О разделенных народах замолвите слово
6Запущенная Президентом России Владимиром Путиным компания по внесению правок в Конституцию России уже освещалась на нашем сайте. Часть населения и экспертного сообщества нашей страны критически настроена к таким изменениям, но большинство такую инициативу поддерживает, однако взгляды на то, как следует реформировать Основной закон страны, различаются довольно сильно и даже диаметрально. Недавно появилась еще одна кардинальная реформа конституции. Автором является известный в правых кругах Александр Севастьянов.
Его главной идеей является провозглашение России в качестве русского унитарного государства, что, разумеется, полностью лежит в русле взглядов соруководителя Национал-державной партии России (функционировала в 2002-08 годах), кем являлся Севастьянов. Однако рассуждения на эту тему не столь интересны, так как данная модель является явно маргинальной (пока во всяком случае, хотя мы и медленно дрейфуем в эту сторону) на фоне других взглядов, в отличие от анализа другого интересного предложения в списке предлагаемых Севастьяновым поправок в Конституцию.
В нем он настаивает на включении в Основной закон следующего положения: «Государство Россия признает единство русского, осетинского и лезгинского народов, оказавшихся в разделенном положении, и признает их право на воссоединение».
По его мнению, Россия должна содействовать консолидации и развитию не только русской нации, её исторического сознания, традиций и культуры, но также и «развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств России. Коренными народами признаются этнические группы, проживающие в России, но не имеющие своей государственности вне ее границ».
Более того, он на своем сайте разместил проект федерального закона «О разделённом положении русского, осетинского и лезгинского народов и их праве на воссоединение».
В нем Севастьянов пишет, что были нарушены естественные права и интересы, суверенитет, исторические судьбы разделенных народов в результате распада СССР. Государственная политика, по его мнению, должна опираться на признании национального суверенитета и правосубъектности данных народов, а также на признании права на их свободное самоопределение в местах компактного исторического проживания на территории иностранных государств, и даже двигаться в сторону достижения единства русского, осетинского и лезгинского народов в рамках одного государства – России.
Само образование новых государств из республик бывшего СССР трактуется Севастьяновым как естественный и нормальный процесс, но за одним исключением: «самым ужасным образом пострадали интересы и оказались нарушены права русского, осетинского и лезгинского народов». И это положение он призывает исправить.
Примечательно, что в 2009 году была издана книга «Русскому об Азербайджане и азербайджанцах», написанная Севастьяновым в соавторстве. В ней он вообще не касался проблем лезгинского, а также других народов, оказавшихся разделенными госграницей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. Но видимо что-то в его взглядах изменилось, и он оказался более последователен в обозначении разделенных народов (в их число подпадают и другие, неучтенные им народы, например, аварцы, цахуры и рутульцы), и вообще поднял эту проблему, нежели в наделении статусом народов России, от лица которых принимается конституция страны (в его правках вместо многонационального народа обозначен только русский народ).
Тут важно отметить, само обозначение, выпячивание проблемы разделенных народов, которая возникла в результате распада СССР, образовавшегося в свою очередь на большей части территории Российской империи (РИ). Однако Россия, будучи правопреемницей обеих государственных образований, до сих пор не обозначила свою четкую позицию в этом отношении, хотя многое уже упущено. Распад СССР сопровождался межэтническими конфликтами, и разрезанием по-живому территории исторического проживания целых народов.
И вопрос о разделенных народах нигде не был урегулирован с учетом интересов всех этнических общностей и при участии России, которая как раз и пострадала от процесса развала единого государства. Формирование новых республик опиралось исключительно на территории, которые были административно им подчинены в советское время без учета волеизъявления народов, проживавших на них, что в ряде случае привело в возникновению территориальных споров и появлению локальных конфликтов, некоторые из которых проявились двадцать лет спустя.
Поэтому Россия как правопреемница РИ и СССР не может игнорировать проблему разделенных народов, в первую очередь тех, которые были обозначены Севастьяновым. Тем не менее, в 2018 году в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года убрали упоминание о разделенных народах. Но избегание проблемы не приводит к ее исчезновению. Наоборот, события, происходящие на постсоветском пространстве, показывают, что межнациональная ситуация лишь усугубляется, в том числе и в самой России.
И тот факт, что русский националист проблеме разделенных народов (в том числе лезгинского и осетинского) уделил особое внимание, говорит о том, что на самом деле властям страны уже давно следует пересмотреть свои приоритеты, в том числе и во внешней политике, всерьез занявшись данной насущной проблемой.
Амиль Саркаров
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Уйгуры тоже хотели бы присоединится к Российским татарам, ну не как, так как выше х-я не пригнешь.
Первый очередь референдум чтобы убрали эту проклятый колючую проволоку а потоп снова референдум для создание гос-во.
Воссоеденить лезгинский народ
Свою судьбу мы должны решить сами. Никто за вас это не сделает.Потрясающие идеи есть у каждого, но редко кто делает хоть что-то, чтобы воплотить их на практике, причем прямо сейчас.
Я лезгин живу в России из-за присутствия пограничных таможенных препятствий и т.д ….обеих государств не могу навестить родственников и не только.
Уважаемый учтут все твои пожелания, уберут все пограничные припоны и будеш ездить и ездить. понос со рта после пургена.