Низкопоклонство и раболепие. Почему опять забыли про «Яран Сувар»?
0В Дербенте состоится международный праздник «Новруз-Байрам», сообщает минтуризма РД. Организатором запланированного на 17 марта мероприятия выступил подведомственный минтуризму турцентр «Дербент – 2000».
Азербайджанский междусобойчик
Интересно, что договоренность о проведении праздника в Дербенте была заключена по итогам встречи директора центра «Дербент–2000» Полад Наметуллаева и директора музея Нарын-Кала Али Ибрагимова 17 декабря прошлого года. То есть судьбу празднества, которое традиционно отмечается многими коренными народами республики, решили два представителя азербайджанской народа, грубо проигнорировав мнение и интересы всех остальных народов.
Надо отметить, что Новруз является праздником, имеющем международное значение, однако в вопросах поддержания и пропаганды собственной культуры на государственном и местном уровнях все-таки необходимо отдавать приоритет исконному, а не привнесенному наследию.
Встреча Али Ибрагимова и Полада Наметуллаева. Фото: Минтуризм РД
Четверть решает все
Что важно, эта позиция усиливается демографическими показателями в республике. Так, в Дагестане численность народов (перепись 2010 года), традиционно празднующих эту дату, по официальным данным, составляет порядка 750 тысяч человек.
А удельный вес празднующих именно «Новруз-Байрам» азербайджанцев и ногайцев не достигает и четверти населения (23%) от доли тех, кто отмечает в Дагестане этот праздник.
В то же время, крупнейший этнос, издревле отмечающий данную дату именно как «Яран Сувар», – это лезгины, составляющие среди отмечающих День весеннего равноденствия, составляет абсолютное большинство (52%).
Чуждое ближе?
Несмотря на это, десятилетиями в Дагестане насаждается название «Новруз-Байрам», вопреки тому, что имеются самобытные названия Праздника весны в лезгинском и родственных ему языках. Напомним, что табасараны празднуют «Эбелцан», агулы «Хьидин Iуьш», рутулы «Эр», цахуры «Юхьванин югъ». В совокупности, они составляют 77% от числа празднующих День весеннего равноденствия.
Получается, 77% населения предлагают согласиться с тем, что их родной праздник, в их родной республике будет иметь чужеродное название в угоду меньшинству. Хотя «предлагают» не совсем правильно сказано, скорее их ставят перед фактом.
Что характерно, власти Дагестана в этом смысле из года в год занимают самоуничижительную позицию, напрочь игнорируя имеющееся в республике исконное культурное разнообразие.
В этом плане интересен опыт других республик РФ, в том числе и тюркоязычных, которые отстаивают свои собственные наименования Дня весеннего равноденствия. Так, например, в Хакасии на официальном уровне отмечают Чыл пазы, в Адыгее и Кабардино-Балкарии интенсивно заняты восстановлением своего нового года – «ИлъэсыкIэ мэфэкI».
Праздник весны в Дербенте, 2016 год. Видео: РГВК “Дагестан”
Как должно быть
С учетом культурных потребностей и интересов всех этносов Южного Дагестана, организованный в 2016 году усилиями Фонда «Дербент» и ФЛНКА при поддержке городской администрации в Дербенте Праздник весны (фото в лиде) стал единой площадкой, где на равных паритетах нашли ответ на свои культурные запросы представители всех народов, отмечающих эту дату.
Мероприятие это носило интернациональный характер, что следовало из названия, включавшего все традиционные национальные наименования, и его программы, которая состояла из номеров от каждого из представленных народов.
Принимая во внимание вышеотмеченное, совсем непонятно, чем руководствуется официальная Махачкала, на государственном уровне поддерживая лишь неродное название, бытующее преимущественно у части тюркоязычных народов, имеющее иранское происхождение (Now ruz – Новый день).
Ямуддин Кюринский
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: