти тоже во многом удобно, поскольку снимает часть ответственности и необходимость договариваться с депутатами, бизнесменами и гражданскими активистами.

Выводы 

Из заявленных задач и подходов представителей правящего класса следует, что подавшие в отставку главы МО действуют в русле планов партии «ЕР» по укреплению их позиций в органах государственной власти и местного самоуправления. Они используют фактор внезапности и пока благоприятные для них политические условия против потенциальных конкурентов.

Но хитрость, торопливость и суетливость действий властей могут вызывать раздражение и недоверие, приобретающие более широкие масштабы. Однако правящий класс этой опасности не чувствует.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Эвсет:

    При коррупционерах такого беспредела не было, чтобы у многодетных семей, ветеранов, инвалидов не платить льготы, только на том основании, что мало газа сжигают. А нынешние русаки и татары, командующие бандой Дагестана не выплачивают эти льготы. Будьте прокляты воры. …